Мудрый Экономист

Списание и утилизация автомобиля в бюджетном учреждении

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 9

На балансе бюджетных учреждений нередко числятся основные средства, потребность в использовании которых отсутствует. Чаще всего это имущество, пришедшее в негодность. В статье мы рассмотрим порядок списания и утилизации автомобиля, который не подлежит дальнейшей эксплуатации.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у БУ на праве оперативного управления, это учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Поскольку автомобили имеют внушительную стоимость и их значимость в деятельности организации очевидна, они относятся к особо ценному движимому имуществу. Если данное имущество было приобретено за счет средств собственника-учредителя, чтобы списать такое имущество, необходимо получить его согласие. В случае если автомобиль был приобретен ранее за счет средств от приносящей доход деятельности, решение о его списании принимается бюджетным учреждением самостоятельно.

Общие правила списания имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834). Аналогичные нормативные акты приняты в субъектах РФ в отношении государственного и муниципального имущества. Например, Положение о порядке списания имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Троицк в городе Москве, утверждено Постановлением администрации городского округа Троицк в г. Москве от 18.04.2016 N 376. Поскольку нормы федерального законодательства перекликаются с нормами законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления, мы рассмотрим правила списания имуществ, руководствуясь Положением N 834.

Шаг 1. Создание комиссии по списанию имущества

В соответствии с п. 3 Положения N 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если данное имущество:

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества учреждений создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения N 834).

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Комиссия (п. 6 Положения N 834):

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов комиссии (п. 7 Положения N 834).

Все подготовленные документы на списание основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета. Заметим, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются (п. 52 Инструкции N 157н <1>, п. 11 Положения N 834).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Шаг 2. Согласование списания имущества с учредителем

Общий Порядок представления федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 (далее - Порядок N 96/30н). Дополнительно к данному документу утверждены ведомственные порядки согласования списания основных средств, например, Приказами Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н, от 23.04.2013 N 242н, Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, от 03.10.2011 N 957, Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676. В данных Приказах приводятся перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, и порядок согласования актов о его списании.

Так, в соответствии с Приказом Минздрава России N 1059н при списании федерального имущества, относящегося к движимому имуществу, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. руб., помимо документов, указанных в п. 1, 2 Порядка N 96/30н, учреждения представляют:

При списании транспортного средства учреждения представляют:

Все подготовленные документы на списание основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета. После их предоставления собственник принимает решение и подписывает акт.

Обратите внимание! Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта ОС и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются (п. 52 Инструкции N 157н, п. 11 Положения N 834).

Шаг 3. Списание автомобиля в органах ГИБДД

Пришедший в негодность автомобиль необходимо снять с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.

Шаг 4. Списание автомобиля в бухгалтерском учете

В силу п. 51 Инструкции N 157н операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта ОС по иным основаниям, установленным законодательством РФ.

Бюджетное учреждение в бухгалтерском учете операцию по списанию автомобиля отразит в соответствии с п. 12 Инструкции N 174н <2>: дебет счетов 0 104 35 410, 0 401 10 172 и кредит счетов 0 101 25 410, 0 101 35 410.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Если списание автомобиля происходит в результате уничтожения, разрушения, прихождения в негодность вследствие стихийных бедствий, то оформляется запись по дебету счетов 0 104 35 410, 0 401 10 172 и кредиту счетов 0 101 25 410, 0 101 35 410.

Запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля, пригодные для дальнейшего использования и остающиеся в распоряжении учреждения, принимаются к учету по оценочной стоимости, что отражается записью (п. 34 Инструкции N 174н): дебет счета 0 105 36 340 и кредит счета 0 401 10 172.

Для справки. При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией, созданной в учреждении, на постоянной основе используются (п. 25 Инструкции N 157н):

Аналитический учет полученных материальных ценностей ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043).

Пример 1. Бюджетное учреждение получило разрешение на списание автомобиля. Первоначальная стоимость основного средства составляет 450 000 руб. Амортизация начислена в размере 100%. В результате разборки транспортного средства оприходованы запасные части, узлы и детали на сумму 35 000 руб. Автомобиль был приобретен за счет средств, выделенных учредителем.

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан автомобиль с бухгалтерского учета

4 104 35 410

4 101 35 410

450 000

Принят списанный автомобиль на забалансовый учет до момента утилизации

02

1

Приняты к учету запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования

2 105 36 340

2 401 10 172

35 000

Сдан автомобиль (то, что осталось после его разборки) в утиль

02

1

Шаг 5. Отражаем доходы от сдачи металлолома

Согласно положениям Инструкций N 157н, 174н отходы в виде металлического лома не являются основными средствами и классифицируются как материальные запасы. Следовательно, доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Металлолом, полученный в результате списания автомобиля, принимается к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции N 157н). Данная операция отражается следующими записями (п. 34 Инструкции N 174н): дебет счета 2 105 36 340 и кредит счета 2 401 10 189 либо дебет счета 2 105 36 340 и кредит счета 2 401 10 172.

Минфин России в Письме от 09.11.2016 N 02-06-10/65577 в отношении реализации металлолома разъяснил, что схема отражения хозяйственных операций с активами в бухгалтерском учете казенного учреждения с применением счета 0 401 10 172 в целом не противоречит действующим положениям Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н. Полагаем, что бюджетные учреждения также могут отразить принятие к учету полученного металлолома. На это следует указать в учетной политике организации.

Что касается расчетов с утилизирующей организацией по сбору металлолома, их требуется осуществлять с использованием счета 0 209 89 000 "Расчеты по иным доходам". В силу п. 150 Инструкции N 174н начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров по дебету счета 0 209 89 560 и кредиту счета 0 401 10 172. Напомним, что в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в Письме от 24.04.2012 N 02-04-10/1464, доходы от сдачи металлолома являются собственными доходами учреждения. Поэтому все операции по его реализации отражаются по КВФО 2 (приносящая доход деятельность).

Что касается исполнения обязанностей плательщика НДС и налога на прибыль, нужно обратить внимание на следующие положения НК РФ.

Налог на прибыль. На основании ст. 247 НК РФ бюджетное учреждение при осуществлении указанных операций признается плательщиком налога на прибыль. База по налогу на прибыль организаций - денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной форме (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 13 указанной статьи стоимость материалов или иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). На основании вышеизложенного металлолом, полученный от списания автомобиля и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для бюджетного учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде металлолома при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализации металлолома является доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данной операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материалов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 п. 2 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данного металлолома, оцененного в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Налоговый кодекс предоставляет право медицинским, образовательным организациям, учреждениям социального обслуживания населения воспользоваться при исчислении налога на прибыль нулевой ставкой (ст. 284.1, 284.5). Для этого организация должна соответствовать критериям, прописанным в данных статьях. Одним из условий применения нулевой налоговой ставки при исчислении налога на прибыль является установленный процент доходов организации за налоговый период от осуществления медицинской (образовательной, социальной) деятельности (не менее 90% в общей доле доходов).

Налог на добавленную стоимость. До 01.01.2018 в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов была освобождена от обложения НДС. С этого года названная норма, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ, утратила силу, в связи с этим реализация данного имущества (лома) подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

Пример 2. Бюджетное учреждение в результате разборки автомобиля оприходовало металлолом, который впоследствии реализовало специализированной организации за 23 600 руб. (в том числе НДС - 3 600 руб.). Указанная сумма поступила на лицевой счет учреждения.

В бухгалтерском учете сделаны такие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

2 105 36 340

2 401 10 172

23 600

Списан с учета металлолом для последующей реализации

2 401 10 172

2 105 36 440

23 600

Начислен доход от реализации металлолома

2 209 89 560

2 401 10 172

23 600

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

17

2 209 74 660

23 600

В рассматриваемом примере налогооблагаемая прибыль от реализации равна нулю, поскольку выручка от реализации металлолома, согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов.

Шаг 6. Передаем сведения в Росимущество

В заключение отметим, что после завершения мероприятий, определенных актом о списании, утвержденный руководителем учреждения акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются учреждением в месячный срок в Росимущество, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения N 834).

* * *

Сформулируем основные выводы.

  1. Списание автомобиля, приобретенного за счет средств учредителя, осуществляется на основании его решения. Приобретенный за счет средств, полученных от платной деятельности, автомобиль списывается на основании самостоятельного решения учреждения.
  2. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.
  3. Отходы в виде металлического лома не являются основными средствами и классифицируются как материальные запасы. Следовательно, доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
  4. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов подлежит обложению НДС с 01.01.2018. Налог платит налоговый агент.
  5. Металлолом, полученный от списания автомобиля и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для бюджетного учреждения внереализационным доходом.
  6. Выручка от реализации металлолома признается доходом от реализации, который может быть уменьшен на стоимость данного металлолома, оцененного согласно ст. 105.3 НК РФ.

С. Валова

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"