Мудрый Экономист

Новые требования к составлению плана ФХД на 2020 год

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 11

Финансовое ведомство утвердило Приказ от 31.08.2018 N 186н, устанавливающий новые Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - Требования N 186н). Согласно им обосновывать придется не только плановые расходы, но и плановые доходы. Учреждениям физкультуры и спорта нужно руководствоваться нормативным актом начиная с формирования планов ФХД на 2020 год (на 2020 год и плановый период). К чему именно готовиться?

Особенности составления обоснований к плану

Как сказано в п. 17 Требований N 186н, плановые показатели поступлений должны формироваться на основании расчетов соответствующих доходов с учетом возникшей на начало года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало года авансов по договорам (контрактам, соглашениям). Для обоснований плановых выплат берутся соответствующие расходы с учетом произведенных на начало года авансов по договорам (контрактам, соглашениям), сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, а также принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств.

Требования N 186н не содержат табличных форм для обоснований (расчетов) показателей по поступлениям и выплатам. Но можно предположить, что на практике таблиц станет больше. Во-первых, обосновывать придется не только плановые расходы, но и плановые доходы. Во-вторых, расчеты нужно будет производить на три года вперед (очередной и два года планового периода). В-третьих, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, может принять решение о расчете расходов (за исключением расходов на закупку товаров, работ, услуг) раздельно по источникам их финансового обеспечения (п. 31 Требований N 186н).

Однако если учреждение не планирует получать отдельные доходы и осуществлять отдельные расходы, то расчеты по ним не формируются - пустые таблицы-обоснования включать в план ФХД не нужно (п. 45 Требований N 186н).

Покажем, как именно может увеличиться количество таблиц. В качестве примера возьмем расходы на командировки (в том числе зарубежные) и иные выплаты компенсационного характера, кроме фонда оплаты труда. В таблицах должны будут отражаться следующие расходы:

Расходы, связанные с командировками работников на территории РФ

Расходы, связанные с командировками работников на территории иностранных государств

Выплаты работникам-"северянам"

  1. Проезд работника к месту командировки и обратно.
  2. Наем жилого помещения в период командирования.
  3. Суточные
  1. Проезд работника к месту командировки и обратно.
  2. Наем жилого помещения в период командирования.
  3. Суточные в иностранной валюте.
  4. Оформление обязательной медицинской страховки.
  5. Оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов.
  6. Уплата сборов за право въезда, транзита и иных обязательных платежей

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей

Таким образом, если учреждение физкультуры и спорта не располагается в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не отправляет работников в зарубежные командировки, потребуется обосновывать лишь три вида выплат. В иных случаях таблиц-обоснований будет больше (до десяти).

Приведем одну из табличных форм, которая может быть использована для обоснования расходов на командировки, и условный пример ее заполнения.

Расчет компенсации работникам расходов на проезд к месту командировки и обратно

Наименование показателя

Средний размер выплаты на сотрудника, руб.

Количество получателей выплаты, чел.

Среднее количество выплат в год, ед.

Сумма, руб. (графа 3 x графа 4 x графа 5)

Компенсации работникам расходов на проезд к месту командировки и обратно, всего

8 000,00

5

2

80 000,00

Из них: административно-управленческий персонал

8 000,00

3

2

48 000,00

Из них: руководители

8 000,00

1

2

16 000,00

Расчеты плановых выплат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, можно будет по-прежнему производить с превышением нормативных затрат, используемых при определении объема субсидии на выполнение задания, но в пределах общего объема этой субсидии (п. 44 Требований N 186н).

Обоснования плановых доходов

Согласно п. 8 Требований N 186н формирование плана ФХД должно базироваться на расчетах (обоснованиях) не только плановых расходов, но и плановых доходов. Это, пожалуй, самое значительное нововведение, которое может добавить работы бухгалтеру учреждения на этапе подготовки планового документа на 2020 год.

Как и в случае с обоснованием показателей по выплатам, количество таблиц - обоснований показателей по поступлениям зависит от источников доходов, имеющихся у учреждения. Если оно не планирует получать отдельные виды поступлений, соответствующие расчеты не формируются (п. 45 Требований N 186н).

В пунктах 18 - 22 Требований N 186н указаны шесть видов доходов, по которым нужно будет формировать расчеты, и необходимые для этого исходные данные. Обобщим главное в таблице:

Виды доходов, участвующие в расчетах

Данные для расчетов

Доходы от собственности

  1. Информация из заключенных (планируемых к заключению) договоров аренды о плате (тарифе, ставке) за использование имущества за единицу (объект, кв. м) и количестве предоставляемого в пользование имущества.
  2. В отношении возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, платы за общежитие, квартирной платы - объем предоставленного в пользование имущества и планируемая стоимость услуг (возмещаемых расходов).
  3. В отношении депозитов автономного учреждения, остатков его средств на счетах в кредитных организациях, предоставленных займов - среднегодовой объем средств, на которые начисляются проценты, и ставка размещения.
  4. В отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, лицензионных договоров - планируемый объем предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности и плата за использование одного объекта

Поступления от оказания услуг (выполнения работ)

  1. Планируемый объем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
  2. В отношении оказания услуг, выполнения работ в рамках задания - объем услуг (работ), установленный заданием, и плата (цена, тариф) за услугу (работу).
  3. В отношении оказания услуг, выполнения работ за плату сверх установленного задания - планируемые объем оказания платных услуг (выполнения работ) и стоимость

Поступления от приносящей доход деятельности

  1. В отношении заключенных (планируемых к заключению) договоров - стоимость услуг по одному договору, среднее количество поступлений за последние три года и их размер.
  2. В отношении штрафов, возмещений ущерба - суммы, указанные в решениях суда, уполномоченного органа, страховой организации.
  3. В отношении неустойки (пеней) в случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором, - средняя сумма одного возмещения и прогнозируемое количество случаев

Безвозмездные денежные поступления

Планируемые суммы грантов в форме субсидий из бюджетов бюджетной системы, иных грантов (российских и международных организаций), пожертвований (юридических и физических лиц)

Прочие доходы

Планируемые размеры субсидий на иные цели и осуществление капитальных вложений

Поступления от операций с активами

  1. В отношении реализации имущества (лома черных и цветных металлов, макулатуры, невозвратной тары, ветоши и пр.) - планируемый объем и цена за единицу.
  2. В отношении реализации финансовых активов (акций, облигаций, доли в уставном капитале) - планируемое количество и цена за единицу

Обратите внимание! Если бюджет соответствующего уровня будет приниматься на трехлетний период, обосновывать доходы потребуется тоже на три года вперед.

Структура плана ФХД

Структура плана будет обновлена: в нем останутся только основная таблица "Поступления и выплаты" и таблица "Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг" (им соответствуют таблицы 2 и 2.1, предусмотренные действующими Требованиями N 81н <1>. Две формы дополнятся многочисленными таблицами-обоснованиями. Других содержательных блоков Требования N 186н не предполагают. Кстати, на это указывает и расшифровка понятия "составление плана". Согласно п. 8 Требований N 186н под названными действиями понимается установление объема поступлений и выплат (внесение в данные показатели изменений в течение текущего финансового года).

<1> Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.

Покажем в таблице, как изменится содержание планового документа:

Структура плана на 2019 год

Структура плана на 2020 год

Текстовая (описательная) часть

-

Таблица 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)"

-

Таблица 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)"

Раздел 1 "Поступления и выплаты"

Таблица 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)"

Раздел 2 "Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг"

Таблица 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)"

-

Таблица 4 "Справочная информация"

-

-

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

Как видим, из плана на 2020 год будет исключена текстовая часть, которая на практике бывает довольно объемной. Согласно п. 7 Требований N 81н она включает описание целей и видов деятельности учреждения, перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с его уставом к основным видам деятельности, информацию об общей балансовой стоимости недвижимого и движимого имущества, а также иную информацию по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Не потребуется раскрывать и показатели финансового состояния учреждения. Сведения, проставляемые в данной таблице, формируются на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана, то есть носят ретроспективный характер. В то же время новые формы плана дают представление о среднесрочной перспективе, из-за чего план ФХД все больше приобретает черты, свойственные документу финансового планирования.

Кратко рассмотрим основные нововведения.

Раздел 1 "Поступления и выплаты". Основная таблица будет охватывать трехлетний период (если бюджет соответствующего уровня утверждается на три года). Приводимые здесь показатели по поступлениям и выплатам не станут разбиваться по источникам финансового обеспечения: вместо соответствующих граф (субсидии на выполнение задания, иные цели, осуществление капитальных вложений, поступления от платной деятельности и др.) появится временная шкала (текущий финансовый год, первый и второй годы планового периода).

В таблице предусмотрена и графа "За пределами планового периода". По этому поводу в п. 5 Требований N 186н отмечается: при наличии необходимости принятия учреждением обязательств, срок выполнения которых превышает срок, на который утверждается бюджет соответствующего уровня, показатели плана ФХД могут устанавливаться на более длительный период. Сказанное касается и доходов, и расходов учреждения (в том числе на закупки).

Кроме того, строк в основной таблице окажется больше. В них будут поименованы все виды доходов и расходов, предусмотренные для учреждений. Именно в отношении этих строк и потребуется формировать обоснования.

Раздел 2 "Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг". Такая информация тоже должна быть детализирована. Во-первых, показатели нужно рассчитывать на три года вперед и более (при необходимости). Во-вторых, учреждение должно раскрыть финансовые источники, из которых оплачиваются закупки (за счет субсидий на выполнение задания, иные цели, осуществление капитальных вложений, прочих источников). В-третьих, потребуется указать применяемое закупочное законодательство: в соответствии с каким Законом - N 44-ФЗ <2> или N 223-ФЗ <3> - планируется расходовать тот или иной объем средств. Кроме того, необходимо будет указать общую сумму выплат по договорам, заключенным на основании гражданского законодательства (стоимость закупок, проводимых без учета требований обозначенных Федеральных законов в случаях, предусмотренных этими Законами).

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<3> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В части планируемых к заключению контрактов (договоров) расчеты расходов на закупки должны соответствовать показателям плана закупок, формируемого на основании одного из названных Федеральных законов (п. 42 Требований N 186н).

Изменение показателей плана

В силу п. 12 Требований N 186н показатели плана можно будет корректировать в течение текущего финансового года в следующих случаях:

  1. использования остатков средств на начало текущего финансового года, в том числе неиспользованных остатков субсидий на иные цели и осуществление капитальных вложений;
  2. изменения объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат, в том числе в связи:
  1. реорганизации учреждения.

Согласно п. 14 Требований N 186н показатели плана ФХД по поступлениям и (или) выплатам корректируются путем внесения изменений в обоснования этих показателей, утвержденные при составлении плана. После внесения изменений, предусматривающих уменьшение выплат, показатели плана не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений (п. 13 Требований N 186н).

Таким образом, чтобы в течение текущего финансового года изменить установленные показатели плана, учреждение должно будет скорректировать обоснования (расчеты) соответствующих показателей. Случаи, когда показатели плана ФХД меняются без корректировки обоснований, может установить орган-учредитель. Изменения вносятся на основании информации, содержащейся в документах, подтверждающих поступление денежных средств или осуществление выплат, ранее не включенных в показатели плана (п. 15 Требований N 186н). К доходам и расходам, которые сложно спланировать, отнесены:

  1. поступления в текущем финансовом году сумм:
  1. выплаты, которые необходимо осуществить в текущем финансовом году:

Требования к составлению плана ФХД

Как и сейчас, проект плана ФХД, обоснования (расчеты) показателей должны будут составляться в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете (п. 9 Требований N 186н). Для этого учреждению потребуется рассчитать показатели на второй год планового периода и скорректировать числовые значения, взятые из прошлогоднего плана и переместившиеся на очередной год и первый год планового периода. Так действовать нужно в случае, когда план ФХД составляется и утверждается на текущий финансовый год и плановый период (если закон (решение) о бюджете утверждается на три года). Но пункт 5 Требований N 86н сохраняет возможность формирования и однолетнего плана ФХД - в ситуациях, когда закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год.

Все показатели составляются в абсолютных суммах на основании:

  1. информации, доведенной учредителем, в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иные цели, осуществление капитальных вложений;
  2. расчетов учреждения в части:

Конкретный срок утверждения плана ФХД должен определить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в принятом им порядке составления и утверждения плана. Общее же правило заключается в том, что план ФХД автономного учреждения утверждает его руководитель после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом АУ (пп. 6 п. 1, п. 3 ст. 11, п. 2 ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ <4>, п. 46 Требований N 186н). План бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок его утверждения (п. 46 Требований N 186н).

<4> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Отметим, что учреждениям физкультуры и спорта следует ориентироваться именно на порядок составления и утверждения плана ФХД, разработанный учредителем. При этом данный правовой акт должен соответствовать требованиям Минфина.

В своем порядке учредитель определяет, в частности:

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, также может прописать в своем порядке требование о формировании плана ФХД в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет" (иной информационной системе, функционирующей в субъекте РФ).

* * *

Хотя часть основных таблиц будет исключена из плана ФХД, общий объем документа останется большим (за счет таблиц-обоснований, которые придется составлять в отношении как плановых поступлений, так и плановых выплат). Сбор и анализ информации, необходимой для расчетов будущих доходов и расходов, займут довольно много времени.

В любом случае при формировании плана ФХД на 2020 год (2020 год и плановый период) учреждению физкультуры и спорта следует ориентироваться на нормативный акт, утвержденный органом-учредителем. В своем акте тот обязан учесть Требования N 186н, но может детализировать правила.

Г. Зайцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"