Мудрый Экономист

Новый порядок составления и ведения бюджетных смет для федеральных ку

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 9

В соответствии со ст. 165 БК РФ Приказом Минфина РФ от 20.06.2018 N 141н утвержден Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений (далее - Порядок N 141н). Новый документ применяется при составлении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения начиная с бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. В статье осветим его основные положения.

Напомним, что в начале года Приказом от 14.02.2018 N 26н Минфин утвердил новые общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет для всех казенных учреждений. Порядок N 141н применяется только федеральными казенными учреждениями.

Составление бюджетной сметы

По сравнению с Приказом Минфина РФ N 26н в новом документе более подробно раскрыты правила составления сметы. В соответствии с п. 8 Порядка N 141н показатели сметы группируются по следующим направлениям согласно лимитам бюджетных обязательств:

  1. по расходам, осуществляемым в целях обеспечения функций учреждения в соответствии со ст. 70 БК РФ;
  2. по следующим расходам:
  1. по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые учреждением в пользу третьих лиц;
  2. по расходам, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием указанных доходов в отчетном финансовом году.

Кроме того, в смете отражается информация (п. 9 Порядка N 141н):

  1. о планируемых расходах учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию, сумма которых должна соответствовать прогнозу поступления доходов от собственной производственной деятельности учреждения, отражаемых в сведениях для составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год в соответствии с Порядком N 117н <1>;
  2. о расходах учреждения по исполнению публичных нормативных обязательств за счет бюджетных ассигнований, доведенных учреждению в установленном бюджетным законодательством РФ порядке;
  3. о расходах учреждения, полномочия по осуществлению которых переданы им в соответствии с бюджетным законодательством РФ:
<1> Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.2013 N 117н.

Показатели сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленно (п. 10 Порядка N 141н).

Следует обратить внимание, что проект сметы составляется учреждением при составлении проекта закона о бюджете. Все показатели вносятся в форму <2> в абсолютных суммах и должны соответствовать планируемым объемам расходов, а также иным детализирующим показателям (при наличии), информация о которых доведена главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств до учреждения.

<2> Форма проекта сметы приведена в приложении 1 к Порядку N 141н.

В соответствии с п. 38 Порядка N 141н к проекту сметы составляются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей. Формы таких обоснований (расчетов) утверждены Приказом Минфина РФ от 20.06.2018 N 139н. В Приказе содержится 95 форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, среди которых, в частности:

Если обоснования (расчеты) плановых сметных показателей содержат сведения, составляющие государственную тайну, они формируются обособленно (п. 39 Порядка N 141н).

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и дифференцируются в зависимости от видов расходов с детализацией до кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, отдельных целевых статей (направлений) классификации расходов бюджетов, главных распорядителей бюджетных средств и (или) аналитических показателей.

Следует учитывать, что показатели обоснований (расчетов), формируемые в части расходов на закупку товаров, работ, услуг с учетом принятых и планируемых к принятию учреждением бюджетных обязательств, должны соответствовать показателям плана закупок учреждения, который представляется главному распорядителю бюджетных средств согласно пп. "а" п. 4 Правил N 552 <3> (п. 41 Порядка N 141н), а показатели, формируемые в части расходов на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации, - показателям мероприятий по информатизации, формируемым согласно положениям Постановления Правительства РФ N 365 <4> (п. 42 Порядка N 141н).

<3> Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552.
<4> Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".

К сведению. Показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств (п. 20 Порядка N 141н).

Проект сметы и обоснования (расчеты) плановых сметных показателей подписываются уполномоченным лицом учреждения и направляются главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (п. 12, 43 Порядка N 141н).

Утверждение бюджетной сметы

В соответствии с п. 13 Порядка N 141н распорядитель бюджетных средств рассматривает проект сметы и при отсутствии замечаний к нему и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей согласовывает его, включает в свод проектов смет и направляет последний главному распорядителю бюджетных средств для согласования и принятия.

При наличии замечаний к проекту сметы и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей распорядитель бюджетных средств в срок, установленный главным распорядителем бюджетных средств, но не позднее двух рабочих дней со дня получения от учреждения проекта сметы направляет учреждению информацию об отклонении проекта сметы с указанием причин отклонения (замечаний).

Учреждение в срок, установленный главным распорядителем бюджетных средств, но не позднее двух рабочих дней со дня получения информации об отклонении проекта сметы вносит изменения в проект сметы в соответствии с полученными замечаниями и направляет уточненный проект сметы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (п. 15 Порядка N 141н). Аналогичным образом следует поступить, если получены замечания по обоснованиям (расчетам) сметных показателей. Учреждение должно либо аннулировать их, либо внести изменения и повторно направить их главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (п. 51 Порядка N 141н).

Уточненный учреждением проект сметы подлежит рассмотрению, согласованию и принятию главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в порядке, предусмотренном для рассмотрения, согласования и принятия проекта сметы.

Ведение бюджетной сметы

В соответствии с п. 28 Порядка N 141н ведение сметы осуществляется учреждением путем внесения изменений в показатели сметы по форме, которая приведена в приложении 2 к данному Порядку.

Показатели сметы изменяются по следующим основаниям (п. 29 Порядка N 141н):

Изменение показателей сметы при изменении показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по учреждению осуществляется с присвоением кода вида изменения, который соответствует коду, указанному в документе, которым утверждается изменение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Изменение показателей сметы, не приводящее к изменению бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, осуществляется с присвоением следующих кодов видов изменения (п. 34 Порядка N 141н):

Изменения в показатели сметы на текущий финансовый год вносятся не позднее одного рабочего дня до окончания текущего финансового года (п. 35 Порядка N 141н).

Рассмотрение и согласование главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств изменений в показателях сметы осуществляются в соответствии с п. 21 - 26 Порядка N 141н.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. При составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения на 2019 год (2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) применяется новая форма бюджетной сметы. Рекомендуемая форма сметы и порядок ее составления, утверждения и внесения в нее изменений утверждены Приказом Минфина РФ N 141н.
  2. При составлении проекта сметы к нему должны прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, которые теперь являются неотъемлемой частью бюджетной сметы. Формы таких обоснований (расчетов) утверждены Приказом Минфина РФ N 139н.

С. Мухин

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"