Мудрый Экономист

Сокращение госслужащих

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 10

Оптимизация государственных органов, которая, как правило, влечет сокращение госслужащих, продолжается и в этом году. Такая политика, по мнению Правительства РФ, не только способствует использованию сэкономленных денежных средств для выплаты премий и осуществления доплат остальным сотрудникам, но и помогает повысить эффективность работы каждого служащего. Что касается самой процедуры сокращения госслужащих, по большому счету она не отличается от сокращения в соответствии с Трудовым кодексом. Тем не менее свои особенности все же есть. О том, как должно проходить сокращение государственных гражданских служащих, расскажем в настоящей статье.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий - освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Основной нормой, регламентирующей отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы, является ст. 31 Закона N 79-ФЗ. Кроме того, в соответствии со ст. 73 данного Закона при сокращении государственных гражданских служащих (далее - служащие) применяются некоторые нормы Трудового кодекса.

Также Минтруд разработал Методические рекомендации по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти (далее - Методические рекомендации). Перечисленными нормами и документами мы и будем руководствоваться при рассмотрении процедуры сокращения госслужащих.

Порядок сокращения

Процедура сокращения начинается с принятия представителем нанимателя решения о проведении организационно-штатных мероприятий и внесения изменений в штатное расписание. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной службы представитель нанимателя обязан предупредить служащих не менее чем за два месяца. При этом данный срок является минимальным (уведомление более чем за два месяца возможно и даже рекомендуется).

Уведомления направляются всем служащим, чьи должности сокращаются, за исключением беременных женщин и лиц с семейными обязанностями. Этот запрет установлен ч. 1, 4 ст. 261 ТК РФ, и он распространяется в том числе на лиц, проходящих госслужбу.

В уведомлении следует привести информацию о сокращении замещаемой служащим должности, предложить вакантные должности (при наличии), а также указать, что в случае отсутствия вакантных должностей в этом либо ином государственном органе служебный контракт с госслужащим будет прекращен не менее чем через два месяца со дня получения уведомления.

Уведомление составляется в двух экземплярах (один - для служащего, второй - для представителя нанимателя). С уведомлением служащего необходимо ознакомить персонально под подпись. Служащий должен расписаться на обоих экземплярах, указав дату ознакомления. После этого один экземпляр остается у служащего, а второй приобщается к его личному делу.

Если служащий отказывается ознакомиться с уведомлением, следует зачитать ему документ в присутствии свидетелей и составить соответствующий акт. В этом случае, а также при отсутствии служащего на службе уведомление нужно направить ему по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

К сведению. Одновременно с обязанностью уведомить служащих о предстоящем увольнении представитель нанимателя обязан в письменной форме проинформировать выборный профсоюзный орган данного государственного органа о предстоящем расторжении служебного контракта с гражданскими служащими, замещающими подлежащие сокращению должности гражданской службы (ст. 38 Закона N 79-ФЗ). Следует указать наименования должностей гражданской службы, подлежащих сокращению, фамилии, имена и отчества служащих, замещающих подлежащие сокращению должности, запланированную дату расторжения служебных контрактов и их увольнения с гражданской службы в связи с сокращением должностей.

После уведомления служащих о предстоящем увольнении в силу ч. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ среди служащих следует установить преимущественное право на замещение иной должности гражданской службы, в связи с чем рекомендуется организовать проведение оценочных мероприятий в отношении служащих, подлежащих увольнению.

При этом под преимущественным правом на оставление на службе понимается непосредственно право на оставление на прежней должности, а не право на назначение на другую должность.

Оценка проводится по следующим характеристикам:

Преимущественное право на оставление на службе предоставляется служащему, имеющему более высокую производительность труда и квалификацию.

Если же по итогам проведенной оценки установлено равенство производительности труда и квалификации служащих, должности которых сокращаются, представитель нанимателя проводит оценку каждого из таких служащих в части наличия у них условий для предоставления преимущественного права на оставление на службе, установленных в ст. 179 ТК РФ и иных законодательных актах РФ.

К лицам, имеющим преимущественное право на оставление на службе, относятся, в частности:

К сведению. Оценку производительности труда и квалификации служащих, замещающих одинаковые должности гражданской службы, для принятия решения о предоставлении преимущественного права на оставление на службе можно проводить по критериям и в порядке, которые установлены Методическими рекомендациями.

Также следует отметить, что в целях осуществления всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности служащих и получения объективных результатов оценки для определения преимущественного права представитель нанимателя может проводить внеочередную аттестацию в соответствии со ст. 48 Закона N 79-ФЗ (ч. 3 ст. 31). По результатам аттестации служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Кроме того, при отсутствии достаточного количества подходящих вакантных должностей в государственном органе служащие, показавшие высокие результаты в ходе аттестации, могут быть включены в кадровый резерв.

Предлагаем служащему другую должность

В силу ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления ему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же либо другом государственном органе.

Согласно ч. 5 данной статьи представитель нанимателя в двухмесячный срок с даты уведомления служащих, подлежащих сокращению, должен предложить для замещения все имеющиеся в государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Если в органе, в котором служащий замещал должность гражданской службы, нет соответствующих вакантных должностей, ему могут быть предложены вакантные должности в иных государственных органах. Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822 (далее - Правила).

Представим процедуру предоставления служащему вакантных должностей в другом государственном органе в соответствии с Правилами.

Кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал управленческих кадров"

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление с предложением вакантных должностей и приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом

Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением представляет в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету <*> в государственные органы, в которых он выбрал вакантные должности, или отказывается от предложенных ему должностей

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления служащего кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и представить информацию в государственный орган, в котором сокращаются должности

Кадровая служба государственного органа, получившая данное письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или отказе в рассмотрении его кандидатуры с указанием причины

Кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, доводит полученную информацию до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления

Кадровая служба направляет решение, принятое по итогам собеседования, не позднее трех дней со дня его проведения в кадровую службу государственного органа, направившую запрос

Решение доводится до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации

<*> Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р <1>.
<1> "Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации".

При переводе служащего в другой государственный орган следует отметить несколько важных моментов.

  1. В список вакантных должностей включаются должности гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - вакантные должности в государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ. При этом если служащий переводится в орган, расположенный в иной местности, то ему возмещаются расходы, связанные с переездом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 N 514 "О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган".
  2. Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт получения писем адресатом.
  3. Расходы, связанные с проведением собеседования (на проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами связи и др.), осуществляются служащим за счет собственных средств.
  4. Служащему может быть предложено пройти за счет бюджетных ассигнований, выделенных государственному органу, предложившему вакантную должность, профессиональную переподготовку или повышение квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности.

Если по результатам собеседования представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с согласия служащего осуществляется его перевод.

Порядок перевода

Перевод служащего в другой орган осуществляется согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 79-ФЗ путем увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 33.

Представитель нанимателя оформляет приказ о прекращении служебного контракта и освобождении от замещаемой должности в связи с переводом. В трудовую книжку вносится соответствующая запись, например: "Освобожден от замещаемой должности гражданской службы в порядке перевода из Территориального управления Росимущества в Нижегородской области с согласия гражданского служащего, пункт 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Примечание. В день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее служащий обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (ч. 4 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).

В последний день службы представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

Личное дело гражданского служащего передается в принимающий государственный орган по новому месту службы (п. 21 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609).

В государственном органе, в который переводится служащий, издается приказ о назначении на должность гражданской службы, на основании которого заключается служебный контракт (ст. 26 Закона N 79-ФЗ) и производится запись о приеме на службу в трудовой книжке гражданского служащего, например: "Назначен в организационный отдел на должность начальника отдела в порядке перевода из Территориального управления Росимущества в Нижегородской области".

Следует отметить, что при назначении служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением не проводится конкурс на замещение должностей и служащему не устанавливается испытательный срок (ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Увольнение служащего

Если служащий отказывается от предложенной ему для замещения иной должности гражданской службы или должности в другом государственном органе, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - в связи с сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (ч. 6 ст. 31).

Увольнение оформляется приказом, в котором в качестве основания указываются нормативный акт государственного органа об организационно-штатных мероприятиях и сокращении штата, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности и др. Служащего следует ознакомить с приказом под подпись.

В трудовую книжку вносится следующая запись: "Освобожден от замещаемой должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

К сведению. Служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске или отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).

В случае расторжения служебного контракта по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие ему не выплачивается.

Служащим, увольняемым из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо этой компенсации дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств этого органа.

Обратите внимание! При увольнении служащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении, ему выплачивается дополнительная компенсация. Размер компенсации в этом случае равен содержанию госслужащего, которое исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).

При увольнении служащих в связи с сокращением штата им могут быть произведены и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

* * *

В заключение обратим ваше внимание на основные моменты сокращения служащих. Во-первых, представитель нанимателя с момента уведомления служащих о сокращении должен сформировать списки вакантных должностей как в своем, так и в других государственных органах, в том числе находящихся в другой местности. Во-вторых, при увольнении следует учитывать преимущественное право на оставление на службе, для чего необходимо провести оценочные мероприятия, а также может быть проведена внеочередная аттестация. В-третьих, для замещения новой должности служащий может быть направлен на переподготовку или повышение квалификации за счет бюджетных ассигнований. Наконец, при увольнении служащего ему выплачивается компенсация сразу за четыре месяца без обращения в службу занятости (за исключением служащих, увольняемых из органов, расположенных в районах Крайнего Севера).

В.В. Данилова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"