Мудрый Экономист

Изменение законодательства о закупках товаров, работ, услуг

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 11

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) летом 2018 года претерпел существенные изменения. В основном они коснулись возможности проведения закупок в электронной форме, а также некоторых особенностей осуществления закупок. Рассмотрим, что следует учесть специалистам по закупкам учреждений здравоохранения.

Типовые положения о закупках

Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ в Закон N 223-ФЗ была введена ч. 2.1. ст. 2, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить учреждения, для которых применение такого типового положения является обязательным при утверждении положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичные полномочия даны органам исполнительной власти субъекта РФ, а также органам местного самоуправления.

К сведению. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе о порядке подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условиях их применения, порядке заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Бюджетные учреждения здравоохранения уже знакомы с типовыми положениями о закупках по Закону N 223-ФЗ (в частности, Минобрнауки 17.01.2014 утвердило Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений) и учитывают их нормы. Однако до сих пор правомерность действий учредителей и собственников, настаивающих на применении типовых закупочных положений, была под вопросом. Теперь вопросов возникать не будет: учреждения здравоохранения должны будут руководствоваться типовыми положениями.

Отметим, что нововведения относительно возможности утверждения типовых положений коснулись не только бюджетных учреждений: менее самостоятельными при составлении собственного положения о закупке станут автономные учреждения, а также унитарные предприятия.

Согласно ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ типовое положение о закупке должно содержать ряд сведений, которые не подлежат изменению при разработке и утверждении бюджетными учреждениями положений о закупке. К таким сведениям Закон относит:

Помимо этого, должны учитываться особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством РФ. Напомним, что в настоящее время такие особенности утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.

В типовом положении должна быть отражена дата, до наступления которой бюджетные (автономные) учреждения здравоохранения обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

Но даже если типовые положения еще не приняты, учреждениям здравоохранения, осуществляющим закупки по Закону N 223-ФЗ, придется скорректировать свои положения о закупке. Привести свое положение о закупке в соответствие с действующей редакцией Закона N 223-ФЗ нужно не позднее 01.01.2019. Минфин России в Информационном письме от 25.06.2018 N 24-06-08/43650 указал:

Отметим, что учреждения здравоохранения вправе до конца 2018 года проводить закупки по старым правилам. Однако если положение не скорректировать до 01.01.2019, с этой даты придется руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, что в Закон N 223-ФЗ были введены понятия конкурентных и неконкурентных закупок. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с одновременным соблюдением следующих условий:

  1. информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
  1. обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников закупки;
  2. предмет конкурентной закупки описан с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

На основании ч. 10 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства проводится учреждением здравоохранения на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р определены операторы электронных площадок. Датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании, подписанного Минфином и ФАС.

Минфин России в Письме от 02.10.2018 N 24-06-08/70718 сообщил, что 01.10.2018 заключены соглашения о функционировании электронных площадок:

Ранее для электронных закупок, проводимых в рамках Закона N 223-ФЗ, список операторов не утверждался, закупки могли осуществляться на любой площадке, оказывающей данный вид услуг. Теперь учреждения, руководствующиеся этим Законом, при проведении закупок в электронной форме должны размещать заказ на названных выше площадках.

Описание объекта закупки

С 01.07.2018 заказчики при описании предмета закупки в документации о закупке должны руководствоваться ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Делать это нужно по следующим правилам:

  1. В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости).
  2. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание нужных характеристик предмета закупки.
  3. В случае указания на товарный знак нужно использовать слова "или эквивалент". Исключения из этого правила показаны на схеме:

Отдельные виды закупок

Обратим внимание на то, что в Закон N 223-ФЗ были введены несколько статей, определяющих особенности осуществления отдельных видов закупок, в частности, связанных со спецификой объекта закупки. Так, ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ определяет нюансы закупки отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду), ст. 3.1-2 - особенности закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и выполнения проектных или изыскательских работ. Учреждений здравоохранения такие закупки не касаются.

Вместе с тем ст. 3.1-3 Закона N 223-ФЗ установлены особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ. В частности, определено, что договор должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат заказчикам, от имени которых заключен договор.

Результат выполненной работы по договору, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, - проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. Если в соответствии с ГрК РФ проведение экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий обязательно, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных работ по договору при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Новая отчетность

Теперь учреждения здравоохранения должны не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС следующие сведения (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

Кроме того, отдельные заказчики, названные в п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1352, обязаны составлять отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Разместить такой отчет в ЕИС необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

К сведению. Заказчики, реализующие инвестиционные проекты, которые включены в соответствующий реестр, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, должны направлять уполномоченному органу сведения об осуществлении закупок продукции машиностроения, включенной в перечни перспективных потребностей, необходимой для реализации инвестиционных проектов <1>. Это правило касается заказчиков, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, стоимость которых превышает 500 млн руб., при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных. Форма, по которой подаются указанные сведения, утверждена Распоряжением Минэкономразвития России от 01.06.2016 N 116Р-АУ.

<1> Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516 "Об утверждении Правил и критериев отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов".

* * *

В заключение отметим, что законодательство постоянно совершенствуется. Специалистам учреждения, занимающимся закупками, стоит проводить мониторинг законодательства на актуальность и в случае необходимости быстро реагировать на изменения. Об одном из таких изменений скажем уже сейчас. С 01.01.2019 начинает действовать Постановление Правительства РФ от 12.05.2018 N 572 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289", затрагивающее закупки жизненно необходимых лекарств. Изучите его, и к моменту его вступления в силу вы будете во всеоружии.

Т. Комиссарова

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"