Мудрый Экономист

Новые положения закона о применении ККТ

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 10

Расчеты, совершаемые бюджетными учреждениями с покупателями (клиентами), регулируются положениями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). В последнее время в этот Закон было внесено немало поправок. Одним из последних нормативных актов, скорректировавших положения Федерального закона N 54-ФЗ, стал Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ). Обзор последних изменений Федерального закона N 54-ФЗ дан в этой статье.

Федеральный закон N 192-ФЗ ввел новые понятия, которые применяются в Федеральном законе N 54-ФЗ, и скорректировал некоторые термины, которые использовались ранее. Особое внимание хотелось бы обратить на термин "расчеты". В новой редакции Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В это понятие теперь также входят:

При этом п. 9 ст. 2 Федерального закона N 154-ФЗ оговорено, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

В Письмах Минфина России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@, от 11.09.2018 N 03-01-15/65063 содержатся разъяснения в части обязанности применения ККТ:

Из положений данных Писем следует, что в силу норм Федерального закона N 54-ФЗ ККТ должна применяться при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа. Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями, и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек. При этом ККТ применяется лицом, которое оказывает услуги (продает товары, выполняет работы), с выдачей (направлением) кассового чека.

Если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (например, что могло быть достигнуто предъявлением подотчетным лицом доверенности), то ККТ продавцу нужно применять в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физическим лицом.

Относительно обязанности применения организацией ККТ при выдаче заработной платы или денежных средств подотчетному лицу в Письме Минфина России N АС-4-20/15566@ сказано, что выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а равно выдача денежных средств под отчет и возврат сотрудником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не образуют природу расчета в смысле Федерального закона N 54-ФЗ и, следовательно, не требуют применения ККТ.

Порядок выдачи чека, бланка строгой отчетности

При осуществлении расчетов пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента осуществления расчетов абонентского номера либо адреса электронной почты направить по нему покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме (при наличии технической возможности передачи ему информации в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ. Иными словами, законом предусмотрено, что при каждом расчете должен выдаваться кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Федеральным законом N 192-ФЗ ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ дополнена п. 2.1, устанавливающим, что при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата сумм предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги, определенные Правительством РФ, учреждение может сформировать один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При осуществлении указанных в п. 5 <1> и 5.3 (подробнее о положениях данного пункта поговорим ниже) ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ расчетов в виде зачета или возврата сумм предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, учреждение может направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

<1> Расчеты в безналичном порядке, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в Интернете).

Новым является и положение о том, что пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) вправе (п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ):

Обращаем ваше внимание, что требование в части отображения на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода применяется с 01.02.2020.

Вышеназванные положения, касающиеся условий применения пользователями ККТ, действуют в случае наличия на корпусе применяемого автоматического устройства для расчетов легкочитаемого заводского номера, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов (п. 5.2 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Если учреждение не подпадает под приведенные условия при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем, оно обязано обеспечить передачу покупателю кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов (п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ):

Реквизиты кассового чека и БСО

Федеральным законом N 192-ФЗ уточнены отдельные реквизиты, которые должны быть включены в кассовый чек и БСО. Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности установлены ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ. Федеральным законом N 192-ФЗ положения этой статьи были дополнены требованием о том, что теперь в кассовом чеке и бланке строгой отчетности должны быть указаны:

При осуществлении расчетов, упомянутых в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

С 01.07.2019 положения ст. 4.7 дополняются п. 6.1, устанавливающим, что кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать следующие реквизиты:

Новые случаи, позволяющие не применять ККТ

Федеральный закон N 54-ФЗ установил, что ККТ не применяется:

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ

Федеральным законом N 192-ФЗ изменены сроки регистрации (перерегистрации) ККТ. Если прежде этот срок составлял пять рабочих дней, то после вступления в силу Федерального закона N 192-ФЗ он равен десяти рабочим дням. Данный срок исчисляется с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ (п. 7 ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ). Датой снятия ККТ с регистрационного учета в одностороннем порядке без соответствующего заявления пользователя считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение пяти рабочих дней с даты снятия налоговым органом ККТ с учета в одностороннем порядке.

В отношении перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия ККТ с регистрационного учета произошли следующие изменения. Для перерегистрации техники по этому основанию или снятия ее с учета учреждение формирует отчет о закрытии фискального накопителя (данное требование осталось неизменным). Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии ее с учета.

Новым является условие о том, что такие сведения могут не передаваться в налоговый орган в случае утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, ее хищения или поломки фискального накопителя из-за заводского брака, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя. Факт указанной поломки фискального накопителя по причине заводского брака должен быть документально подтвержден изготовителем.

Обращаем ваше внимание, что теперь действует следующее правило. Если уполномоченным органом установлен, в том числе при рассмотрении информации, полученной от третьих лиц, факт несоответствия экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ, такой экземпляр ККТ подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 54-ФЗ. При этом пользователь (учреждение) в течение 30 календарных дней с даты снятия ККТ с регистрационного учета обязан представить в налоговый орган фискальный накопитель для осуществления считывания содержащихся в нем фискальных данных. Повторная регистрация такого экземпляра ККТ в налоговом органе допускается в порядке, установленном п. 2 и 3 ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ, при условии устранения выявленных нарушений.

Поломка фискального накопителя

Федеральным законом N 192-ФЗ установлен порядок действий организации в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя. При возникновении такой ситуации пользователь ККТ (учреждение) предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.

Пользователь в течение пяти рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ее с регистрационного учета в отношении ККТ, в составе которой применялся такой фискальный накопитель. В свою очередь, изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня его получения для проведения экспертизы направляет пользователю и в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о его заводском номере, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя.

Уполномоченный орган вправе устанавливать состав дополнительных сведений, которые должно содержать заключение по результатам экспертизы фискального накопителя.

Далее пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявления о снятии ее с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, если изготовитель фискального накопителя подтвердил возможность считывания фискальных данных со сломанного фискального накопителя.

Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем на безвозмездной основе.

Уполномоченный орган вправе установить порядок действий пользователя и изготовителя фискального накопителя в случае поломки фискального накопителя, используемого в зарегистрированной ККТ.

Корректировка расчетов с покупателями

В случае возникновения необходимости корректировки расчетов, которые были произведены с покупателями (клиентами) ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены. Федеральным законом N 192-ФЗ положения п. 4 ст. 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ дополнены следующей нормой: кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

* * *

Кратко сформулируем основные изменения, внесенные Федеральным законом N 192-ФЗ в Федеральный закон N 54-ФЗ:

Л. Магурина

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"