Мудрый Экономист

Бюджетный учет госпошлины: порядок уплаты и возврата

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 1

Государственная пошлина - это федеральный сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, уполномоченным законодательством, за совершение юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Об особенностях уплаты этого сбора казенными учреждениями и отражения в бюджетном учете соответствующих операций пойдет речь в данной статье.

Правомерность взимания госпошлины

Виды государственной пошлины, порядок и сроки ее уплаты, круг плательщиков этого сбора устанавливаются налоговым законодательством - гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Госпошлина уплачивается, например, при совершении таких юридически значимых действий, как:

Помимо этого, госпошлина взимается с учреждений, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты сбора в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

Льготы по уплате госпошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35 - 333.39 НК РФ.

В частности, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах (пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), а также при обращении их за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).

Отметим, что казенные учреждения не относятся к органам государственной власти (органам местного самоуправления). Соответственно, они не имеют права на освобождение от уплаты госпошлины по вышеназванным основаниям. По данному вопросу смотрите схожие разъяснения Минфина России, приведенные в Письмах от 14.09.2018 N 03-05-06-03/65940, от 05.10.2016 N 03-05-04-03/58014, от 19.04.2016 N 03-05-04-03/22348.

Однако здесь следует учитывать один нюанс. Если казенные учреждения совершают юридически значимые действия в интересах государственного органа (органа местного самоуправления), выполняют отдельные функции этого органа, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при выступлении в качестве истцов или ответчиков, если их участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций (Определения ВС РФ от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 по делу N А21-6452/2015, N 304-ЭС16-16311 по делу N А03-3275/2016).

В ст. 333.35 НК РФ отдельно выделены случаи, актуальные для казенных учреждений, когда госпошлина не уплачивается:

Кроме того, при совершении нотариальных действий от уплаты госпошлины освобождаются:

КВР и КОСГУ

С 01.01.2019 правила применения бюджетной классификации РФ устанавливаются Приказами Минфина России N 132н <1> и N 209н <2> (далее - Порядок N 209н).

<1> Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения".
<2> Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления".

К сведению. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, с названной даты прекратили свое действие.

При отнесении расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, на соответствующие КВР и коды КОСГУ необходимо учитывать следующие особенности, предусмотренные данными Приказами:

В случае возмещения учреждению суммы госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании названной суммы с ответчика по решению суда), в учете отражаются доходные операции с применением подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Бухгалтерские проводки по учету госпошлины

Приведем основные корреспонденции счетов, предусмотренные Инструкцией N 162н <3>, которые используются для отражения в учете расходов на уплату государственной пошлины, доходов от ее возмещения учреждению по решению суда, а также операций по возврату этого сбора при его переплате.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Расчеты по уплате госпошлины...

...в безналичном порядке

Начислена сумма госпошлины

1 401 20 291

1 303 05 73x

Уплачена госпошлина в доход бюджета

1 303 05 83x

1 304 05 291

...через подотчетное лицо

Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины:

  • из кассы учреждения

1 208 91 56x

1 201 34 610

  • на расчетную (дебетовую) карту

1 210 03 56x

1 208 91 56x

1 304 05 291

1 210 03 66x

Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета)

1 401 20 291

1 208 91 66x

Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:

  • в кассу учреждения

1 201 34 510

1 208 91 66x

  • на расчетную (дебетовую) карту, с последующим зачислением на лицевой счет учреждения

1 201 23 510

1 304 05 291

1 208 91 66x

1 201 23 610

Расчеты по возмещению учреждением-ответчиком уплаченной истцом госпошлины <*>

Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины), являющемуся:

  • физическим лицом

1 401 20 296

1 302 96 73x

  • юридическим лицом

1 401 20 297

1 302 97 73x

Перечислена сумма возмещения истцу, являющемуся:

  • физическим лицом

1 302 96 83x

1 304 05 296

  • юридическим лицом

1 302 97 83x

1 304 05 297

Расчеты по возмещению ответчиком уплаченной учреждением-истцом госпошлины

Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины)

1 209 34 56x

1 401 10 134

Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины:

  • в учете администратора доходов бюджета

1 210 02 134

1 209 34 66x

  • в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 134

1 303 05 83x

1 303 05 73x

1 209 34 66x

Расчеты по возврату из бюджета излишне начисленной и уплаченной госпошлины

Отражено сторнирование излишне начисленной в текущем году суммы госпошлины

1 401 20 291

1 303 05 73x

Отражено поступление на лицевой счет учреждения суммы излишне перечисленной госпошлины (восстановление кассового расхода текущего года)

1 304 05 291

1 303 05 73x

<*> Данные корреспонденции счетов указаны с учетом поправок, которые планируется внести в Инструкцию N 162н (читайте об этом ниже).

Обращаем ваше внимание на то, что в Порядке N 209н статьи 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" и 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности" КОСГУ, которые указываются в 24 - 26-м разрядах номеров счетов бюджетного учета, детализированы новыми подстатьями. Однако в Инструкции N 162н эти изменения пока не учтены.

Согласно проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в Приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <4> (далее - проект) в соответствующих разрядах счета 303 05 по-прежнему проставляются статьи 730 и 830. А вот на счете 208 91 отражаются подстатьи 567 "Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" и 667 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ.

<4> Размещен на сайте http://regulation.gov.ru.

Также проектом предусматривается введение расчетов по принятым обязательствам учреждения в части возмещения судебных издержек истцу (включая возмещение уплаченной им госпошлины) с применением новых счетов 302 96 "Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам" и 302 97 "Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям" (в 2018 году применялся счет 302 96 "Расчеты по иным расходам"). Причем в обновленном плане счетов бюджетного учета счет 302 96 показан с детализацией по подстатьям 737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" и 837 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ, а счет 302 97 - по укрупненным статьям 730 и 830.

Как видим, пока непонятно, в каких случаях в 24 - 26-м разрядах номеров счетов бюджетного учета проставляются статьи КОСГУ, а в каких - введенные Порядком N 209н подстатьи КОСГУ. Разъяснений контролирующих органов по данному вопросу еще не было, поэтому до утверждения поправок в Инструкции N 162н формирование трех последних разрядов номеров счетов следует осуществлять по-старому.

Рассмотрим порядок учета госпошлины на конкретных примерах.

Пример 1. В счет уплаты государственной пошлины за удостоверение копий учредительных документов казенное учреждение перечислило нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, денежные средства в размере 1 500 руб. Расчеты произведены с лицевого счета, открытого учреждению в ТОФК.

Размеры госпошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий нотариусом государственной нотариальной конторы, установлены ст. 333.24 НК РФ. Исходя из пп. 8 п. 1 указанной статьи за удостоверение копий учредительных документов учреждений госпошлина взимается в размере 500 руб.

Расходы, связанные с уплатой данного сбора, отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма госпошлины

1 401 20 291

1 303 05 730

1 500

Уплачена госпошлина в доход бюджета <*>

1 303 05 830

1 304 05 291

1 500

<*> В данном случае факт уплаты госпошлины в бюджет может быть подтвержден платежным поручением с отметкой ТОФК о его исполнении (абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).


Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что госпошлина была уплачена наличными денежными средствами через подотчетное лицо. Из кассы учреждения ему был выдан аванс в размере 1 500 руб. Согласно утвержденному руководителем авансовому отчету расходы на уплату госпошлины приняты к учету.

Госпошлина может быть уплачена наличными деньгами через уполномоченного представителя учреждения (подотчетное лицо), действующего на основании доверенности (ст. 26, 29, п. 1, 8 ст. 45 НК РФ).

Информация о том, что подотчетник платит указанный сбор за учреждение, должна быть отражена в платежном документе на его перечисление в бюджет, например, следующим образом: "государственная пошлина от имени МКУ "Дорожное хозяйство". Для подтверждения принадлежности уплаченных денежных средств учреждению к платежке рекомендуется прилагать доверенность и расходный кассовый ордер либо иной документ, подтверждающий выдачу денег на уплату госпошлины представителю (Письма Минфина России от 13.10.2015 N 03-05-06-03/58451, от 17.03.2017 N 03-05-04-03/15364).

Документами, подтверждающими факт уплаты сбора, могут быть либо квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанция, выдаваемая должностным лицом или кассой органа, в который производилась уплата (абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Подтверждающий уплату госпошлины документ прилагается к авансовому отчету (ф. 0504505), а тот подается в бухгалтерию в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетного лица (пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России N 3210-У <5>).

<5> Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

В бюджетном учете операции по уплате госпошлины через подотчетное лицо отразятся так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Денежные средства на уплату госпошлины выданы из кассы под отчет



1 208 91 560

1 201 34 610

1 500

Приняты к учету расходы на уплату госпошлины

1 401 20 291

1 208 91 660

1 500



Пример 3. На основании судебного акта, вступившего в законную силу, казенному учреждению (истцу) возмещена сумма госпошлины (6 000 руб.), ранее уплаченная им при обращении в суд. Данные средства перечислены напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Операции по уплате госпошлины и ее возмещению по решению суда произведены в одном финансовом году.

Все доходы казенного учреждения подлежат зачислению в бюджет, в том числе средства, поступившие по решению суда в счет возмещения произведенных им расходов на уплату госпошлины (ст. 41, п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

В бюджетном учете отразятся следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сумма госпошлины, подлежащая возмещению учреждению по решению суда

1 209 34 560

1 401 10 134



6 000

Отражено возмещение ранее уплаченной учреждением госпошлины (поступили средства в доход бюджета)

1 304 04 134 <*>

1 303 05 830

1 303 05 730 <*>

1 209 34 660

6 000

<*> В адрес администратора кассовых поступлений казенное учреждение направляет извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении суммы возмещения.

* * *



Казенные учреждения признаются плательщиками государственной пошлины на общих основаниях, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.

Правила отнесения расходов на уплату госпошлины к соответствующим КВР и кодам КОСГУ практически не поменялись. Перечисление госпошлины в бюджет отражается по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и подстатье 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ.

Новшества коснулись лишь порядка применения КОСГУ в случае, когда учреждение возмещает расходы на уплату госпошлины истцу в рамках исполнения судебного акта. С 01.01.2019 они отражаются по подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" либо по подстатье 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (в зависимости от получателя соответствующих выплат: физическое или юридическое лицо). Ранее эти расходы относились на подстатью 296 "Иные расходы" КОСГУ.

Что касается операций по возмещению ответчиком на основании решения суда уплаченной казенным учреждением госпошлины и перечислению ее в бюджет, то они по-прежнему отражаются в учете с применением "доходной" подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

М. Мишанина

Редактор журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"