Бюджетный учет госпошлины: порядок уплаты и возврата
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 1
Государственная пошлина - это федеральный сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, уполномоченным законодательством, за совершение юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Об особенностях уплаты этого сбора казенными учреждениями и отражения в бюджетном учете соответствующих операций пойдет речь в данной статье.
Правомерность взимания госпошлины
Виды государственной пошлины, порядок и сроки ее уплаты, круг плательщиков этого сбора устанавливаются налоговым законодательством - гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Госпошлина уплачивается, например, при совершении таких юридически значимых действий, как:
- разрешение дел в судах различных инстанций;
- совершение нотариальных действий;
- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы;
- постановка на учет в ГИБДД транспортных средств;
- предоставление (переоформление, продление) лицензий.
Помимо этого, госпошлина взимается с учреждений, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты сбора в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).
Льготы по уплате госпошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35 - 333.39 НК РФ.
В частности, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах (пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), а также при обращении их за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).
Отметим, что казенные учреждения не относятся к органам государственной власти (органам местного самоуправления). Соответственно, они не имеют права на освобождение от уплаты госпошлины по вышеназванным основаниям. По данному вопросу смотрите схожие разъяснения Минфина России, приведенные в Письмах от 14.09.2018 N 03-05-06-03/65940, от 05.10.2016 N 03-05-04-03/58014, от 19.04.2016 N 03-05-04-03/22348.
Однако здесь следует учитывать один нюанс. Если казенные учреждения совершают юридически значимые действия в интересах государственного органа (органа местного самоуправления), выполняют отдельные функции этого органа, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при выступлении в качестве истцов или ответчиков, если их участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций (Определения ВС РФ от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 по делу N А21-6452/2015, N 304-ЭС16-16311 по делу N А03-3275/2016).
В ст. 333.35 НК РФ отдельно выделены случаи, актуальные для казенных учреждений, когда госпошлина не уплачивается:
- использование в наименовании казенного учреждения слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (пп. 1 п. 1);
- государственная регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.1 п. 3);
- государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.3 п. 3);
- внесение изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3);
- внесение изменений в ЕГРП при представлении уточненных данных об объекте недвижимого имущества (пп. 4.5 п. 3);
- государственная регистрация арестов, прекращения арестов недвижимого имущества (пп. 5 п. 3);
- государственная регистрация прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3).
Кроме того, при совершении нотариальных действий от уплаты госпошлины освобождаются:
- школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах (п. 8 ст. 333.38 НК РФ);
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 9 ст. 333.38 НК РФ);
- воинские части, организации Вооруженных сил РФ, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (п. 10 ст. 333.38 НК РФ).
КВР и КОСГУ
С 01.01.2019 правила применения бюджетной классификации РФ устанавливаются Приказами Минфина России N 132н <1> и N 209н <2> (далее - Порядок N 209н).
<1> Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения".<2> Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления".
К сведению. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, с названной даты прекратили свое действие.
При отнесении расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, на соответствующие КВР и коды КОСГУ необходимо учитывать следующие особенности, предусмотренные данными Приказами:
- при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи, когда учреждение выступает ответчиком в суде) расходы отражаются по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- если учреждение возмещает расходы на уплату госпошлины истцу в рамках исполнения судебного акта, применяется КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" в увязке с подстатьей 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" либо с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. Отметим, что в 2018 году детализация указанных расходов по получателям (физическим или юридическим лицам) не производилась и затраты отражались по подстатье 296 "Иные расходы" КОСГУ.
В случае возмещения учреждению суммы госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании названной суммы с ответчика по решению суда), в учете отражаются доходные операции с применением подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Бухгалтерские проводки по учету госпошлины
Приведем основные корреспонденции счетов, предусмотренные Инструкцией N 162н <3>, которые используются для отражения в учете расходов на уплату государственной пошлины, доходов от ее возмещения учреждению по решению суда, а также операций по возврату этого сбора при его переплате.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.Содержание операции | Дебет | Кредит |
Расчеты по уплате госпошлины... | ||
...в безналичном порядке | ||
Начислена сумма госпошлины | 1 401 20 291 | 1 303 05 73x |
Уплачена госпошлина в доход бюджета | 1 303 05 83x | 1 304 05 291 |
...через подотчетное лицо | ||
Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины: | ||
| 1 208 91 56x | 1 201 34 610 |
| 1 210 03 56x 1 208 91 56x | 1 304 05 291 1 210 03 66x |
Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета) | 1 401 20 291 | 1 208 91 66x |
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы: | ||
| 1 201 34 510 | 1 208 91 66x |
| 1 201 23 510 1 304 05 291 | 1 208 91 66x 1 201 23 610 |
Расчеты по возмещению учреждением-ответчиком уплаченной истцом госпошлины <*> | ||
Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины), являющемуся: | ||
| 1 401 20 296 | 1 302 96 73x |
| 1 401 20 297 | 1 302 97 73x |
Перечислена сумма возмещения истцу, являющемуся: | ||
| 1 302 96 83x | 1 304 05 296 |
| 1 302 97 83x | 1 304 05 297 |
Расчеты по возмещению ответчиком уплаченной учреждением-истцом госпошлины | ||
Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины) | 1 209 34 56x | 1 401 10 134 |
Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины: | ||
| 1 210 02 134 | 1 209 34 66x |
| 1 304 04 134 1 303 05 83x | 1 303 05 73x 1 209 34 66x |
Расчеты по возврату из бюджета излишне начисленной и уплаченной госпошлины | ||
Отражено сторнирование излишне начисленной в текущем году суммы госпошлины | 1 401 20 291 | 1 303 05 73x |
Отражено поступление на лицевой счет учреждения суммы излишне перечисленной госпошлины (восстановление кассового расхода текущего года) | 1 304 05 291 | 1 303 05 73x |
Обращаем ваше внимание на то, что в Порядке N 209н статьи 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" и 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности" КОСГУ, которые указываются в 24 - 26-м разрядах номеров счетов бюджетного учета, детализированы новыми подстатьями. Однако в Инструкции N 162н эти изменения пока не учтены.
Согласно проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в Приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <4> (далее - проект) в соответствующих разрядах счета 303 05 по-прежнему проставляются статьи 730 и 830. А вот на счете 208 91 отражаются подстатьи 567 "Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" и 667 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ.
<4> Размещен на сайте http://regulation.gov.ru.Также проектом предусматривается введение расчетов по принятым обязательствам учреждения в части возмещения судебных издержек истцу (включая возмещение уплаченной им госпошлины) с применением новых счетов 302 96 "Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам" и 302 97 "Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям" (в 2018 году применялся счет 302 96 "Расчеты по иным расходам"). Причем в обновленном плане счетов бюджетного учета счет 302 96 показан с детализацией по подстатьям 737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" и 837 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ, а счет 302 97 - по укрупненным статьям 730 и 830.
Как видим, пока непонятно, в каких случаях в 24 - 26-м разрядах номеров счетов бюджетного учета проставляются статьи КОСГУ, а в каких - введенные Порядком N 209н подстатьи КОСГУ. Разъяснений контролирующих органов по данному вопросу еще не было, поэтому до утверждения поправок в Инструкции N 162н формирование трех последних разрядов номеров счетов следует осуществлять по-старому.
Рассмотрим порядок учета госпошлины на конкретных примерах.
Пример 1. В счет уплаты государственной пошлины за удостоверение копий учредительных документов казенное учреждение перечислило нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, денежные средства в размере 1 500 руб. Расчеты произведены с лицевого счета, открытого учреждению в ТОФК.
Размеры госпошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий нотариусом государственной нотариальной конторы, установлены ст. 333.24 НК РФ. Исходя из пп. 8 п. 1 указанной статьи за удостоверение копий учредительных документов учреждений госпошлина взимается в размере 500 руб.
Расходы, связанные с уплатой данного сбора, отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена сумма госпошлины | 1 401 20 291 | 1 303 05 730 | 1 500 |
Уплачена госпошлина в доход бюджета <*> | 1 303 05 830 | 1 304 05 291 | 1 500 |
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что госпошлина была уплачена наличными денежными средствами через подотчетное лицо. Из кассы учреждения ему был выдан аванс в размере 1 500 руб. Согласно утвержденному руководителем авансовому отчету расходы на уплату госпошлины приняты к учету.
Госпошлина может быть уплачена наличными деньгами через уполномоченного представителя учреждения (подотчетное лицо), действующего на основании доверенности (ст. 26, 29, п. 1, 8 ст. 45 НК РФ).
Информация о том, что подотчетник платит указанный сбор за учреждение, должна быть отражена в платежном документе на его перечисление в бюджет, например, следующим образом: "государственная пошлина от имени МКУ "Дорожное хозяйство". Для подтверждения принадлежности уплаченных денежных средств учреждению к платежке рекомендуется прилагать доверенность и расходный кассовый ордер либо иной документ, подтверждающий выдачу денег на уплату госпошлины представителю (Письма Минфина России от 13.10.2015 N 03-05-06-03/58451, от 17.03.2017 N 03-05-04-03/15364).
Документами, подтверждающими факт уплаты сбора, могут быть либо квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанция, выдаваемая должностным лицом или кассой органа, в который производилась уплата (абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Подтверждающий уплату госпошлины документ прилагается к авансовому отчету (ф. 0504505), а тот подается в бухгалтерию в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетного лица (пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России N 3210-У <5>).
<5> Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".В бюджетном учете операции по уплате госпошлины через подотчетное лицо отразятся так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Денежные средства на уплату госпошлины выданы из кассы под отчет | 1 208 91 560 | 1 201 34 610 | 1 500 |
Приняты к учету расходы на уплату госпошлины | 1 401 20 291 | 1 208 91 660 | 1 500 |
Пример 3. На основании судебного акта, вступившего в законную силу, казенному учреждению (истцу) возмещена сумма госпошлины (6 000 руб.), ранее уплаченная им при обращении в суд. Данные средства перечислены напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Операции по уплате госпошлины и ее возмещению по решению суда произведены в одном финансовом году.
Все доходы казенного учреждения подлежат зачислению в бюджет, в том числе средства, поступившие по решению суда в счет возмещения произведенных им расходов на уплату госпошлины (ст. 41, п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В бюджетном учете отразятся следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена сумма госпошлины, подлежащая возмещению учреждению по решению суда | 1 209 34 560 | 1 401 10 134 | 6 000 |
Отражено возмещение ранее уплаченной учреждением госпошлины (поступили средства в доход бюджета) | 1 304 04 134 <*> 1 303 05 830 | 1 303 05 730 <*> 1 209 34 660 | 6 000 |
* * *
Казенные учреждения признаются плательщиками государственной пошлины на общих основаниях, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Правила отнесения расходов на уплату госпошлины к соответствующим КВР и кодам КОСГУ практически не поменялись. Перечисление госпошлины в бюджет отражается по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и подстатье 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ.
Новшества коснулись лишь порядка применения КОСГУ в случае, когда учреждение возмещает расходы на уплату госпошлины истцу в рамках исполнения судебного акта. С 01.01.2019 они отражаются по подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" либо по подстатье 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (в зависимости от получателя соответствующих выплат: физическое или юридическое лицо). Ранее эти расходы относились на подстатью 296 "Иные расходы" КОСГУ.
Что касается операций по возмещению ответчиком на основании решения суда уплаченной казенным учреждением госпошлины и перечислению ее в бюджет, то они по-прежнему отражаются в учете с применением "доходной" подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
М. Мишанина
Редактор журнала
"Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"