Мудрый Экономист

Замена штрафа на предупреждение

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2017, N 2

Если юридическое лицо или предприниматель, являющиеся субъектами малого или среднего предпринимательства, впервые совершили административное правонарушение, то в соответствии с нормами ст. 4.1.1 КоАП РФ штраф им может быть заменен на предупреждение <1>. Между тем данное правило распространяется не на все административные нарушения. К такому выводу ФНС России пришла в Письме от 08.11.2016 N ГД-4-14/21127@. В каких случаях "послабление" невозможно?

<1> Дополнительно по данному вопросу см. статью Н.Н. Луговой "Не штраф - предупреждение!", N 8, 2016.

Правила замены штрафа на предупреждение

Статьей 4.1.1 КоАП РФ установлены особые условия применения мер административной ответственности для малого и среднего бизнеса. (Напомним, данная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ.)

Так, ч. 1 названной статьи предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые (!) совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде штрафа подлежит (!) замене на предупреждение.

Подобная замена возможна при наличии обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ:

Подчеркнем: возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (см. Постановление ВС РФ от 01.12.2016 N 308-АД16-16047 по делу N А32-32485/2015).

Примечание. Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения хозяйствующим субъектом административного правонарушения следующего характера (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ):

Подача сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением госреестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

При этом положениями ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за подачу недостоверных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП:

А ч. 5 названной статьи устанавливает ответственность за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4. В этом случае должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Вопрос: возможно ли послабление в виде замены штрафа на предупреждение при подаче компаниями и предпринимателями недостоверных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? ФНС считает, что нет. И вот почему.

Точка зрения ФНС

В Письме N ГД-4-14/21127@ налоговики дали понять, что правило, установленное ст. 4.1.1 КоАП РФ, распространяется не на все виды административных правонарушений. В частности, специалисты ФНС пришли к выводу, что невозможно заменить предупреждением штраф, наложенный на основании ч. 3 - 5 ст. 14.25 КоАП РФ за подачу недостоверных сведений об организации или ИП с целью их регистрации или внесения в реестры.

Как подчеркнули авторы обозначенного Письма, замена штрафа на предупреждение в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена, если представители малого и среднего бизнеса впервые привлечены к административной ответственности за правонарушение, которое выявлено в ходе мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В свою очередь, правоотношения, возникающие в связи с госрегистрацией юридических лиц и предпринимателей, регулируются нормами Закона N 129-ФЗ. Этот Закон не предусматривает осуществления органами ФНС контроля (надзора) в сфере регистрации юридических лиц и предпринимателей. А раз так, положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не применимы в случаях привлечения организации или предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 - 5 ст. 14.25 КоАП РФ. (Полагаем, здесь уместнее говорить о санкциях, установленных ч. 3 и 4, поскольку ч. 5 предусматривает наказание за повторное нарушение.)

Учитывая сказанное, полагаем, что представителям бизнеса едва ли следует рассчитывать на замену штрафа предупреждением при выявлении недостоверности сведений, направленных для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Размышления на тему

Позиция налоговиков ясна, но справедлива ли? Давайте разбираться.

В статье 2 Закона N 129-ФЗ говорится, что государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба. Кроме того, обозначенная обязанность налоговиков прописана в п. 1, 4, п. 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Причем в ч. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ сказано, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом, если возникают обоснованные сомнения в их достоверности. А в данном случае регистрирующий орган - ФНС (точнее, ее территориальные подразделения). То есть в силу прямого указания закона именно на налоговиков возложена обязанность по проверке правильности подаваемых в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений.

Согласно ч. 4.3 названной статьи основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий, порядок использования их результатов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В связи с этим Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий. В частности, п. 6 данного документа установлено, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных п. 11 того же документа случаях могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами ФНС.

С обозначенной обязанностью корреспондирует право должностных лиц налоговых органов составлять протоколы по административным нарушениям, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 - 5 ст. 14.25 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.61, п. 5, 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518).

К сведению. Нарушение по ч. 3 или 4 ст. 14.25 КоАП РФ не является длящимся (что следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если налоговый орган не обнаружит его спустя год с момента, когда организация или предприниматель должны подать в налоговый орган уведомление о регистрации или внесении изменений, то привлечь должностных лиц к административной ответственности будет уже нельзя.

Между тем в Письме N ГД-4-14/21127@ ФНС России настаивает (по непонятным причинам), что налоговики не наделены полномочиями по контролю (надзору) в сфере регистрации юридических лиц и предпринимателей.

Как же так? Неужели чиновники ведомства полагают, что контроль в сфере регистрации (о котором говорится в Письме) и проверка достоверности сведений (фраза из текста нормативного акта) - это два совершенно разных мероприятия? Или, быть может, есть какие-то другие основания так считать (о которых налоговики умолчали)?

В любом случае выводы, сделанные ФНС в вышеупомянутом Письме, вызывают вопросы. Ответы на них, по всей видимости, предстоит дать арбитрам. Впрочем, нельзя исключать вероятность того, что само ведомство в дальнейшем даст более обстоятельные разъяснения о порядке применения налоговиками правила, установленного ст. 4.1.1 КоАП РФ, в анализируемой ситуации.

С.Г. Новикова

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"