Мудрый Экономист

Мониторинг сведений о занятости граждан предпенсионного возраста

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2018, N 10

Повышение пенсионного возраста, пожалуй, самое обсуждаемое и болезненное изменение законодательства 2018 года. Чтобы защитить права "возрастных" работников, законодатели планируют внести изменения в действующее законодательство. В связи с этим даже появился термин "лица предпенсионного возраста". О том, что нового планируется сделать, а также о новых обязанностях работодателей - в данной статье.

В связи с изменением возраста выхода на пенсию граждан РФ возникла опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста. Чтобы этого не допустить, законодатели вводят ряд мер.

Уголовная ответственность

25 сентября Государственная дума в третьем, окончательном чтении приняла проект федерального закона N 544570-7 об уголовной ответственности за увольнение "предпенсионеров". Наказание будет грозить, если работодатель необоснованно уволит гражданина из-за того, что он достиг предпенсионного возраста, или необоснованно откажет такому лицу в приеме на работу. В частности, планируется ввести следующие санкции за описанные правонарушения:

Под предпенсионным возрастом в целях УК РФ будет пониматься возрастной период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

О новых формах отчетности

Помимо этого со следующего квартала все без исключения учреждения и организации должны будут представлять в службу занятости два новых отчета. Поясним.

В настоящее время согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения в РФ <1> работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию:

<1> Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Для справки. Информация должна предоставляться работодателями в отношении всех имеющихся у них вакансий независимо от того, предполагаются ли они к замещению. Иными словами, если работодатель считает, что у него есть вакансия, он обязан сообщить органу службы занятости о ее наличии.

При этом ст. 25 Закона о занятости населения в РФ не содержит списка полномочий органов службы занятости по проверке полноты предоставляемой работодателями информации о наличии вакансий.

Порядок предоставления указанной информации в субъектах РФ определяется органами государственной власти субъектов РФ.

На основании предоставленной работодателями информации органы службы занятости оценивают состояние и прогнозируют развитие занятости населения, осуществляют информирование о положении на рынке труда, а также разрабатывают меры, направленные на достижение оптимальной занятости населения: разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, мероприятия активной политики занятости населения.

При этом информация о наличии вакансий, предоставленная работодателями в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения в РФ, не используется органами службы занятости для подбора работы состоящим на регистрационном учете гражданам.

Органы службы занятости подбирают гражданам работу, исходя из сведений о вакансиях, заявленных работодателями, которые предполагают осуществить их замещение при посредничестве органов службы занятости и обратились за предоставлением государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников. Сведения о таких вакансиях вносятся в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей и по таким вакансиям органы службы занятости по согласованию с работодателями выдают гражданам направления на работу (Письмо Минтруда РФ от 25.10.2017 N 14-1/В-953).

Руководствуясь решениями Правительства РФ (п. 3 разд. III протокола заседания Правительства РФ от 14.06.2018 N 16), Минтруда, а также в целях исполнения протокольных решений совещания в Федеральной службе по труду и занятости с руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения (протокол от 10.07.2018 N 1), Роструд попросил организовать ежеквартальный мониторинг сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, а также ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (Письмо от 25.07.2018 N 858-ПР). В связи с этим утверждены две новые формы отчетности:

<2> Форма 1 отчета представлена ниже.

Форма 1

Сведения об организации и численности работников организаций (мужчины 1959 г. р., женщины 1964 г. р.), не являющихся пенсионерами

Наименование организации

ИНН

КПП

Численность работников, осуществляющих трудовую деятельность по состоянию на 1 октября 2018 года

Численность работников, осуществляющих трудовую деятельность по состоянию на отчетную дату

из графы 7: численность работников, продолживших трудовую деятельность после обучения, в том числе переведенные на другой участок работы

Численность работников, прекративших трудовую деятельность в течение отчетного периода

всего

в том числе

из граф 11 - 13: по инициативе работодателя

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

10

11

12

13

14

15

16

Руководитель организации  _____________ _________________ _________________
(должность) Ф.И.О. Подпись дата заполнения
Исполнитель _______________________________________________________________
Ф.И.О., телефон

Соответствующие сведения нужно будет направлять в Федеральную службу по труду и занятости по адресу электронной почты anashkinaiv@rostrud.ru.

В дальнейшем мониторинг осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов по формам 1 и 2 планируется вести в автоматизированном режиме.

Порядок заполнения

Специальный порядок заполнения отчетов по формам 1 и 2 не утвержден. Это, наверное, и не требуется, поскольку у работодателей не должно возникнуть сложностей, по крайней мере при заполнении отчета по форме 1. В нем нужно будет указать:

То есть под мониторинг подпадут мужчины и женщины, которым в текущем году исполнилось (исполнится) 59 лет и 54 года соответственно.

Вопрос: Нужно ли сдавать отчеты по формам 1 и 2, если в организации нет сотрудников указанных годов рождения?

По нашему мнению, отчеты представить необходимо (с нулевыми показателями), поскольку, только получив названные отчеты, инспекция по труду будет владеть информацией об отсутствии в учреждении сотрудников предпенсионного возраста.

Вопрос: Нужно ли включать в отчет по форме 1 сведения о работнице 1964 года рождения, которая уже получает пенсию по вредности условий труда?

Нет, не нужно. В данный отчет включаются сведения о работниках, не являющихся пенсионерами.

Установлен ли штраф за непредставление отчетов?

Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрен административный штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений, установленных законом:

Формы 1 и 2 законом, как, впрочем, и каким-либо иным нормативным документом, не утверждены. Обязанность их представления также не регламентирована российским законодательством. Комментируемое письмо содержит лишь просьбу о представлении таких сведений. Вывод: штрафовать работодателей за непредставление сведений о "предпенсионерах" оснований нет.

С.В. Тяпухин

Эксперт журнала

"Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения"