Мудрый Экономист

Нарушения при использовании средств на оплату труда

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2018, N 10

Нарушения, связанные с выплатой заработной платы, наиболее часто являются предметом судебных разбирательств. Если судом устанавливается вина работодателя, то возникает неизбежность привлечения к административной (а в некоторых случаях - к уголовной) ответственности. Проанализируем судебную практику и рассмотрим распространенные ошибки и нарушения, допускаемые работодателями в сфере трудовых отношений и оплаты труда.

Очень много нарушений выявляется в части применения отдельных положений ТК РФ. В рамках данного материала мы остановимся:

Несоответствие положения по оплате труда Трудовому кодексу

Положениями ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов РФ коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Иными словами, положение по оплате труда не должно противоречить нормам ТК РФ.

Как отмечается в Апелляционном определении ВС РФ от 07.02.2018 N 16-АПГ17-12, в соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Однако из анализа оспариваемых норм положения об оплате труда работников государственных учреждений субъекта РФ усматривается, что данными нормами установлен максимальный суммарный размер выплат стимулирующего характера (не более 250% оклада). При этом указанный максимальный суммарный размер в ряде случаев совпадает с размером каждой из установленных надбавок в отдельности (не более 250% оклада). Таким же образом установлено ограничение общего размера премий по итогам работы, поскольку вместо возможных премиальных выплат в размере не более 75% оклада за квартал и 300% оклада за год общий размер премии ограничен 300% оклада в расчете на год.

При таком ограничении работник, у которого возникло право на получение премиальных выплат в размере 75% за все четыре квартала (75% x 4 кварт. = 300%) и 300% за год, а всего 600% (300 + 300), премию в указанном размере получить не сможет. Данное начисление невозможно, поскольку, повторимся, установлен запрет на выплату премий, превышающих в общей сумме в расчете за год 300% оклада.

В связи этим данное положение по оплате труда не может быть признано соответствующим положениям федерального и регионального законодательства, поскольку ограничивает право работников государственных учреждений на получение надбавок по каждому виду стимулирующих и премиальных выплат.

Зарплата работника меньше МРОТ

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Иными словами, если работник учреждения отработал определенную для него норму рабочего времени, то его зарплата за месяц не должна быть меньше:

При этом в сумму заработной платы включаются оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Не учитываются в сумме зарплаты только районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. Постановления Президиума ВС РФ от 07.02.2018 N 4-ПВ17, КС РФ от 07.12.2017 N 38-П). Если данные требования не соблюдаются, то такие действия работодателя расцениваются как нарушение трудового законодательства.

В Письме от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085 Минтруд привел следующие разъяснения, касающиеся обеспечения выплаты заработной платы не ниже МРОТ. Как отмечается чиновниками ведомства, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей зарплаты работников в размере меньше МРОТ. Между тем, если следовать Рекомендациям Российской трехсторонней комиссии <1>, на долю должностных окладов должна приходиться большая часть средств, идущих на выплату заработной платы. Так, для работников учреждений образования рекомендована доля должностных окладов в структуре заработной платы на уровне 70%, здравоохранения - 55 - 60%.

<1> Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей на 2018 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017.

Неправильное начисление районного коэффициента

Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Данная норма конкретизирована в ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ (см. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденный Президиумом ВС РФ 26.02.2014).

Так, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 в районах и городах Оренбургской области утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,15 (15%). Из Постановления Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49, Письма Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 169-13 следует, что районный коэффициент начисляется на фактический заработок.

Как отмечается судьями в Постановлении Оренбургского областного суда от 03.07.2017 N 4а-314/2017, районный коэффициент выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, в связи с чем он подлежит начислению сверх размера заработной платы, включающей в себя как само вознаграждение за труд - фиксированный размер оплаты (оклад), так и компенсационные и стимулирующие выплаты.

Таким образом, применение учреждением районного коэффициента только к окладу, а не к фактической заработной плате является нарушением положений трудового законодательства.

Незаконное установление доплат за работу в сельской местности

Согласно ст. 149 ТК РФ размеры выплат за особые условия труда должны быть предусмотрены в коллективном договоре, локальном нормативном акте и трудовом договоре. Как отмечается в Постановлении АС ВВО от 24.07.2018 N Ф01-2634/2018 по делу N А43-26247/2017, коллективным договором учреждения предусмотрена компенсационная выплата за работу с детьми в сельской местности. Размер указанной выплаты - 25% от должностного оклада (ставки заработной платы).

Из лицензии учреждения следует, что кроме головного учреждения оно имеет еще 15 подразделений. В нарушение положения по оплате труда директор организации установила работникам подразделений, расположенных в городских поселениях, компенсационную доплату за особые условия труда территориального характера: по Приказу от 02.09.2016 N 127 всему педагогическому составу, работающему как в подразделениях, расположенных в сельской местности, так и в подразделениях, расположенных в городских поселениях, установлены компенсационные доплаты за особые условия труда территориального характера в размере 25% от должностного оклада (ставки заработной платы).

Согласно уставам городских поселений рабочих поселков Решетихи, Ильиногорска, Юганца, Смолина, Центрального, Фролищей и г. Володарска муниципальные образования наделены статусом городских поселений в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области. Следовательно, работникам подразделений, расположенных в данных населенных пунктах, доплата за работу в сельской местности была произведена необоснованно, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств.

Необоснованные выплаты за вредные условия труда

Исходя из ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом согласно действующему законодательству наличие вредных условий труда на рабочем месте необходимо подтвердить соответствующими документами. Таким документом является экспертное заключение, которое составляется по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте. В Постановлении АС УО от 14.08.2018 N Ф09-4695/18 по делу N А50-38212/2017 арбитры указали, что согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Получается, направление организацией средств ОМС на оплату дополнительных отпусков "за вредность" в данном случае является нецелевым использованием средств ОМС.

Отсутствие доплаты межразрядной разницы

Продолжая разговор о недоплатах со стороны работодателя, хотелось бы обратить внимание на положения, изложенные в ст. 150 ТК РФ. В соответствии с нормами данной статьи труд работника с повременной оплатой труда оплачивается как работа более высокой квалификации. Работнику со сдельной оплатой труда, когда с учетом характера производства ему поручается выполнение работ, оплачиваемых ниже присвоенного ему разряда, необходимо возместить межразрядную разницу. Невыполнение этого требования квалифицируется как нарушение ТК РФ (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28.06.2017 по делу N 33-4482/2017).

Незаконное удержание из зарплаты работника

Следующим нарушением, о котором нужно упомянуть, является несоблюдение размера удержаний, производимых из зарплаты работников. В силу ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Такая возможность удержания из заработной платы определена в ст. 248 ТК РФ, согласно которой взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Из указанных норм следует, что удержание работодателем суммы ущерба из заработка работника возможно только на основании распоряжения и при получении на это согласия работника в случае, если сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок работника. Как отмечает суд, доводы о том, что удержания из зарплаты работника производились для погашения недостачи, выявленной по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей, при наличии расписки работника об отсутствии претензий к работодателю не влекут удовлетворение жалобы государственной инспекции труда. Факт ознакомления работника с приказами об удержании недостачи нельзя расценить как наличие такого согласия. Расписка от имени работника об отсутствии претензий к работодателю также не может быть расценена как согласие работника на удержание денежных средств из заработной платы, поскольку она изготовлена после дат вынесения приказов и из ее содержания не следует, что она относилась именно к действиям работодателя по взысканию с виновного работника суммы причиненного ущерба. Действия работодателя признаны незаконными (см. Решение Московского городского суда от 18.01.2017 по делу N 7-55/2017).

Нарушения в отношении оплаты труда совместителей

В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

В силу ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Кроме того, в соответствии с нормами данной статьи лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Как отмечается в Письме Минтруда РФ от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085, следует учитывать, что трудовые договоры по основному месту работы и при работе на условиях совместительства, в том числе внутреннего, заключаются отдельно. Соответственно, достижение МРОТ также осуществляется отдельно. Если работник занят неполное рабочее время, то его заработная плата должна быть не ниже МРОТ в пересчете на полное рабочее время.

Нарушение сроков выплаты заработной платы

На основании ст. 136 ТК РФ зарплата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.

Что касается конкретной даты выплаты заработной платы, она должна быть установлена правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. Например, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ). Если перечисленные нормы ТК РФ игнорируются, это является нарушением трудового законодательства. Так, при проверке муниципального автономного учреждения были выявлены нарушения в порядке выдачи зарплаты: учреждение не производило окончательный расчет в последний рабочий день при увольнении работника, заработная плата за первую часть месяца выплачивалась в следующем месяце. В связи с этим организация была привлечена к административной ответственности в виде штрафных санкций (см. Постановление Верховного суда Республики Татарстан от 30.03.2018 N 4а-2278/2018).

В Решении Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18.01.2018 по делу N 7/2-5/2018(7/2-615/17) суд отметил, что отсутствие соответствующего финансирования из бюджета не является основанием для невыплаты заработной платы в установленный срок. Данное обстоятельство не освобождало работодателя от обязанности соблюдать трудовое законодательство, которое не признает правомерной задержку выплаты заработной платы по причине отсутствия денежных средств. При этом довод жалобы о необходимости признания правонарушения малозначительным ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям судом был отклонен. Учреждение было признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Аналогичный вывод сделан в Постановлении Нижегородского областного суда от 22.11.2017 по делу N 4а-2031/2017.

Невыплата компенсации за задержку зарплаты

Если выплата зарплаты произведена с нарушением сроков ее выдачи, работодатель обязан выплатить работнику компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ. Размер денежной компенсации за просрочку выплаты причитающихся работнику сумм должен составлять не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (см. Решение Мурманского областного суда от 06.06.2018 по делу N 21-168/2018, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.04.2017 N 33-11718/2017, Постановление Челябинского областного суда от 17.01.2018 N 4А-1583/2017).

Кроме того, при обращении в суд работник имеет право дополнительно к компенсации за задержку зарплаты потребовать от работодателя компенсацию морального вреда за несоблюдение сроков ее выплаты. Как отмечается в Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 24.11.2016 по делу N 33-13797/2016, согласно положениям ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные выводы приведены в Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу N 33-5904/2017.

* * *

В заключение отметим: несмотря на строгую регламентацию порядка начисления и выплаты заработной платы, экономические службы государственных (муниципальных) учреждений допускают большое количество нарушений, влекущих за собой дисциплинарную, административную (а в отдельных случаях - и уголовную) ответственность. Руководствуясь изложенной выше информацией, бухгалтеры смогут своевременно выявить и устранить нарушения, допущенные ими при начислении и выплате сотрудникам заработной платы.

М. Зарипова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных) учреждений"