Мудрый Экономист

Новое в бюджетной классификации на 2019 год

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2018, N 19

В 2019 году порядок применения кодов бюджетной классификации РФ, а также кодов КОСГУ будет регулироваться новыми Приказами Минфина России. Кроме того, дополнено или изменено содержание некоторых кодов видов расходов (КВР), их сопоставление с разделами (подразделами) классификации расходов бюджетов.

Новые Приказы

С 1 января 2019 года утрачивают силу действующие в настоящий момент Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Напомним, что Указания N 65н регламентируют в том числе порядок применения КВР и КОСГУ.

С 1 января 2019 года вступают в силу два новых документа:

  1. Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н (далее - Порядок N 132н);
  2. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).

Примечание. Минфин разработал сопоставительные таблицы, а также дал разъяснения по новым порядкам в письмах от 29.06.2018 N 02-05-10/45153 и от 10.08.2018 N 02-05-11/56735.

Порядок N 132н применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов).

Расходы на закупки

В своем недавнем письме от 10.08.2018 N 02-05-11/56735 (далее - Письмо N 02-05-11/56735) Минфин России разъяснил некоторые особенности применения Порядка N 132н, в том числе относительно КВР, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями.

Так, по элементам видов расходов подгруппы 210 "Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества" отражаются бюджетные ассигнования за закупку товаров, работ и услуг, перечень которых определяется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Бюджетные ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с положениями главы 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" Гражданского кодекса РФ, независимо от сферы (области, тематики и цели) проведения работ, отражаются по КВР 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы".

Бюджетные ассигнования на оказание услуг по проведению экспертизы по проверке предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям государственного контракта, независимо от сферы и цели его заключения, следует отражать по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

В целом КВР 244 претерпел значительные изменения по сравнению с 2018 годом.

В данный КВР в 2019 году включены расходы на:

Пунктом 51.2.4.4 Порядка N 132н уточнено, что к КВР 244 относятся выплаты физическим лицам (авторам) вознаграждений за служебные изобретения (полезные модели, промышленные образцы), а также уплата страховых взносов, начисленных на эти выплаты. К КВР 244 эти выплаты относятся при соблюдении одновременно двух условий:

  1. подачи работодателем заявки на получение патента на результат деятельности работника (изобретение, полезную модель, промышленный образец), либо передачи права на получение патента другому лицу, либо сохранения информации об изобретении в тайне;
  2. отсутствия между автором - сотрудником учреждения и работодателем договора, устанавливающего размер, условия и порядок создания объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана).

По КВР 244 отражаются также:

В 2019 году на КВР 244 будут относиться расходы по договорам технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, не связанные со строительством объекта капитального строительства (не предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости объекта капитального строительства). Ранее такие разъяснения приводились Минфином России в письме от 10.08.2017 N 02-05-11/52212, но не были закреплены нормативно.

Также на КВР 244 с 2019 года должны относиться:

Кроме того, к КВР 244 будут отнесены расходы, которые пока что относятся к КОСГУ 290, а именно:

Выплаты командированным работникам

Согласно п. 49.5 Порядка N 132н в 2019 году отражение расходов, связанных с командированием работников, осуществляется в следующем порядке.

Выдача командируемым работникам наличных денежных средств или перечисление на банковскую карту под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найму жилых помещений и иных расходов, произведенных ими с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется в коллективном договоре или локальном нормативном акте (в силу специфики деятельности отдельных главных распорядителей бюджетных средств - в нормативном правовом акте), отражаются по КВР:

Однако при этом согласно Порядку N 209н меняются коды КОСГУ, по которым отражаются следующие выплаты:

Напомним, что пока согласно Указаниям N 65н эти расходы учитываются по подстатье 212 КОСГУ "Прочие выплаты".

Оплата приобретения билетов для проезда к месту командирования и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) по-прежнему будет отражаться по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и соответствующим КОСГУ 222, 226.

Пособия и компенсации

Порядком N 132н дополнено содержание КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств". По данному КВР согласно п. 51.3.2.1 Порядка N 132н отражаются:

Премии и гранты

Пунктом 51.3.5 Порядка N 132н уточнено, что в подгруппу 350 "Премии и гранты" наряду с премиями за достижения в области культуры, искусства, образования, науки и техники включены поощрительные выплаты спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований.

КВР и разделы (подразделы)

Бюджетные ассигнования подлежат распределению по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов.

В соответствии с подпунктом 17.1 Порядка N 132н на 2019 год отнесение расходов бюджетов на разделы и подразделы осуществляется с учетом следующих особенностей.

При осуществлении главным распорядителем централизованных закупок товаров в целях обеспечения нужд государственного (муниципального) органа, в том числе в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций с учетом территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений, расходы относятся на разделы и подразделы, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного (муниципального) органа.

Если централизованные закупки осуществляются для обеспечения нужд территориальных органов и (или) подведомственных государственному (муниципальному) органу государственных (муниципальных) учреждений, расходы относятся на отраслевые (функциональные) разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов, соответствующие функциям, выполняемым данными органами и учреждениями.

Выплаты уволенным государственным гражданским служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников относятся на разделы и подразделы, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования организации-работодателя (нанимателя).

Расходы на финансовое обеспечение выполнения функций (услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, отражаются по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых данными учреждениями функций (услуг). При реализации учреждением (в том числе его структурными подразделениями) различных функций (например, в сфере высшего образования и оказания стационарной медицинской помощи населению) расходы на обеспечение деятельности данного учреждения (его подразделений) отражаются по соответствующим разделам (подразделам) КРБ раздельно.

К расходам учредителя относятся субсидии бюджетному или автономному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания. Субсидия включает в том числе затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. Также учредитель может выделять средства на содержание имущества учреждения, не учитываемые при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат (затрат) на выполнение работ.

Если подобные затраты не представляется возможным отнести к деятельности учреждения, связанной с оказанием конкретных государственных услуг (выполнением конкретных работ) в соответствии с государственным заданием, их отражают в рамках того подраздела бюджетной классификации, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение оказания конкретной государственной услуги (выполнения конкретной работы) в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения им государственного задания.

Если в отношении казенного учреждения не принято решение о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, расходы на его общехозяйственные нужды отражаются следующим образом. Те расходы, которые не представляется возможным отнести к конкретной функции учреждения либо структурного подразделения, оказывающего функционально различные виды услуг (заработная плата административно-хозяйственного персонала (руководителя, бухгалтеров и т.п.), коммунальные услуги, в случае если указанные подразделения обеспечиваются ими с использованием единых приборов учета, а также иные аналогичные (с точки зрения охвата обособленных функций), отражаются по тому подразделу, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования казенного учреждения либо наибольший объем бюджетных ассигнований на оплату труда.

Также Порядком N 132н предусмотрено изменение описания подраздела 1004 "Охрана семьи и детства". По данному подразделу в числе прочих подлежат отражению расходы:

Бюджетные ассигнования на образовательные мероприятия

В Письме N 02-05-11/56735 специалисты Минфина России разъяснили, что в целях корректного применения разделов и подразделов классификации расходов бюджетов при отражении бюджетных ассигнований на образовательные мероприятия необходимо учитывать следующее.

Пунктом 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) определено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

При этом в пунктах 4 и 5 статьи 76 Закона N 273-ФЗ определены направления дополнительных профессиональных программ, а именно:

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (п. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

При этом решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования могут содержать дополнительные критерии принадлежности к мероприятиям по повышению квалификации.

Например, таким критерием на федеральном уровне, определенным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации", является срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих, который не может быть менее 16 часов.

Таким образом, бюджетные ассигнования на образовательные мероприятия отражаются по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" только при соблюдении следующих условий:

При отсутствии у образовательного мероприятия совокупности этих условий для применения подраздела 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" нет оснований.

Бюджетные ассигнования на мероприятия по обучению, осуществляемые в рамках выполнения функций государственного (муниципального) органа, не относящиеся к программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, следует отразить в рамках подраздела, по которому отражаются бюджетные ассигнования на обеспечение его функционирования.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению разделов и подразделов при распределении бюджетных ассигнований на образовательные мероприятия вышеуказанные критерии распространяются на подведомственные государственному (муниципальному) органу казенные учреждения.

Несоответствия в увязке разделов (подразделов) и КВР

Несмотря на введенные Порядком N 132н изменения, большинство КВР, а также их увязка с разделами и подразделами классификации расходов бюджетов в 2019 году останутся прежними. В недавнем письме Минфина России от 31.08.2018 N 02-05-11/62453 был приведен анализ отчетности по состоянию на 1 июля 2018 года, который показал ряд ошибок в увязке разделов (подразделов) классификации расходов бюджетов и КВР в 2018 году.

Примечание. Применение субъектами РФ (муниципальными образованиями) подразделов 0302 "Органы внутренних дел", 0306 "Органы безопасности" противоречит Указаниям N 65н.

В соответствии с порядком применения разделов (подразделов) классификации расходов бюджетов (пункт 3 раздела III Указаний N 65н) расходы бюджетов на предоставление публичных нормативных выплат, носящих социальный характер (пенсий, пособий, компенсаций и иных аналогичных выплат, предоставляемых гражданам), отражаются по соответствующим подразделам раздела 1000 "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.

Таким образом, увязки, содержащиеся в отчетности, видов расходов 312 "Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям", 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" с подразделами 0113 "Другие общегосударственные вопросы", 0701 "Дошкольное образование", 0707 "Молодежная политика" и т.д. противоречат Указаниям N 65н.

Согласно Указаниям N 65н по подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" подлежат отражению расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и связанные с выплатой денежных пособий, таких как все виды пенсий, различным категориям лиц, выплаты нетрудоспособным членам семьи, дополнительное материальное обеспечение ветеранов ядерно-оружейного комплекса, другие выплаты, установленные пенсионным законодательством РФ.

В состав указанного подраздела также включены расходы по выплате пособий в натуральной форме, таких как предоставление жилья, питания престарелым, находящимся в специализированных учреждениях.

Отражение расходов по оплате труда работников государственных (муниципальных) органов, осуществлению иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) органов, по иным выплатам населению, по возмещению судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах), а также отражение специальных расходов по разделу 1000 согласно Указаниям N 65н не предусмотрено. Расходы по возмещению судебных издержек истцам отражаются по тому подразделу, по которому осуществляется обеспечение функций государственного (муниципального) органа, учреждения.

Таким образом, увязки, содержащиеся в отчетности, подраздела 1001 с видами расходов:

противоречат Указаниям N 65н.

В соответствии с порядком применения разделов (подразделов) классификации расходов бюджетов (п. 3 раздела III Указаний N 65н) расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья отражаются по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" КРБ.

Таким образом, расходы по выплате гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилых помещений (вид расходов 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья") осуществляются в рамках вышеуказанного подраздела КРБ.

Указанные особенности следует учесть при формировании отчетности за 9 и 12 месяцев 2018 года, а также в 2019 году, так как указанные виды расходов и разделы (подразделы) в 2019 году будут применяться аналогично.

Примечание. Таблицы соответствия от Минфина России

Минфин России 3 сентября на своем официальном сайте разместил:

С.А. Ратовская

Консультант-эксперт

Издательского дома

"Советник бухгалтера"