Мудрый Экономист

В закон о ККТ внесены изменения. Что нового?

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 9

03.07.2018 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 192-ФЗ) в Закон о ККТ <1>. Рассмотрим основные новшества, которые касаются образовательных учреждений, использующих в своей деятельности контрольно-кассовую технику.

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Новое понятие "расчеты"

В соответствии с новым понятием, изложенным в ст. 1.1 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ, расчеты - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. В целях применения данного Закона под расчетами понимаются также:

Таким образом, теперь применение ККТ не зависит от способа оплаты товаров, работ, услуг: наличными деньгами или любым способом в безналичном порядке.

Требования к ККТ

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Законом. Законом N 192-ФЗ уточнено, что ККТ в обязательном порядке должна быть внесена в реестр ККТ.

Расчеты за услуги между организациями

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Под электронными средствами платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием (см. п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ <2>):

<2> Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

К электронным средствам платежа относятся банковские платежные карты, электронные кошельки, банковские переводы через онлайн-банкинг. Таким образом, если учреждение получает оплату от организаций и ИП наличными деньгами и с использованием электронного средства платежа с его предъявлением, то ККТ применяется.

Дополнительные реквизиты кассового чека и БСО

С 01.07.2019 в ст. 4.7 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ вводится п. 6.1, в котором содержатся дополнительные реквизиты кассового чека и БСО. Итак, кассовый чек или БСО, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и ИП с использованием наличных денег или с предъявлением электронных средств платежа, наряду с обязательными реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ, должны содержать следующие реквизиты:

а) наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

б) ИНН покупателя (клиента);

в) сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

г) сумму акциза (если применимо);

д) регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Порядок выдачи чека при расчетах

Ввиду того что кассовый чек должен выдаваться при наличных и безналичных расчетах, скорректирован п. 5, а также введены п. 5.1 - 5.5 в ст. 1.2 Закона о ККТ.

В соответствии с п. 5 ст. 1.2 данного Закона пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к Интернету, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме:

Абонентский номер или адрес электронной почты должны быть указаны покупателем до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься.

Однако в отдельных случаях при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) пользователь вправе не выдавать кассовый чек или БСО на бумажном носителе. К таким случаям относится непредоставление покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты. Пользователь также вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях (п. 5.1 ст. 1.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ):

  1. осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
  2. осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода (применяется с 01.02.2020). Данный код позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности), структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений п. 5 и 5.1 ст. 1.2, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека (БСО) одним из следующих способов (п. 5.3 ст. 1.2 Закона о ККТ):

  1. в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара;
  2. на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (БСО) в электронной форме;
  3. на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (БСО) в электронной форме.

Корректировка расчетов

В соответствии с п. 4 ст. 4.3 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (БСО коррекции) после составления отчета об открытии смены, но не позднее составления отчета о закрытии смены. При этом законодатель уточняет, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае использования ККТ с нарушением требований законодательства РФ о контрольно-кассовой технике.

Согласно новому п. 5.1 ст. 4.3 Закона о ККТ отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД) всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.

Библиотеки вправе не применять ККТ

ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, НИИ, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Перечень платных услуг, оказываемых названными библиотеками без применения ККТ, будет утвержден Правительством РФ (п. 12 ст. 2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ).

Другие случаи неприменения ККТ

Кроме того, ККТ не применяется:

Можно не использовать онлайн-кассу на территориях военных объектов, объектов органов Федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки.

Регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККТ

Отметим, отдельные новшества, внесенные Законом N 192-ФЗ, связаны с регистрацией, перерегистрацией и снятием с учета ККТ.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 4.2 Закона о ККТ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ должно содержать следующие сведения:

Далее следует заметить, что согласно п. 7 ст. 4.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ датой регистрации контрольно-кассовой техники, ее перерегистрации и снятия с учета считается дата формирования ФНС карточки регистрации ККТ или карточки о снятии с учета, выдаваемых (направляемых) пользователю в течение 10 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления. Напомним, что ранее данный срок составлял пять дней.

Кроме того, названная статья дополнена случаями, когда ККТ снимается с учета в одностороннем порядке. К ним относятся, в частности, случаи:

  1. установления уполномоченным органом факта несоответствия экземпляра контрольно-кассовой техники требованиям Закона о ККТ. Такой экземпляр подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о его снятии. Повторная регистрация такого экземпляра контрольно-кассовой техники в налоговом органе допускается при условии устранения выявленных нарушений (п. 15 ст. 4.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ);
  2. внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 18 ст. 4.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ).

Датой снятия ККТ с учета в одностороннем порядке без заявления считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение пяти рабочих дней (п. 7 ст. 4.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ).

Поломка фискального накопителя ККТ

В соответствии с п. 8.1 ст. 4.2 Закона о ККТ в редакции Закона N 192-ФЗ в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, и формирования отчета о его закрытии пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.

В течение пяти рабочих дней со дня поломки фискального накопителя пользователь подает заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ККТ с регистрационного учета в отношении той техники, в составе которой применялся такой фискальный накопитель.

Изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения:

а) о заводском номере фискального накопителя;

б) наличии заводского брака;

в) возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя.

Уполномоченный орган вправе устанавливать состав дополнительных сведений, которые должно содержать заключение по результатам экспертизы фискального накопителя.

Пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявления о снятии ее с учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае, если изготовителем фискального накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного фискального накопителя.

Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.

Уполномоченный орган вправе установить порядок действий пользователя и изготовителя фискального накопителя в случае поломки фискального накопителя, используемого в зарегистрированной контрольно-кассовой технике.

* * *

В заключение отметим, что в соответствии с принятыми в последнее время изменениями (Законы N 290-ФЗ <3>, 192-ФЗ) пользователь ККТ обязан передавать данные о расчетах в режиме реального времени в ФНС. Как напомнил Минфин России в Письме от 18.07.2018 N 03-01-15/50059, переход на новый порядок применения ККТ, предусматривающий передачу данных в режиме онлайн, был разбит на три этапа.

<3> Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Первый этап (с 01.07.2017) распространялся на все организации и ИП, за исключением:

  1. тех, кто был вправе не применять ККТ до введения нового порядка, в том числе:
  1. осуществляющих торговлю посредством торговых автоматов.

Второй этап (с 01.07.2018) распространяется на организации и ИП:

  1. которые применяют систему налогообложения в виде ЕНВД и ПСНО в сфере розничной торговли и общепита, кроме ИП без наемных работников;
  2. которые осуществляют расчеты с использованием электронных средств платежа;
  3. которые имеют наемных работников и ведут торговлю с помощью торговых автоматов.

Третий этап (с 01.07.2019) будет распространяться на все организации и ИП, в том числе:

  1. организации и ИП на спецрежиме в виде ЕНВД и ПСНО вне сферы розничной торговли и общепита;
  2. ИП на спецрежиме в виде ЕНВД и ПСНО в сфере розничной торговли и общепита без наемных работников;
  3. организации и ИП, которые оказывают услуги населению;
  4. организации и ИП, которые осуществляют безналичные расчеты с физическими лицами;
  5. ИП без наемных работников, осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов.

При несоблюдении положений Закона о ККТ нарушитель привлекается к административной ответственности.

М. Зарипова

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"