Мудрый Экономист

Медицинские отходы и отходы производства и потребления

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 1

В результате деятельности учреждения здравоохранения образуются медицинские и иные отходы (офисные - бумага, картон, сломанный принтер, не подлежащие ремонту клавиатура, процессор и т.п.; бытовые - несортированный мусор, стеклянная тара, отходы от строительных работ и т.п.; автомобильные - аккумуляторы, фильтры, шины, свечи и т.п.). Необходимо ли учреждению оформлять паспорта на все виды отходов? Дадим ответ на этот вопрос с опорой на действующие нормы законодательства РФ.

Согласно ст. 49 Федерального закона N 323-ФЗ <1> медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН 2.1.7.2790-10 <2>).

<2> СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163.

В ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ <3> сказано, что под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим Законом.

<3> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Обращение с отходами представляет собой деятельность по их сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.

Таким образом, в процессе деятельности медучреждений образуются и медицинские отходы, и отходы производства и потребления.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду все отходы делятся на пять классов опасности:

Например, оргтехника в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду должна быть отнесена к одному из классов опасных отходов, поскольку в ней могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.).

При определении класса опасности того или иного вида отхода следует руководствоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. Так, для оргтехники, утратившей потребительские свойства, указаны, в частности, следующие коды ФККО: системный блок компьютера - код 4 81 201 01 52 4, клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами - код 4 81 204 01 52 4.

На основании п. 8 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р. В частности, системный блок компьютера, источники бесперебойного питания, утратившие потребительские свойства, отнесены в данном Перечне к отходам, захоронение которых запрещается.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 <4> установлено, что условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, технических условиях, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промышленных отходов разрешается следующим образом:

<4> СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 (введены в действие 15.06.2003).

Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

На отходы I - IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (ГОСТ Р 53691-2009 <5>).

<5> ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст (введен в действие с 01.01.2011).

Кроме того, в п. 6 Письма Росприроднадзора от 11.07.2018 N АА-10-02-36/14300 "О разъяснении требований законодательства в области обращения с отходами" сказано следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно методическим указаниям по их разработке, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок N 50) утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50.

Исходя из п. 12 Порядка N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого согласно методическим указаниям, на которые дана ссылка в п. 5 Порядка N 50, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Технический отчет представляется юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, по поводу отходов производства и потребления, упомянутых в вопросе, учреждению следует обращаться в территориальное отделение Росприроднадзора.

О. Никулина

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"