Мудрый Экономист

Обучать работников гражданской обороне - обязанность каждого работодателя

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 5

Осуществлять мероприятия по гражданской обороне в организации - дело в общем-то не новое. При этом еще в 2011 году в КоАП РФ были включены положения, предусматривающие ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке и защите населения от военных действий и чрезвычайных ситуаций, то есть мероприятий по гражданской обороне. По отношению к работающему населению такие мероприятия должен организовывать работодатель. А год назад всех работодателей, помимо исполнения указанных мероприятий, обязали проводить в том числе обучение своих работников гражданской обороне. Как должна быть организована система гражданской обороны в каждом автономном учреждении, расскажем в статье.

Что такое гражданская оборона?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона (далее - ГО) - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

То есть мероприятия по гражданской обороне связаны не только с военными действиями, но и с чрезвычайными ситуациями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, терактами и т.д.

При этом мероприятия по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций отдельно установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).

К сведению. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Закона N 68-ФЗ).

Кроме этого, Правительством РФ выпущены следующие документы, устанавливающие комплекс мероприятий по ГО и ЧС:

На самом деле нормативных правовых документов (постановлений Правительства РФ, методических рекомендаций и др.) в области ГО и ЧС достаточно много. Также имеются свои положения на уровне ведомств. Например, Приказом Рособрнадзора от 27.10.2017 N 1798 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, а также утверждены положения на различных уровнях. Соответственно, если есть такие положения, то при организации мероприятий по ГО и ЧС работодателям следует руководствоваться и ими.

Обязанности работодателей в области ГО и ЧС

Обязанности работодателя

В области ГО и в пределах своих полномочий согласно ч. 1 ст. 9, ч. 4 ст. 18 Закона N 28-ФЗ

В области защиты населения от ЧС согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 68-ФЗ

Планировать и организовывать проведение мероприятий по ГО

Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от ЧС

Проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время

Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС

Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от ЧС

Обеспечивать мероприятия по ГО, проводимые в организации, за счет средств организаций

Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС

Осуществлять подготовку своих работников в области ГО

Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

Финансировать мероприятия по защите работников организаций от ЧС, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

Предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС

Предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, участки для установки технических средств оповещения и информирования в местах массового пребывания людей.

Распространять информацию в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС

Отметим, что в связи с внесением изменений в Положение N 841 к обязанностям работодателя с мая 2017 года отнесли обучение работников организации в области ГО. Согласно п. 5 этого Положения работодатели должны:

  1. Разрабатывать с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС, программы курсового обучения работников организаций в области ГО.
  2. Осуществлять курсовое обучение работников организаций в области ГО.
  3. Создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
  4. Разрабатывать программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по ГО.
  5. Организовывать и проводить вводный инструктаж по ГО с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.
  6. Планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

В отношении обучения по ЧС такой обязанности для работодателей пока не установлено, тем не менее программы обучения по ГО и ЧС, как правило, совмещаются.

Примечание. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций утверждена Министром МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14 (далее - Примерная программа).

Ответственные за ГО

Начнем с того, что персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения несет руководитель учреждения (ст. 11 Закона N 28-ФЗ).

В силу Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и Приказа МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" решать задачи по ГО в организации должен работник (освобожденный или по совместительству) либо структурное подразделение.

Количество ответственных за ГО зависит от того, к какой категории относится организация. Различают:

  1. Организации, относящиеся к категориям по гражданской обороне, которые в зависимости от оборонного и экономического значения имеют мобилизационные задания (заказы) и (или) представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты. Количество ответственных за ГО в этих организациях зависит от количества работников этих организаций.
  2. Организации, не отнесенные к категориям по ГО, которые прекращают работу в военное время.

Если в организациях, относящихся к категориям по ГО, трудится:

При таком количестве уполномоченных работников должно быть создано отдельное структурное подразделение по ГО, которое в том числе будет отвечать и за ЧС.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, такая работа может выполняться по совместительству одним из работников организации, например специалистом по охране труда. При необходимости количество работников по ГО может быть увеличено по решению руководителя организации.

К сведению. Узнать, относится ли организация к категориям по гражданской обороне, можно путем обращения в территориальные органы МЧС.

Уполномоченные работники должны иметь соответствующую подготовку в области ГО, подтверждаемую соответствующим документом. Обучение по ГО также должны проходить и руководители учреждений.

Обучение в соответствии с п. 22 Приказа МЧС России от 13.11.2006 N 646, происходит в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, учебно-методических центрах субъектов РФ по ГО и ЧС, а также на курсах ГО в муниципальных образованиях.

Не реже одного раза в 5 лет уполномоченные по ГО работники и руководители должны проходить повышение квалификации.

Обучение ГО работников

Согласно Примерной программе курсовое обучение работающего населения - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области ГО и ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.

Цель курсового обучения - повышение готовности работников к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, характерным для района их работы и проживания.

Курсовое обучение по гражданской обороне внутри организации для всех работников должен проводить специалист по ГО (пп. "г" п. 5 Положения N 841).

Согласно Примерной программе занятия проводятся, как правило, ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время.

Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, а также другие подготовленные лица. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Обучение состоит из теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в виде беседы, а практические - в виде тренировок и комплексных занятий.

Для проведения курсового обучения работодатель должен создать учебно-материальную базу и разработать и утвердить программу курсового обучения на основе Примерной программы.

Кроме этого, следует утвердить форму журнала учета занятий по курсовому обучению по образцу, приведенному в Приложении 3 к Рекомендациям по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденным МЧС России 02.12.2015 N 2-4-87-46-11.

---------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Учебно-материальная база включает ¦
L-------------T-----------------------------------------T-------------------------
¦/ ¦/
--------------+--------------¬--------------------------+------------------------¬
¦ При численности работников ¦¦ При численности работников свыше 200 человек ¦
¦ до 200 человек ¦¦ ¦
L------T--------------T-------L-------T---------------T-----------------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------+-----¬--------+------¬--------+-------¬-------+------¬----------+--------¬
¦Комплект ¦¦Уголок по ГО ¦¦Многопрофильны馦Учебную ¦¦По одному уголку ¦
¦средств для ¦¦и ЧС (это ¦¦учебный кабинет¦¦площадку, ¦¦в каждом ¦
¦проведения ¦¦информационно-¦¦(класс) ¦¦то есть ¦¦административном и¦
¦занятий: ¦¦справочный ¦¦ ¦¦специально ¦¦производственном ¦
¦плакаты, ¦¦стенд ¦¦ ¦¦оборудованную¦¦здании ¦
¦слайд- ¦¦с материалами ¦¦ ¦¦территорию ¦¦ ¦
¦проектор, ¦¦по защите ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦тренажер для¦¦от опасностей)¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦оказания ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦первой ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦помощи ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-------------L---------------L----------------L--------------L-------------------

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж необходимо проводить со всеми принимаемыми на работу сотрудниками начиная с 02.05.2017. Вводный инструктаж также проводит специалист по ГО.

Для проведения такого инструктажа необходимо разработать и утвердить соответствующую программу. Она разрабатывается работодателем самостоятельно. За основу при этом можно также взять Примерную программу.

Поскольку это вводный инструктаж, он должен содержать достаточно краткую информацию, в частности:

Как и при любом другом инструктаже, необходимо разработать и принять форму журнала проведения вводного инструктажа по ГО, в котором работники, его прошедшие, должны поставить свои подписи.

Действия работодателя при организации мероприятий по ГО

Основополагающим в части организации мероприятий по ГО является план основных мероприятий по ГО, который должен быть разработан в каждой организации.

Однако начать работу по ГО можно с разработки локального акта - положения о ГО. В нем можно предусмотреть:

Если работодателю сложно определиться с тем, с чего начать работу по ГО и ЧС, какие документы оформить, как составить план мероприятий и т.п., лучше изначально обратиться в орган МЧС или местного самоуправления, который несет ответственность по ГО в организациях, с просьбой перечислить условия, необходимые для подготовки плана мероприятий по ГО в учреждении.

Одновременно следует подготовить письмо с просьбой о включении в план комплектования групп по обучению ГО и ЧС работников организации согласно прилагаемому списку.

Примечание. Проходить обучение кроме руководителя организации и специалиста, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, должны члены штаба по ГО и члены организованной эвакуационной комиссии.

Что касается плана мероприятий по ГО, он оформляется в виде текстового документа с приложениями.

Структура и объем плана зависят в первую очередь от того, к какой категории относится организация, сколько работников в организации, сферы деятельности и т.п. План разрабатывается работниками (структурными подразделениями), ответственными за ГО, согласовывается с органами МЧС или местного самоуправления, утверждается руководителем и начальником штаба по ГО.

План может включать следующие разделы:

В качестве приложений могут быть:

К сведению. План мероприятий по ГО должен всегда быть в актуализированном состоянии, а в случае необходимости придется принимать новый и заново его согласовывать. Такое возможно, в частности, при изменениях законодательства, а также в случае изменения местонахождения организации, открытия филиала в другом регионе и т.д.

Кроме этого, для реализации мероприятий по ГО организуются штаб с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, разработки предстоящих планов, а также эвакуационная комиссия.

Помимо плана мероприятий по ГО, в организации должны быть разработаны следующие документы:

Также должны быть документы о создании нештатных специальных аварийно-спасательных формирований, по проведению необходимых эвакуационных мероприятий, по обучению сотрудников действиям при ЧС, по противопожарным мероприятиям и т.д.

* * *

Подводя итог, обозначим основные обязанности работодателя в области ГО:

  1. организация вводного инструктажа;
  2. проведение курсового обучения сотрудников;
  3. разработка внутренних документов учреждения по ГО и ЧС: приказов, положений, планов и программ мероприятий и т.д.;
  4. проведение тренировок и учений с работниками;
  5. создание материально-технической базы.

Поскольку количество обязанностей с недавнего времени увеличилось, скорее всего, возрастет и внимание контролирующих органов, а именно МЧС. Напомним, что за неисполнение работодателем обязанностей, установленных в области ГО, в том числе за непроведение инструктажей, за необучение сотрудников ГО и ЧС штраф для организации, в соответствии со ст. 20.7 КоАП РФ, составит от 100 000 до 200 000 руб., а для руководителя - от 10 000 до 20 000 руб.

В первую очередь контролеры будут проверять всю необходимую документацию: план мероприятий, приказы о назначении ответственного за ГО, журналы инструктажей и т.д. И здесь отметим, что Приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78 уже утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области ГО, которыми работодатели при подготовке к плановой проверке могут воспользоваться.

Л. Куревина

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"