Мудрый Экономист

Порядок учета "валютных" объектов организациями государственного сектора

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2018, N 18

Предмет. Российский бухгалтерский учет организаций государственного сектора претерпевает значительные изменения, находясь на стадии реформирования. С 01.01.2018 субъекты государственного сектора управления при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны применять положения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Не являются исключением и правила учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Минфином России был разработан Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют", который будет применяться организациями с 01.01.2019. В представленной статье рассматривается порядок учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Цели. Рассмотрение порядка учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза.

Результаты. Раскрыт порядок учета активов и обязательств организаций государственного сектора, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Область применения. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

Последние годы отмечены активными действиями Минфина России в направлении реформирования российского бухгалтерского учета как в негосударственном, так и в государственном секторе экономики. Здесь следует отметить:

В рамках указанных Программ был разработан ряд проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора и федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, многие из которых применяются бюджетными и иными учреждениями с 01.01.2018. При этом разработка стандартов продолжается, результатом чего является новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют", вступающий в действие с 01.01.2019.

Организации как негосударственного [10, 11, 12], так и государственного секторов при осуществлении своей деятельности достаточно часто сталкиваются с активами и обязательствами, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Действующие российские регламентации по учету активов и обязательств организаций государственного сектора, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подробно рассмотрены Э.С. Дружиловской [13 - 15], поэтому в настоящей статье будут рассмотрены новые правила учета данных объектов.

Приказом Минфина России от 30.05.2018 N 122н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют" с 01.01.2019 устанавливаются:

  1. новый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  2. методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  3. порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Данный Стандарт должен применяться организациями государственного сектора одновременно:

В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ ГС) "Влияние изменений курсов иностранных валют" активы и обязательства разделяются на монетарные и немонетарные. Определение валютных монетарных активов и обязательств и их состав представлены в табл. 1.

Таблица 1

Монетарные объекты бухгалтерского учета

Наименование монетарного объекта

Определение

Состав

Валютные монетарные активы

"Активы, выраженные в иностранной валюте и (или) в ее рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денежных средств (эквивалентов денежных средств)" [7]

Денежные средства и эквиваленты денежных средств.

Финансовые вложения в долговые ценные бумаги.

Предоставленные кредиты (займы).

Дебиторская задолженность, за исключением авансов, выданных по расходным обязательствам.

Вложения в финансовые активы средств Фонда национального благосостояния.

Иные активы, подлежащие получению в виде денежных средств (эквивалентов денежных средств)

Валютные монетарные обязательства

"Обязательства, выраженные в иностранной валюте, подлежащие погашению денежными средствами (эквивалентами денежных средств) и (или) иными монетарными активами" [7]

Кредиторская задолженность, за исключением полученных авансов.

Полученные кредиты (займы учреждений).

Иные обязательства, подлежащие погашению денежными средствами (эквивалентами денежных средств) и (или) иными монетарными активами

Источник: авторская разработка.

Все остальные валютные активы и обязательства отнесены рассматриваемым Стандартом к немонетарным. Как следует из п. 5 Стандарта, валютные немонетарные активы и обязательства - это "активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, не относящиеся, согласно Стандарту, к валютным монетарным активам и валютным монетарным обязательствам" [7]. В качестве примера валютных немонетарных активов можно назвать авансы выданные, а валютных немонетарных обязательств - авансы полученные.

Учет валютных монетарных и немонетарных активов и обязательств ведется одновременно как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте.

Стоимость валютных монетарных активов и обязательств, в соответствии с п. 6 ФСБУ ГС "Влияние изменений курсов иностранных валют", следует отражать в рублях по курсу пересчета на дату их признания в бухгалтерском учете или на отчетную дату. Курс пересчета, как указано в п. 5 Стандарта, представляет собой "официальный курс Центрального банка Российской Федерации соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - курс, рассчитанный по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или устанавливаемый центральным (национальным) банком соответствующего государства курс к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации" [7].

Пример 1. 27.07.2018 бюджетным учреждением приобретен объект нематериальных активов у иностранного поставщика, стоимость которого по договору составляет 5 000 долл. США. Расчеты с поставщиком произведены в августе.

Курс иностранной валюты, установленный Банком России на 27.07.2018, составил 62,9235 руб/долл. США.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения 27.07.2018 будет оформлена следующая запись:

Дебет счета 010622000 "Вложения в нематериальные активы - особо ценное движимое имущество"

Кредит счета 030232000 "Расчеты по приобретению нематериальных активов" - 314 617,5 руб. (5 000 долл. США x 62,9235 руб/долл. США) - отражена сумма вложений учреждения в объекты основных средств.

В некоторых случаях, которые прямо установлены иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации государственного сектора должны вести их учет одновременно как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте.

Пример 2. Бюджетное учреждение выдало работнику под отчет денежные средства в размере 1 500 евро для поездки в командировку в Финляндию. На дату выдачи денежных средств в бухгалтерском учете учреждения будет отражена дебиторская задолженность работника одновременно в иностранной валюте, то есть в евро и в рублях.

Согласно п. 7 ФСБУ ГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" в последующем стоимость валютных монетарных активов и обязательств следует пересчитывать в рубли по курсу пересчета:

Возникающие при этом курсовые разницы признают в составе финансового результата текущего периода и учитывают обособленно "на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов субъекта учета с отнесением на увеличение (уменьшение) стоимости валютных монетарных активов и обязательств" [7].

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1, добавив следующую информацию: курс иностранной валюты, установленный Банком России на 31 июля, составил 62,7805 руб/долл. США.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения 31 июля будет оформлена следующая запись:

Дебет счета 030232000 "Расчеты по приобретению нематериальных активов"

Кредит счета 040110171 "Доходы от переоценки активов" - 715 руб. (5 000 долл. США x (62,9235 руб/долл. США - 62,7805 руб/долл. США)) - отражена курсовая разница по кредиторской задолженности перед иностранным поставщиком.

Таким образом, стоимость кредиторской задолженности в иностранной валюте будет пересчитана как на дату принятия к бухгалтерскому учету, так и на отчетную дату.

Что касается валютных немонетарных активов и обязательств, то их стоимость при принятии к бухгалтерскому учету или отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности отражают в рублях по курсу пересчета на дату их признания в бухгалтерском учете.

Пример 4. Воспользуемся условиями примеров 1 и 3. Выраженная в иностранной валюте стоимость приобретенного объекта нематериальных активов пересчитывается в рублевый эквивалент только на дату его признания в бухгалтерском учете и составляет 314 617,5 руб.

В последующем пересчету подлежит стоимость только валютного немонетарного актива, подлежащего учету по справедливой стоимости после его признания в бухгалтерском учете. Его стоимость пересчитывается в рублевый эквивалент по курсу пересчета на каждую дату определения (изменения) его справедливой стоимости, выраженной в иностранной валюте. При этом возникающие курсовые разницы отражаются в составе финансового результата текущего периода в качестве дохода от оценки активов в том периоде, в котором они возникли.

Стоимость других валютных немонетарных активов и обязательств пересчету не подлежит.

У загранучреждений, следуя нормам п. 10 ФСБУ ГС "Влияние изменений курсов иностранных валют", есть возможность сделать выбор в пользу одного из двух методов пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета:

  1. отражать все факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете одновременно в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте;
  2. отражать все факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете одновременно только в иностранной валюте.

В случае применения второго метода показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждения пересчитываются в рублевый эквивалент. При этом "стоимость активов и обязательств на конец отчетного периода" [7] отражается по курсу пересчета на отчетную дату. Величина доходов и расходов текущего отчетного периода представляется по курсу пересчета на даты соответствующих операций или с использованием средней величины курсов пересчета, представляющей собой сумму произведений величин курсов пересчета и дней их действия в отчетном периоде, деленную на количество дней в отчетном периоде.

Возникающие при пересчете "курсовые разницы отражаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов" [7] учреждения.

Выбранный порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации государственного сектора. В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора следует раскрыть сумму курсовых разниц, отраженных в составе финансового результата текущего года.

Кроме того, загранучреждения:

  1. в пояснительной записке раскрывают информацию о выбранном методе пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета и его изменении по сравнению с предыдущим годом (если оно было);
  2. показатели своей бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам пересчета используют при составлении консолидированной отчетности.

Таким образом, разработка и утверждение Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют" - значительный шаг вперед на пути реформирования бухгалтерского учета государственного сектора, правильное применение положений которого будет способствовать представлению достоверной учетной и отчетной информации организациями государственного сектора.

Список литературы

  1. Приказ Минфина России от 23.05.2016 N 70н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.".
  2. Приказ Минфина России от 07.06.2017 N 85н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 70н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.".
  3. Приказ Минфина России от 18.04.2018 N 83н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 85н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 70н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.".
  4. Приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
  5. Приказ Минфина России от 31.10.2017 N 170н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившими силу Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" и от 25 ноября 2016 г. N 218н "О внесении изменения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
  6. Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 36н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. N 170н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившими силу Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" и от 25 ноября 2016 г. N 218н "О внесении изменения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
  7. Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 122н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют".
  8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
  9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
  10. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет гарантий, предусмотренных трудовым законодательством // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 23. С. 38 - 49.
  11. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по договору возмездного оказания услуг // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 11. С. 2 - 11.
  12. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по договору возмездного оказания услуг // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 12. С. 2 - 11.
  13. Дружиловская Э.С. Оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в российском и международном учете общественного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 17. С. 2 - 8.
  14. Дружиловская Э.С. Правила оценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в РСБУ и МСФО негосударственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 3.
  15. Дружиловская Э.С. Правила оценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в РСБУ и МСФО негосударственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 4.

Г.И. Алексеева

Кандидат экономических наук,

доцент

департамента учета, анализа и аудита

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Москва, Российская Федерация