Мудрый Экономист

Курортный сбор - ведомства разъясняют

"Госсектор: учет, планирование, контроль", 2018, N 9

С 2018 года в ряде регионов проводится эксперимент по взиманию с временно проживающих там граждан курортного сбора. Учреждения могут столкнуться с курортным сбором при направлении своих работников в командировки, на соревнования и различные мероприятия. Кроме того, учреждения, находящиеся на территории эксперимента, могут сами иметь обязанность взимать курортный сбор и перечислять его в бюджет.

Курортный сбор

Курортный сбор введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Закон N 214-ФЗ). В указанных регионах проводится эксперимент посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор). Взимается он с 1 мая 2018 года операторами курортного сбора (ч. 3 ст. 2 Закона N 214-ФЗ).

Оператор курортного сбора (далее - Оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ). Таким образом, операторами курортного сбора могут быть учреждения, имеющие на балансе любые жилые помещения, сдаваемые в аренду, а также имеющие гостиницы, санатории на территории эксперимента.

Курортный сбор взимается со всех совершеннолетних лиц, проживающих в курортных городах более суток, независимо от целей прибытия в город (ст. 6 Закона N 214-ФЗ).

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика в гостинице, за исключением дня заезда, и установленного дневного размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания (ч. 1 ст. 8 Закона N 214-ФЗ). Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.

Учреждение - оператор курортного сбора

Недавним письмом Минфина России от 16.07.2018 N 23-01-06/49454 была разъяснена позиция ведомства об отражении в бюджетном учете операций у федерального казенного учреждения - оператора курортного сбора.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 214-ФЗ Оператором осуществляется перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ. Законом субъекта РФ устанавливается его размер, порядок и сроки перечисления в бюджет.

Так как сумма курортного сбора, взимаемая Операторами с плательщиков, не связана с расчетами по оплате проживания в объектах размещения, данные платежи, поступающие как в наличной, так и в безналичной форме, следует разделять.

При этом операции по перечислению оператором в бюджет субъекта РФ средств курортного сбора, поступивших ему, целесообразно учитывать на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (с кодом 05), открытом на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение" в территориальном органе Федерального казначейства по месту своего обслуживания. Впоследствии данные средства перечисляются на счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н). В платежном документе указывается код классификации доходов бюджетов субъекта РФ по соответствующему администратору дохода, администрирующему средства курортного сбора.

Кроме того, специалисты ведомства обратили внимание учреждений на то, что в случае взимания суммы курортного сбора в составе оплаты проживания в объектах размещения и учета этих сумм, в том числе курортного сбора, в доходах федерального бюджета оператору курортного сбора надлежит осуществить уточнение/перечисление сумм курортного сбора в бюджет субъекта РФ, участвующего в эксперименте, в соответствии с Порядком N 125н.

Также Минфином России было разъяснено, что для осуществления полномочий Оператора закрепление полномочий главного администратора (администратора) доходов от поступающей платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) не требуется.

Аналогичные разъяснения о порядке учета в учете оператора - бюджетного учреждения были приведены в письме Минфина России от 05.07.2018 N 23-01-06/46630. Курортный сбор необходимо учитывать в составе средств во временном распоряжении, а сумму сбора и плату за проживание необходимо разделять.

В бухгалтерском (бюджетном) учете операции по поступлению и перечислению курортного сбора отражаются следующими записями:

Дебет счета 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

или Дебет счета 3 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения"

Кредит счета 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Одновременно: увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств"

Дебет счета 3 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"

Кредит счета 3 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

Одновременно: увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств"

Возмещение курортного сбора командированному работнику

В письме Минфина России от 16.07.2018 N 23-01-06/49454 также был разъяснен вопрос о возмещении расходов гражданским служащим (работникам) по уплате курортного сбора за время их пребывания на территории действия эксперимента.

В соответствии с пунктом 1 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (далее - Порядок N 813), служащие направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя (руководителя государственного органа или его аппарата либо лица, замещающего государственную должность РФ) или уполномоченного им лица на определенный срок для выполнения служебного задания (вне постоянного места прохождения федеральной государственной гражданской службы) на территории РФ, в том числе на территории субъектов РФ, в которых проводится эксперимент.

В соответствии со статьей 7 Закона N 214-ФЗ гражданские служащие не освобождены от уплаты курортного сбора, поэтому в вопросах возмещения им расходов на уплату курортного сбора следует руководствоваться положениями Порядка N 813, касающимися возмещения гражданскому служащему расходов, связанных с направлением в служебную командировку.

Так, согласно пункту 11 Порядка N 813 при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности и денежного содержания, а также возмещаются:

а) расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы;

б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах;

в) расходы по найму жилого помещения;

г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);

д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).

Таким образом, при представлении гражданским служащим представителю нанимателя документов, подтверждающих уплату им курортного сбора, данные расходы целесообразно относить к иным расходам, связанным со служебной командировкой (пп. "д" п. 11 Порядка N 813), и осуществлять возмещение служащему соответствующих расходов в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, отражение расходов, связанных с командированием работников (служащих) государственного органа, включая возмещение иных расходов, связанных со служебными командировками, в том числе при отнесении к ним расходов по уплате курортного сбора, осуществляется в 2018 году по коду вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" и КОСГУ 212 "Прочие выплаты".

По мнению автора, аналогичную позицию можно применять и к работникам учреждений, ведь согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в качестве расходов, которые обязан возместить работодатель, названы расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные и иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя. Возмещение курортного сбора работникам целесообразно закрепить в локальном нормативном акте учреждения (положении о служебных командировках и т.п.).

Курортный сбор на этапе бронирования

При поездке в командировку бывает удобно оплатить большую часть расходов заранее.

Минкавказ России в своем письме от 24.07.2018 N РО-3-02793 сообщил о возможности уплаты курортного сбора на этапе бронирования объекта размещения, например при бронировании через Интернет.

Учитывая, что курортный сбор взимается при проживании в объекте размещения более 24 часов, уплата курортного сбора на этапе бронирования будет иметь характер авансового платежа.

Учреждениям, направляющим работников в командировки, необходимо учитывать, какими документами может быть подтверждена уплата курортного сбора в случае перечисления его авансом.

Авансовый платеж может быть перечислен (внесен) плательщиком:

1. Самостоятельно путем безналичного перечисления денежных средств (с использованием систем онлайн-банкинга) на расчетный счет оператора курортного сбора.

При данном перечислении авансового платежа исполнение распоряжения о переводе денежных средств подтверждается кредитной организацией в порядке, установленном пунктами 4.6, 4.7, 4.9 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". При исполнении распоряжений в электронном виде плательщику кредитной организацией направляется соответствующее извещение в электронном виде или исполненное распоряжение в электронном виде с указанием даты исполнения.

2. Самостоятельно путем перевода наличных или безналичных денежных средств без открытия банковского счета через кредитную организацию в соответствии с положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" с последующим перечислением оператору курортного сбора.

При исполнении распоряжения на бумажном носителе плательщику предоставляется экземпляр распоряжения с отметками банка.

Льготы для спортсменов

Статья 7 Закона N 214-ФЗ предусматривает перечень лиц, которые освобождены от уплаты курортного сбора. В том числе в него входят спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

Письмом Минспорта России от 18.05.2018 N ИСХ-02-4-09/7285 был направлен перечень документов, служащих основанием для освобождения от уплаты курортного сбора данной категории лиц. Виды документов зависят от уровня соревнований, на которые направлены спортсмены, тренеры и судьи.

Документом, подтверждающим право на освобождение от уплаты курортного сбора для участников официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнований, является официальная заявка на участие в мероприятии, заверенная органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта РФ или соответствующим структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство развитием военно-прикладных или служебно-прикладных видов спорта, или руководителем спортивного клуба (для командных игровых видов спорта) и (или) руководителем региональной спортивной федерации (при ее наличии) или уполномоченным им должностным лицом и печатью спортивного клуба и (или) региональной спортивной федерации, или ее заверенная копия. Документом, подтверждающим льготу для спортивных судей, является списочный состав судейской коллегии, заверенный соответствующей общероссийской спортивной федерацией.

Для участников официальных всероссийских и межрегиональных физкультурных мероприятий документами, подтверждающими право на льготу, являются:

- официальная заявка (или ее копия) на участие в мероприятии, заверенная органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ - соорганизатором физкультурного мероприятия (при наличии);

Право на освобождение от уплаты курортного сбора для участников тренировочных мероприятий: спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд РФ - подтверждается оригиналом списка основного и резервного состава участников тренировочного мероприятия, заверенного руководителем ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" или уполномоченным руководителем должностным лицом, или его заверенной копией.

Право на освобождение от уплаты курортного сбора для участников тренировочных мероприятий: спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд субъектов РФ - подтверждает оригинал списка основного и резервного состава участников тренировочного мероприятия, подписанный руководителем органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта РФ или уполномоченным должностным лицом, или его заверенная копия.

Для участников тренировочных мероприятий: спортсменов, тренеров и специалистов физкультурно-спортивных организаций, организаций, осуществляющих спортивную подготовку, образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, - подтверждающим документом является оригинал списка основного и резервного состава участников мероприятия, заверенный руководителем органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта РФ или уполномоченным им должностным лицом, или его заверенная копия. Также список может быть заверен руководителем направляющей на тренировку организации или уполномоченным должностным лицом и (или) руководителем региональной спортивной федерации или уполномоченным должностным лицом.

Льготы для иностранцев

МВД России в письме от 27.04.2018 N 20/15369 сообщило, что Законом N 214-ФЗ не установлено особенностей в его применении к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Поэтому ведомство полагает, что положения статьи 7 Закона N 214-ФЗ в части освобождения от уплаты курортного сбора в равной степени применимы как к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Санаторно-курортное лечение и курортный сбор

От уплаты курортного сбора освобождаются лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет.

Минздрав России в письме от 25.06.2018 N 17-5/10/2-4070 разъяснил порядок документального подтверждения льготы.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи", а также Приказом ведомства от 29.12.2014 N 930н, которым утвержден Порядок организации ее оказания с применением специализированной информационной системы (далее - Порядок N 930н), документом, подтверждающим право на освобождение от курортного сбора в связи с прибытием на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, является направление на госпитализацию:

Документом, подтверждающим право на освобождение от курортного сбора в связи с прибытием на территорию в целях медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, является направление на реабилитацию, оформленное медицинской организацией, в которой была оказана указанная помощь.

Санаторно-курортное лечение оказывается в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н.

Лица, прибывающие для получения санаторно-курортного лечения (за исключением случаев, если они относятся к иным категориям льготников), от уплаты сбора не освобождаются.

МВД России в письме от 07.05.2018 N 22/29/3-7459 уточнило, что для лиц, прибывающих на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после ее оказания в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающих их лиц в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет, направление на госпитализацию должно быть заверено гербовой печатью направляющей медицинской организации, а не обычной. Для сопровождающего ребенка лица необходимо представление паспорта гражданина РФ и документов, подтверждающих родство с ним (свидетельство о рождении, документы об усыновлении/удочерении или опекунстве).

Льготы для ветеранов боевых действий

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона N 214-ФЗ от уплаты курортного сбора освобождаются ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ).

МВД России в письме от 07.05.2018 N 22/29/3-7459 обратило внимание на следующее.

Согласно подпунктам 1 - 7 пункта 1 статьи 3 Закона N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (далее - Постановление N 763) для реализации мер социальной поддержки данным категориям лиц выдаются удостоверения ветерана боевых действий утвержденного единого образца.

Освобождены от уплаты курортного сбора только ветераны, перечисленные в подпунктах 1 - 4.

Лица, указанные в подпунктах 5 - 7, не включены в льготный перечень, однако в соответствии с нормами российского законодательства имеют удостоверение единого образца, дающее право на социальные льготы.

Согласно части 3 статьи 7 Закона N 214-ФЗ освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, в том числе удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке.

Из изложенного следует, что категории лиц, не включенных в соответствующий льготный перечень, предъявив удостоверение ветерана боевых действий, будут подлежать освобождению от уплаты курортного сбора.

Льготы для больных туберкулезом и лиц, сопровождающих инвалидов

В отношении документов для лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов, МВД России в том же письме от 07.05.2018 N 22/29/3-7459 сообщило, что документом, подтверждающим право на освобождение от уплаты курортного сбора, должна служить путевка на санаторно-курортное лечение для сопровождающего лица, что предусмотрено п. 2 ч. 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Больные туберкулезом также относятся к льготникам в целях уплаты курортного сбора.

В отношении больных туберкулезом ведомство сообщило, что большинство пациентов с указанным заболеванием не является инвалидами и справки, подтверждающей факт установления инвалидности, у них нет. Вместе с тем в справке, подтверждающей факт установления инвалидности, указывается степень ограничения трудоспособности без указания диагноза заболевания.

Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение формы 070/у (далее - справка), утвержденная Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (далее - Приказ N 834н), при получении путевки сдается и взамен нее выдается непосредственно сама путевка, поэтому указанная справка не может служить документом, дающим право на освобождение от уплаты курортного сбора.

Кроме того, приложением N 20 к Приказу N 834н предусмотрено, что учетная форма 086/у "Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение)" заполняется в отношении абитуриентов, поступающих в образовательные организации высшего профессионального образования, образовательные организации среднего профессионального образования, несовершеннолетних 15 - 17 лет, поступающих на работу, медицинской организацией (иной организацией), оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Учитывая изложенное, учетная форма 086/у также не может служить документом, подтверждающим право на освобождение от уплаты курортного сбора у пациентов с заболеванием туберкулезом.

Для данных пациентов документом, подтверждающим право на освобождение от уплаты курортного сбора, является путевка для проведения долечивания или санаторно-курортного лечения в специализированные санатории для пациентов, страдающих хроническими специфическими заболеваниями легких.

И.В. Артемова

Главный бухгалтер,



консультант