Мудрый Экономист

Усиление ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2018, N 12

С 01.07.2018 действуют отдельные положения Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 504-ФЗ) и от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 505-ФЗ). В целях приведения положений КоАП РФ в соответствие указанным Законам Правительством РФ подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект). Об этом законопроекте расскажем в статье.

Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг

Напомним, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 504-ФЗ, с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее - электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе <1>) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 Закона о контрактной системе.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ.

При этом согласно ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе государственные (муниципальные) учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

Отметим, что указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

Исходя из указанных изменений с 01.01.2019 теряется возможность применения действующей редакции ст. 7.30 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований Закона о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также иных способов закупок в бумажной форме.

С целью устранения данной коллизии законопроектом предусматриваются соответствующие изменения в ст. 7.30 КоАП РФ. Так, в ч. 1 после слов "(далее - единая информационная система в сфере закупок)," предусмотрено дополнение в виде слов "а также направление оператору электронной площадки", а после слов "документов, размещение," - "направление оператору электронной площадки". Аналогичные дополнения предусмотрены по тексту всей ст. 7.30.

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок

Действующая редакция ст. 7.31.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота исключительно при проведении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме.

Однако исходя из положений ст. 44 Закона о контрактной системе учреждение обязано установить обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн руб., либо в случаях, установленных Правительством РФ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. При этом отменено ограничение на обеспечение заявки на участие в электронных аукционах только путем внесения денежных средств. Напомним, что по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Необходимо отметить, что казенные учреждения освобождены от обязанности по обеспечению подаваемой заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Начиная с 01.07.2018 размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

В связи с этим законопроектом предусмотрены следующие изменения:

Нарушение порядка заключения, изменения контракта

Статья 7.32 КоАП РФ дополняется новой ч. 11, устанавливающей ответственность за неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта, что повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 505-ФЗ, в положении о закупке должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки, а также установлен порядок их осуществления.

Конкурентной будет считаться закупка, осуществленная с одновременным соблюдением следующих условий:

При этом такие закупки могут осуществляться исключительно:

В свою очередь, неконкурентной закупкой будет являться закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентной закупки. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), также должны быть установлены в положении о закупке.

Необходимо отметить: начиная с 01.07.2018 в положении о закупке должны быть установлены исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика, а также порядок подготовки и осуществления такой закупки (ст. 3.6 Федерального закона N 223-ФЗ).

На основании ст. 7 Федерального закона N 223-ФЗ за нарушение требований данного Закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем в настоящее время ст. 7.32.3 КоАП РФ ответственность за несоблюдение требований Федерального закона N 223-ФЗ с учетом поправок, внесенных Федеральным законом N 505-ФЗ, не предусматривает.

Таким образом, в связи с вступлением в силу Федерального закона N 505-ФЗ требуется внесение изменений в КоАП РФ, направленных на введение административной ответственности за неисполнение требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Законопроектом предусматриваются следующие уточнения.

  1. Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ будет дополнена новым основанием для ее применения, выразившимся в принятии решения о способе проведения закупок, в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных Федеральным законом N 223-ФЗ.
  2. Согласно новой редакции ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок, направления оператору электронной площадки информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение, направление которой предусмотрены Федеральным законом N 223-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а на само учреждение - от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Аналогичные изменения предусмотрены в ч. 5 ст. 7.32.3.
  3. В новой редакции излагается ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ: "Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора, не предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ, отклонение заявки на участие в закупке, окончательного предложения участника закупки по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом N 223-ФЗ и документацией о закупке, признание заявки на участие в закупке соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если заявка такого участника подлежала отклонению в соответствии с требованиями Федерального закона N 223-ФЗ и документации о закупке, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке".

Кроме того, ст. 7.32.3 КоАП РФ будет дополнена новыми основаниями, предусматривающими ответственность:

Рассмотрение дел об административном правонарушении

Законопроектом предусматривается возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных начальниками отделов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, а также руководителями структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместителями, с целью оптимизации процесса производства по делам об административных правонарушениях, а также увеличения количества рассматриваемых дел об административных правонарушениях. Соответствующие изменения вносятся в ст. 23.66 и 23.83 КоАП РФ.

Так, согласно новой редакции ч. 2 ст. 23.66 рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок будут вправе:

* * *

В заключение отметим, что рассматриваемый законопроект подготовлен в целях повышения эффективности осуществления контрольной деятельности за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и направлен на обеспечение реализации положений Федеральных законов N 504-ФЗ и N 505-ФЗ.

А. Павелин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных) учреждений"