Мудрый Экономист

Ошибки, допускаемые при осуществлении закупок

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 11

Одним из органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, является Федеральное казначейство, которое в целях принятия превентивных мер, направленных на предупреждение возникновения нарушений и недостатков, размещает на своем сайте обзоры таких нарушений и недостатков, в том числе допущенных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. В данной статье на основе указанных обзоров приведем наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе.

Нарушения в организации закупок

К указанным нарушениям относятся следующие.

  1. Отсутствие утвержденных нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, осуществляющих закупки для федеральных нужд. Напомним, что исходя из положений п. 2 Правил N 1084 <1> федеральные государственные органы до 31.12.2014 должны были утвердить нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (далее - нормативные затраты).
<1> Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084.
  1. Несоблюдение сроков утверждения нормативных затрат. Согласно п. 13 Требований N 479 <2> федеральные государственные органы до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты, указанные в абз. 2 пп. "б" п. 1 данных Требований.
<2> Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 N 479.

Подпунктом "б" п. 1 Требований N 479 предусмотрено, что федеральные государственные органы принимают правовые акты, утверждающие:

Согласно п. 14 Требований N 479 правовые акты, предусмотренные пп. "б" п. 1 названных Требований, пересматриваются не реже одного раза в год. Пересмотр указанных правовых актов осуществляется на заседаниях общественного совета, который принимает одно из следующих решений:

Изменения в правовые акты, указанные в пп. "б" п. 1 Требований N 479, вносятся в порядке, установленном для их принятия.

Таким образом, правовые акты, утверждающие нормативные затраты, должны пересматриваться и приниматься федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ ежегодно до 1 июня текущего финансового года. При этом сроки ежегодного пересмотра и принятия правового акта, утверждающего требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), Требованиями N 479 не установлены.

  1. Неразмещение правовых актов, утверждающих нормативные затраты, в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Согласно п. 8 Правил N 1084 и п. 16 Требований N 479 федеральные государственные органы в течение семи рабочих дней со дня принятия правовых актов, поименованных в пп. "б" п. 1 Требований N 479, обязаны разместить их в ЕИС.
  2. Несоблюдение требований к содержанию нормативных затрат. В силу п. 22 Требований N 479 правовые акты федеральных государственных органов, утверждающие нормативные затраты, должны определять:

В соответствии с п. 4 Правил N 1084 в формулах определения нормативных затрат используются нормативы цены и нормативы количества товаров, работ, услуг, устанавливаемые федеральными государственными органами, если эти нормативы не предусмотрены приложениями 1 и 2 к настоящим Правилам.

В ходе проверок устанавливается, что в нарушение положений, закрепленных в п. 22 Требований N 479, п. 5 Общих требований N 476 <3>, при определении нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, их территориальных органов (подразделений) и подведомственных указанным органам казенных учреждений не соблюдаются требования к содержанию нормативных затрат.

<3> Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476.
  1. Неутверждение требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг. В соответствии с п. 2 Правил N 927 <4> федеральные государственные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - ведомственный перечень).
<4> Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927.

Ведомственный перечень составляется по форме согласно приложению 1 к Правилам N 927 на основании обязательного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в частности, к качеству) и иным характеристикам (в том числе к предельным ценам товаров, работ, услуг), предусмотренного приложением 2 к настоящим Правилам (далее - обязательный перечень).

В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень, в ведомственном перечне определяются их потребительские свойства (в частности, качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены указанных товаров, работ, услуг), если такие свойства и характеристики не обозначены в обязательном перечне.

В ходе осуществления проверочных мероприятий выявляются факты, когда предельные цены товаров, закупаемых для нужд заказчиков, превышают предельные цены, установленные Правительством РФ.

Значения потребительских свойств и иных характеристик (в том числе предельные цены) отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в ведомственный перечень, устанавливаются (п. 7 Правил N 927):

Утверждение требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков без учета категорий должностей государственной гражданской службы - достаточно распространенное нарушение.

Нарушения в планировании закупок

В ходе проверки правильности планирования закупок выявляются следующие нарушения и недостатки:

  1. обоснование заказчиком при формировании плана закупок объекта закупки в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ <5>:
  1. включение заказчиком в план-график закупок НМЦК, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение требований ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, установлены случаи включения в план-график закупок, по которым отсутствует обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  2. несоблюдение требований, согласно которым государственные контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке;
  3. нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
  4. нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе. В ходе проверки нередко выявляются случаи установления отсутствия в планах-графиках закупок необходимой информации. Так, достаточно часто устанавливается факт планирования закупок с указанием единицы измерения, не идентифицирующей количество товара, планируемого к поставке;
  5. несоблюдение требований к форме и содержанию планов-графиков закупок (планов закупок), в том числе отсутствие в них необходимых реквизитов;
  6. несоблюдение требований о размещении информации о закупках. Довольно часто встречаются, например, случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным.
<5> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Нарушения в определении НМЦК

Напомним, что НМЦК может определяться посредством применения одного или нескольких методов:

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Использование иных методов допускается исключительно в случаях, предусмотренных ч. 7 - 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

В ходе проверок устанавливаются случаи, когда при определении и обосновании НМЦК не выбран метод сопоставимых (рыночных) цен при возможности его использования (ч. 2, 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Для справки. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).

В силу пп. 3.7.1 п. 3.7 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК следует направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в Интернете).

Пунктом 3.19 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) нужно использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемых товаров (работ, услуг) используется заказчиком при расчете НМЦК.

В пункте 3.21 Методических рекомендаций приведена формула определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Вместе с тем данный документ не содержит запрета на использование заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).

В ходе проверки выполнения указанных требований выявляются факты:

Согласно ч. 4 ст. 22 Закона N 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условиях поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с п. 3.16 Методических рекомендаций при использовании в целях определения НМЦК ценовой информации, полученной из реестра контрактов, заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение дополнительно могут скорректировать цену товара, работы, услуги в зависимости от способа осуществления закупки, ставшей источником информации о цене товара, работы, услуги. При этом рекомендуется использовать следующий порядок:

Исходя из п. 3.17 Методических рекомендаций цены, используемые при расчете НМЦК, следует приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется такая цена, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условиях поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень и значимость таких коэффициентов рекомендуется определять в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов и указывать в обосновании НМЦК.

Федеральным казначейством установлены факты использования коэффициентов и (или) индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг без учета различий:

Также выявляются следующие нарушения:

Нарушения в части обеспечения исполнения обязательств

Напомним, что одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Исходя из положений ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при просрочке исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, установленных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Другими словами, направление требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика. В ходе проверки Федеральным казначейством устанавливаются факты невыполнения этих требований.

Кроме того, выявляются случаи несоблюдения порядка расчета суммы пени (штрафа), подлежащей уплате в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, определенных контрактом.

Нарушения в части проведения экспертизы поставленных товаров

В силу ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов может проводиться заказчиком своими силами, а также к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Законом. Частью 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлено: по решению заказчика для приема поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая должна состоять не менее чем из пяти человек.

По правилам ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ прием результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется соответствующим документом, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо в те же сроки заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В ходе проверок устанавливаются случаи:

А. Павелин

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"