Мудрый Экономист

Планирование закупок на 2019 год

"Руководитель автономного учреждения", 2018, N 11

Законодательство о закупках устанавливает лишь общие требования к процессу планирования работы заказчиков, остальное они должны урегулировать в своем положении о закупке. Правда, федеральных правил не так уж и мало. Что именно предписывают Закон N 223-ФЗ <1> и подзаконные акты? Какие нормы важно соблюсти заказчикам с разным масштабом закупочной деятельности при ее планировании на очередной год?

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Общие правила

Согласно ч. 2 и 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчики (в том числе все автономные учреждения) должны утверждать и размещать в единой информационной системе (ЕИС) два плана - ежегодный (составляется на срок не менее года) и план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (охватывает период от пяти до семи лет). Это два главных документа, которые определят закупочную деятельность на следующий год, - их необходимо опубликовать в ЕИС в течение десяти календарных дней с даты утверждения, но до 31 декабря (п. 14 Положения N 908 <2>).

<2> Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908.

Для крупных заказчиков требований больше. Если автономное учреждение заключило по результатам закупок за предшествующий год договоры общей стоимостью свыше 250 млн руб., в текущем году ему придется соблюдать установленные объемы закупок у малых и средних предпринимателей (абз. 10 п. 2 Положения N 1352 <3>). Согласно п. 5 и 5(1) Положения N 1352 крупные заказчики при планировании должны отводить закупкам, проводимым исключительно у представителей малого и среднего бизнеса, не менее 15% совокупного годового стоимостного объема будущих закупок. Такую же долю (15% годового стоимостного объема договоров) необходимо обеспечить по результатам года, на который составляется план. А общая стоимость договоров, заключенных с предпринимателями (по итогам всех закупок), должна быть не менее 18% годового стоимостного объема договоров. Необходимость выполнения данных показателей должна быть предусмотрена уже на этапе составления ежегодного плана закупки.

<3> Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.

Наконец, в отношении еще более узкого круга автономных учреждений - тех, что подпадают под действие Постановления N 1169 <4>, - введен дополнительный контроль выполнения требований, касающихся участия малых и средних предпринимателей в закупке. Эти заказчики должны подвергаться оценке соответствия проектов планов закупки либо мониторингу соответствия утвержденных планов.

<4> Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга".

Рассмотрим все требования по порядку.

Ежегодный план

Ежегодный план закупки, опубликованный в ЕИС, - это основа для последующего заключения договора (если сведения о такой закупке в обязательном порядке подлежат внесению в план). В части 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ оговариваются исключения из данного правила. Заказчик может заключать договоры по результатам закупки, не отраженной в плане, при возникновении потребности в ней:

Существуют и другие основания для невключения закупки в план и последующего неразмещения в ЕИС. Они перечислены в ч. 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ:

  1. сведения о закупке составляют государственную тайну;
  2. сведения о закупке не составляют государственную тайну, но не раскрываются в ЕИС по решению Правительства РФ. Такие решения приняты в отношении товаров, работ, услуг в сферах использования атомной энергии, страхования предпринимательских и (или) политических рисков, космической деятельности, изготовления банковских билетов и иных и не касаются сфер деятельности автономных учреждений;
  3. стоимость закупки не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный год составляет более 5 млрд руб.);
  4. закупаются услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов;
  5. закупка связана с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

В последних трех случаях заказчику предоставлено право не раскрывать сведения в ЕИС. Воспользоваться этим правом он может по своему усмотрению. Например, автономное учреждение должно самостоятельно решить, включать ли в план сведения о закупке стоимостью до 100 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития РФ от 25.08.2015 N Д28и-2433).

Как видим, возможности заключения договора в отношении предмета закупки, не отраженного в плане, все же ограничены. А потому автономному учреждению следует своевременно вносить изменения в план, чтобы добавить туда новую позицию, исключить закупку, в которой больше нет потребности, либо уточнить сроки или условия проведения закупочной процедуры. При этом важно придерживаться принципа "Сначала внесение поправок в план, затем - закупка".

Случаи корректировки плана определены в п. 8 Правил N 932 <5> (дополнительные можно прописать в своем положении о закупке). Один из них - изменение стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг более чем на 10%. Кроме того, автономное учреждение может предусмотреть в качестве основания для корректировки признание запланированной закупки несостоявшейся. В данной ситуации потребуется изменить ту строку плана, в соответствии с которой было размещено извещение о закупке, признанной несостоявшейся (письма Минэкономразвития РФ от 26.04.2016 N Д28и-1049, от 18.04.2016 N Д28и-1001).

<5> Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932.

А вот вносить поправки в план по результатам уже состоявшихся закупок нецелесообразно. Но заказчик в положении о закупке вправе указать и этот случай (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 N Д28и-2012).

"Инновационный" план

Официальные органы неоднократно подчеркивали, что к обязанностям заказчиков относятся утверждение и опубликование в ЕИС не только ежегодного плана, но и плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (письма Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 N ОГ-Д28-3721, от 22.06.2015 N Д28и-1718, от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458). Если у автономного учреждения нет закупок, которые включались бы в "инновационный" план, или их стоимость меньше 100 (500) тыс. руб., допускается разместить в ЕИС "пустой" план. Хотя заказчик может и не воспользоваться предоставленным правом, раскрыв сведения о закупках малой стоимости. Иными словами, отражать или нет закупки до 100 (500) тыс. руб. в "инновационном" плане - надо решить самостоятельно.

Если же заказчик не закупает инновационную, высокотехнологичную продукцию, но планирует приобретать лекарственные средства, информация об этом должна быть отражена в "инновационном" плане (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 N Д28и-207).

Ежегодный и "инновационный" план тесно связаны: сведения о закупке товаров, работ, услуг, отнесенных к инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственным средствам и планируемых к приобретению в очередном году, необходимо включать в ежегодный план (Письмо Минэкономразвития РФ от 28.04.2016 N ОГ-Д28-5228). Дело в том, что долгосрочный плановый документ содержит самые общие сведения о предстоящих закупках: здесь не указывается количество приобретаемых товаров, способ закупки, а зачастую и начальная (максимальная) цена договора. В связи с этим информация об "инновационных" закупках, относящаяся к первому году планирования, должна быть внесена в ежегодный план, но уже в полном объеме. Только так она будет доведена до потенциальных участников закупки надлежащим образом.

Если же долгосрочные потребности заказчика в закупках инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств не меняются, ежегодно переутверждать "инновационный" план не нужно.

Целевые закупки у предпринимателей

Крупные автономные учреждения, у которых общая стоимость заключенных договоров за 2018 год превысила 250 млн руб., в 2019 году должны проводить целевые закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Правила работы с ними прописаны в Положении N 1352. Согласно его п. 4 заказчики могут использовать любые способы, предусмотренные положением о закупке, и привлекать предпринимателей к участию в процедурах:

Если на АУ распространяется требование об осуществлении целевых закупок у предпринимателей, при планировании закупочной деятельности на следующий год нужно учесть два момента.

  1. Заложить в план закупки на 2019 год необходимый объем целевых закупок. Согласно п. 5(1) Положения N 1352 годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 15% совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок.

По итогам года стоимостный объем договоров, заключенных по результатам закупок только у предпринимателей, тоже должен составить не менее 15%, а объем договоров, заключенных по результатам всех закупок у предпринимателей, - не менее 18%. Невыполнение этой обязанности квалифицируется как нарушение. В этом случае заказчику придется с 1 февраля и до конца года, следующего за прошедшим (когда было допущено нарушение), руководствоваться Законом N 44-ФЗ <6> в части определения поставщика. Точные границы применения Закона N 44-ФЗ очерчены в ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

<6> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  1. При планировании на 2019 год утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупка которых проводится только у малых и средних предпринимателей. Он станет основанием для проведения соответствующих закупок: заказчик не вправе приобретать у предпринимателей продукцию, не включенную в перечень (Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2017 N Д28и-1362). А вот проводить в отношении этой продукции закупочные процедуры с участием любых лиц, в том числе предпринимателей, можно (п. 8 Положения N 1352).

Перечень нужно опубликовать в ЕИС и на сайте учреждения (п. 10 Положения N 1352).

Оценка соответствия проектов планов

Проходить оценку на соответствие требованиям об участии в закупках малых и средних предпринимателей должны заказчики, поименованные в двух специальных перечнях (ч. 1, 3 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ). В первый список <7> вошли в том числе федеральные автономные учреждения - проверять их будет Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Во второй <8> - в том числе региональные АУ (их проконтролируют органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации). Согласно п. 2, 3 Постановления N 1169 в перечни конкретных заказчиков попадают федеральные АУ с годовой стоимостью договоров свыше 1 млрд руб. и региональные АУ с годовой стоимостью договоров свыше 250 млн руб.

<7> Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р "О Перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке".
<8> Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р "О Перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия".

Оцениваться должны проекты документов:

  1. плана закупки товаров, работ, услуг;
  2. плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств;
  3. изменений, вносимых в эти планы (если корректируется раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке).

Чтобы пройти процедуру оценки, автономным учреждениям понадобится заполнить последний раздел плана закупки, куда включается информация об участии малого и среднего бизнеса (это относится и к "инновационному" плану). Данный раздел предназначен лишь для заказчиков, подпадающих под действие Постановления N 1169. Остальным заполнять эту часть не нужно (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.06.2016 N Д28и-1494).

До утверждения планов (их изменений) проекты посредством ЕИС направляются контролирующему органу, а значит, процесс планирования займет у таких заказчиков больше времени. Уполномоченный орган должен оценить представленные документы и при отсутствии замечаний выдать положительное заключение, которое заказчик тоже должен опубликовать в ЕИС (все этапы процедуры прописаны в Постановлении N 1169). Лишь после этого можно утвердить план закупки.

Что же будет контролировать уполномоченный орган? Согласно ч. 5 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ проекты планов нужно оценить:

Отметим, что два этих требования должны выполнять все заказчики, осуществляющие целевые закупки у малого и среднего бизнеса. Но в отношении группы конкретных заказчиков установлена дополнительная форма контроля - в виде оценки проектов планов.

Мониторинг соответствия планов

Другая группа крупных автономных учреждений, обязанных работать с малыми и средними предпринимателями, подвергнется мониторингу соответствия - его проводят те же уполномоченные органы, что проводят оценку соответствия. Согласно п. 4 Постановления N 1169 данную процедуру проходят отдельные заказчики, соответствующие определенным критериям. Для федеральных АУ это годовой объем заключенных в предшествующем году договоров от 250 млн до 1 млрд руб., а для региональных АУ - годовая выручка за предшествующий год более 10 млрд руб. и годовой объем договоров менее 50 млн руб. Приведенные критерии по выручке и объему договоров ориентированы на самых разных юридических лиц - исполнителей Закона N 223-ФЗ. В связи с этим на практике может оказаться так, что установленные критерии будут применимы только к федеральным автономным учреждениям. Региональным АУ несвойственны подобные объемы выручки, да и "порог" по годовой стоимости договоров для автономных учреждений выше (не 50 млн, а 250 млн руб.).

Как сказано в ч. 2 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ, Постановлении N 1169, предметом контроля в том числе становятся:

  1. план закупки товаров, работ, услуг;
  2. план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  3. изменения, внесенные в такие планы (если уточняется раздел об участии предпринимателей в закупке);

Планы закупки размещаются в ЕИС в порядке, предусмотренном п. 14 - 17 Положения N 908 (до 31 декабря текущего года), о чем заказчик должен уведомить уполномоченный орган (с 1 января следующего года). В течение пяти рабочих дней со дня уведомления уполномоченный орган осуществляет мониторинг (проверяются те же параметры, что и при оценке соответствия). Положительное заключение свидетельствует о том, что заказчик исполнил требования законодательства об участии малых и средних предпринимателей в закупках. Он может осуществлять закупки в запланированных объемах. Уведомление о несоответствии выдается для устранения замечаний к плану, а отрицательное заключение - основание для приостановки реализации плана в отношении закупок с участием исключительно предпринимателей.

Таким образом, прохождение мониторинга соответствия не удлинит саму процедуру планирования, но может повлиять на реализацию плана в 2019 году.

Размещение планов в ЕИС

Опубликование в ЕИС ежегодного и "инновационного" планов закупки и иных связанных с ними документов (изменений плана, перечня товаров, работ и услуг, закупаемых только у малых и средних предпринимателей, заключений и уведомлений уполномоченного органа) - это завершающий этап планирования. Без него документы нельзя принимать к исполнению.

Более того, за несоблюдение принципа информационной открытости, установленного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, предусмотрены штрафы. В силу п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке повлечет штрафы в размере 2 000 - 5 000 руб. и 10 000 - 30 000 руб., а неразмещение такой информации - штрафы в размере 30 000 - 50 000 руб. и 100 000 - 300 000 руб. (для должностных и юридических лиц соответственно).

Примеры привлечения заказчиков к административной ответственности есть. Так, в одном случае юридическое лицо было оштрафовано за то, что опубликовало план закупки на 2015 год с опозданием почти на год (Постановление ФАС РФ от 30.12.2015 по делу N АК1108-15), а в другом - с опозданием на две недели (Постановление ФАС РФ от 30.12.2015 по делу N АК1107-15). В обоих случаях штраф составил 10 000 руб.

Заключение

Чем масштабнее закупочная деятельность автономного учреждения, тем больше у него обязанностей. Обобщим, какие АУ и какие именно документы должны утверждать и (или) размещать в ЕИС.

Масштаб закупочной деятельности

Ежегодный план

"Инновационный" план

Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых только у предпринимателей

Заключения и уведомления по результатам мониторинга соответствия

Проекты ежегодного и "инновационного" планов

Заключения и уведомления по результатам оценки соответствия

Основная часть

Раздел о закупке у предпринимателей

Основная часть

Раздел о закупке у предпринимателей

Любое автономное учреждение

+

-

+

-

-

-

-

-

АУ любого уровня подчинения с годовой стоимостью договоров от 250 млн руб.

+

-

+

-

+

-

-

-

Федеральные АУ с годовой стоимостью договоров от 250 млн до 1 млрд руб.

+

+

+

+

+

+

-

-

Федеральные и региональные АУ, включенные в перечни конкретных заказчиков

+

+

+

+

+

-

+

+

Как видим, составляющие процесса планирования закупок у разных автономных учреждений неодинаковы. Все без исключения АУ должны утверждать и публиковать в ЕИС ежегодный и "инновационный" планы. Те же, у кого годовая стоимость договоров превышает 250 млн руб., подвергнутся дополнительному контролю - его формы зависят от того, к какой категории отнесен заказчик.

Г.Г. Зайцева

Главный редактор журнала

"Руководитель автономного учреждения"