Мудрый Экономист

Готовим отчет о выполнении государственного (муниципального) задания

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 12

По итогам 2018 года автономные учреждения должны составить отчет о выполнении государственного (муниципального) задания и подать его органу-учредителю. Эта обязанность существует давно, но ошибки допускаются до сих пор. Расскажем об основных правилах, которые необходимо соблюдать при подготовке отчета, и последствиях их нарушения.

Правила составления итогового отчета устанавливаются в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, принятых на соответствующем уровне. Согласно п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ такие порядки утверждают Правительство РФ - в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - в отношении учреждений регионального подчинения, местная администрация - в отношении муниципальных учреждений.

На федеральном уровне действует Положение N 640 <1>, которое, помимо прочего, содержит унифицированную форму отчета. В регионах и муниципальных образованиях приняты собственные нормативные акты, во многом повторяющие содержание федерального документа. Иными словами, базовые требования к отчетности о выполнении задания для всех одинаковы, а вот особенности работы с отчетом в каждом конкретном случае свои.

<1> Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

Сроки подачи

Сроки составления и утверждения отчета о выполнении задания должны регулироваться нормативными актами, определяющими порядок его формирования и финансового обеспечения выполнения (пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Именно в этих актах обычно указываются крайние даты подачи отчетности.

Так, федеральные автономные учреждения должны представить органу-учредителю отчет о выполнении задания не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, однако конкретная дата устанавливается в государственном задании (п. 47 Положения N 640). На местах сроки зачастую короче. Приведем несколько примеров.

Публично-правовое образование

Реквизиты нормативного акта

Срок подачи отчета

Московская область

Постановление Правительства Московской области от 18.10.2016 N 758/38

До 1 февраля

Санкт-Петербург

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63

Не позднее 1 февраля

Чита

Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 25.12.2015 N 422

До 1 февраля

Республика Башкортостан

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2008 N 453

До 5 февраля

Республика Саха (Якутия)

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370

Не позднее 15 февраля

Тульская область

Постановление Правительства Тульской области от 25.08.2015 N 396

Не позднее 15 февраля

Нижегородская область

Постановление Правительства Нижегородской области от 01.10.2015 N 623

Не позднее 1 марта

Подчеркнем, что точный срок представления отчетности указывается в самом государственном (муниципальном) задании - именно на него и нужно ориентироваться автономным учреждениям. На практике эта дата наступает раньше, чем срок, установленный в порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания. Например, в заданиях, выданных на 2018 год федеральным автономным образовательным учреждениям (информация размещена на официальном сайте bus.gov.ru), указана дата сдачи отчетности до 1 февраля 2019 года (вместо "общего" срока до 1 марта). А автономные учреждения социального обслуживания Московской области должны подавать годовой отчет так же, как и квартальные, - до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (вместо 1 февраля).

Правила заполнения

Форма отчета обычно приводится в порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания, принятом органом-учредителем. При заполнении документа следует придерживаться нескольких правил.

  1. Отчет о выполнении задания заполняется в электронном или бумажном виде. Первым способом документ формируют федеральные автономные учреждения - если он не содержит сведений, составляющих государственную тайну (п. 4 Положения N 640). Для этого используется информационная система "Электронный бюджет" или иные взаимодействующие с ней информационные системы органов-учредителей.

Второй способ распространен в субъектах РФ и муниципальных образованиях, где подведомственные учреждения в основном подают отчетность на бумаге. Но кое-где она тоже переводится в электронный вид. В частности, в Ямало-Ненецком автономном округе <2> учреждения, представляя учредителю отчеты, вносят их в автоматизированную информационную систему региона. А в Свердловской области <3> органы-учредители сами включают в региональную информационную систему управления финансами отчетность учреждений о выполнении заданий.

<2> Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2014 N 327-П "О формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания".
<3> Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 76-ПП "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (с последующими изменениями).
  1. Частей и разделов в отчете должно быть столько же, сколько в государственном (муниципальном) задании. В частях отражаются сведения обо всех оказанных услугах или выполненных работах, а в разделах - информация о конкретной услуге (работе). То есть если автономному учреждению доведено задание на оказание семи услуг и выполнение одной работы, то первая часть отчета должна состоять из семи разделов, а вторая - из одного.

Многие сведения (плановые показатели) переносятся в отчет из государственного (муниципального) задания в неизменном виде. Отчетная информация вписывается в последние графы таблиц (например, в форме отчета для федеральных АУ это графы 12, 14 и 15). Учреждения должны внести сюда фактические показатели выполнения задания, величину отклонения, превышающего допустимое, и обозначить его причины (если такое отклонение существует).

  1. В каких единицах указывать допустимое (возможное) отклонение и отклонение, превышающее допустимое, уточняется в форме отчета, утвержденной органом-учредителем.

Обратите внимание! В порядках формирования и финансового обеспечения выполнения задания возможные отклонения обычно устанавливаются в процентах. Но в отчете они должны быть переведены в те единицы измерения, которые предусмотрены для того или иного показателя в государственном (муниципальном) задании.

Скажем, если показатель качества оказания услуги в задании прописан в процентах, в отчете предельное отклонение и отклонение, превышающее допустимое, тоже указываются в процентах. А если для объема услуги предусмотрен показатель "человек", к нему и должна быть приведена величина допустимого отклонения, которая вносится в отчет. И тогда при установленном показателе объема, например, 400 человек допустимое отклонение в 5% трансформируется в 20 человек. Следовательно, задание окажется выполненным, если учреждение обслужит 380 человек. Меньший объем будет свидетельствовать о невыполнении задания.

Правило приведения величин отклонений к единицам, в которых установлены показатели, действует на федеральном уровне (см. пояснения к форме отчета, утвержденной Положением N 640), а также на местах. В частности, федеральному примеру последовали Свердловская область (см. сноску 3 к настоящей статье) и Чита (реквизиты правового акта приведены в таблице).

  1. Информация, вносимая в отчет, должна быть достоверной. Бывает, что учреждения при заполнении документа совершают счетные и иные ошибки либо пытаются скрыть невыполнение установленных показателей. К примеру, в отчете может указываться, что при плановом показателе объема 37 человек услуга фактически предоставлена 28 ее получателям. С учетом допустимого (возможного) отклонения в 10% величина отклонения, превышающего допустимое, должна составить 5 человек, однако в соответствующей графе отчета ставится прочерк.

Все это органы-учредители выявляют в ходе последующего контроля. Их обязанность контролировать процесс выполнения задания обычно прописывается в порядках формирования и финансового обеспечения задания (п. 48 Положения N 640, правовые акты, изданные в Пермском крае <4>, Чите и др.). Кое-где (скажем, в Московской области (реквизиты акта приведены в таблице)) устанавливается ответственность подведомственных бюджетных и автономных учреждений за недостоверность данных об использовании субсидии на выполнение задания.

<4> Постановление Правительства Пермского края от 29.09.2014 N 1071-п "Об утверждении порядка формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, порядка проведения мониторинга исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) и объем его финансового обеспечения, порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели".

А иногда (например, в Смоленске <5>) определяются формы контроля (камеральная и выездная проверки) либо перечисляются конкретные действия органа-учредителя. В частности, в Республике Башкортостан (реквизиты акта приведены в таблице) предусмотрели, что учредители проверяют сведения и расчеты, содержащиеся в отчете, готовят свод оценок в разрезе однотипных услуг (работ) и заключение по фактическому исполнению задания. Его выполнение оценивается с учетом полноты и эффективности использования средств субсидии, количества потребителей, объема и качества оказанных услуг (выполненных работ), степени удовлетворенности потребителей.

<5> Постановление Администрации г. Смоленска от 15.08.2016 N 1942-адм "Об утверждении положения о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Смоленска и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".

Ошибки в отчете

Какие же именно нарушения допускают учреждения при составлении и подаче годового отчета о выполнении задания? Опираясь на Классификатор Федерального казначейства <6> и результаты проверок контрольно-счетных органов, перечислим некоторые ошибки.

<6> Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Федеральным казначейством 19.12.2017).
  1. Подача недостоверной отчетности. Это основная ошибка, выявляемая не только органами-учредителями, но и органами внутреннего и внешнего финансового контроля. Контролеры обычно проверяют первичные документы, в которых отражено количество посещений, часов учебной нагрузки, получателей услуг и т.д., то есть информацию, на основе которой можно сделать вывод о выполнении количественных и качественных показателей задания. Проиллюстрируем это на примерах.

В одном случае (при проверке федерального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования) Счетная палата выявила, что показатели отчета о выполнении государственного задания не подтверждаются результатами выборочного анализа первичных документов - журналов учебных занятий. В связи с этим контролеры установили факт невыполнения задания по программам профессиональной переподготовки (Представление Счетной палаты РФ от 30.05.2018 N ПР 02-175/02/1-02).

В другом случае (при проверке муниципального общеобразовательного учреждения) финансовый орган тоже обнаружил расхождение показателей объема, внесенных в отчет и исполненных фактически. Согласно отчету количество оказанных услуг составило 100%, а вот записи в классных журналах указывали на факты отсутствия детей в определенные периоды времени. Из этого проверяющие сделали вывод о представлении учреждением недостоверных сведений.

Аналогичный вывод контролеры делают из-за отсутствия у учреждения необходимых документов. К примеру, проверяя одно муниципальное учреждение культуры, контрольно-счетный орган не нашел документов, подтверждающих фактическое выполнение показателей "количество экскурсий" и "количество посетителей", что тоже было признано нарушением.

  1. Ошибки в заполнении и подаче отчета. В частности, в ходе проверок выявляются такие нарушения:

Последствия нарушений

Недостоверность сведений, отраженных в отчете, может повлечь за собой признание государственного (муниципального) задания невыполненным - если часть значений в отчете не будет подтверждена первичными документами, а подтвержденные фактические показатели окажутся меньше плановых (с учетом допустимых отклонений). Но и фиксация в отчете отклонений, превышающих допустимые, тоже укажет на недостижение запланированных значений и будет квалифицироваться как нарушение.

В обоих случаях автономному учреждению придется вернуть часть субсидии, выделенную на выполнение задания в 2018 году. Об этом говорится в абз. 2 п. 46 Положения N 640, правовых актах, принятых в Республике Саха (Якутия) (реквизиты приведены в таблице), Смоленске (см. сноску 5) и др.

При определении размера субсидии, подлежащей возврату, важную роль играет величина допустимого отклонения, в пределах которого задание считается выполненным. Возможность такого отклонения устанавливается в порядке формирования и финансового обеспечения задания, а конкретное пороговое значение - в государственном (муниципальном) задании.

Использование допустимого отклонения - это своеобразная страховка от возврата средств субсидии. Их требуется перечислять в бюджет в том объеме, который выходит за рамки допустимого отклонения и соответствует графе отчета "Отклонение, превышающее допустимое значение". Последнее рассчитывается по формуле:

       Показатель,          Фактическое          Допустимое (возможное)
утвержденный - исполнение показателя - отклонение, выраженное
в задании на год на конец года в той же единице измерения

Отметим, что федеральным учреждениям необходимо возвращать остаток субсидии только при невыполнении показателей объема - именно в этом случае задание считается невыполненным. А вот в некоторых субъектах РФ (например, в Ямало-Ненецком автономном округе и Свердловской области (см. сноски 2 и 3)) встречаются более жесткие требования: основанием для возврата части субсидии становятся отклонения от параметров качества и объема, превышающие допустимые.

Учреждения по результатам рассмотрения годового отчета, помимо возврата средств субсидии, могут быть привлечены к административной ответственности за невыполнение задания. Согласно ст. 15.15.5-1 КоАП РФ однократный проступок грозит должностному лицу АУ предупреждением или штрафом в размере от 100 до 1 000 руб., повторное нарушение - штрафом в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Привлечь к ответственности вправе:

* * *

Процедура формирования и подачи отчета о выполнении задания должна быть определена в порядке формирования и финансового обеспечения задания, действующем на той или иной территории, а конкретный срок подачи отчетности - в самом государственном (муниципальном) задании. Автономным учреждениям следует соблюдать установленные правила, чтобы впоследствии избежать нареканий со стороны контролирующих органов.

Риск признания задания невыполненным и возврата части субсидии можно снизить, сопроводив процесс оказания услуг (выполнения работ) надлежащим оформлением первичных документов, подтверждающих факты работы с потребителями. А перед подачей отчета целесообразно проверить документ на достоверность отраженных в нем сведений.

Г. Зайцева

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"