Мудрый Экономист

О поправках в КОАП РФ, касающихся ответственности за искажение отчетности

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 7

В Государственную думу внесен проект федерального закона N 455237-7 "О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект N 455237-7). Он направлен на изменение мер ответственности за совершение должностными лицами государственных (муниципальных) учреждений нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса. Об этих изменениях расскажем в статье.

Установление ответственности для бюджетных и автономных учреждений

Напомним, что бухгалтерская (финансовая) отчетность, составляемая учреждениями здравоохранения, должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ст. 13 Закона N 402-ФЗ <1>).

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Представление учреждением недостоверной или искаженной бюджетной отчетности является административным правонарушением, ответственность за совершение которого закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Исходя из положений данной статьи непредставление или представление бюджетной отчетности с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией N 191н <2>. На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

<2> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ):

Таким образом, к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленных в п. 1 Инструкции N 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по названной статье только в случае, если на данные учреждения возложены полномочия получателей бюджетных средств, например по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

В случае искажения бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией N 33н <3>, применяются нормы ст. 15.11 КоАП РФ. Законопроектом N 455237-7 предусматривается внесение дополнения в обозначенную статью, исключающего распространение ее положений на организации государственного сектора. При этом под организациями государственного сектора будут пониматься государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также государственные корпорации в части исполнения ими полномочий (функций) главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета.

<3> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Ответственность за искажение отчетности

Изменения, вносимые законопроектом N 455237-7 в ст. 15.15.6 КоАП РФ, предусматривают классификацию нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении. Также в ст. 15.15.6 КоАП РФ будут конкретизированы случаи грубого искажения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Существенность искажения

Классификация искажения

Санкции

Незначительное (ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Под незначительным искажением показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности будет пониматься (примечание 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

  1. искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:
  • не менее 1%, но не более чем на 10% и не превышающее 100 000 руб.;
  • не более 1% и превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;
  1. занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов не менее 1%, но не более чем на 10% и не превышающее 100 000 руб.

Наложение административного штрафа на главного бухгалтера учреждения в размере от 1 000 до 5 000 руб. В случае повторного <*> нарушения - штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Значительное (ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (примечание 2 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

  1. искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:
  • не менее 1%, но не более чем на 10%, превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;
  • не более 1% и превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;
  1. занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов на сумму более 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.

Наложение административного штрафа на главного бухгалтера учреждения в размере от 10 000 до 30 000 руб. В случае повторного нарушения - штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Грубое (ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Под грубым искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (примечание 3 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

  1. искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:
  • не менее чем на 10%;
  • не менее 1%, но не более чем на 10%, превышающее 1 000 000 руб.;
  1. занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов на сумму более 1 000 000 руб.;
  2. включение в бюджетную, бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
  3. включение в показатели бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
  4. включение в показатели бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражение истинных фактов хозяйственной жизни

Наложение административного штрафа на главного бухгалтера учреждения в размере от 30 000 до 50 000 руб. В случае совершения повторного правонарушения - штраф 50 000 руб. (ч. 8 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

<*> Повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). При этом лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, признается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Кроме того, законопроектом N 455237-7 вводится административная ответственность:

Помимо случаев установления ответственности, законопроект N 455237-7 определяет и случаи, когда виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности. Исходя из примечания 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, указанные в обозначенной статье, в таких случаях:

Нарушение порядка учета принимаемых и отложенных обязательств

В действующей в настоящее время редакции ст. 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств. При этом Инструкциями N 157н <4> и 162н <5> установлен порядок бюджетного учета казенными учреждениями бюджетных и денежных обязательств, а также принимаемых и отложенных обязательств.

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

В связи с вышесказанным законопроект N 455237-7 предлагает внести изменения в ст. 15.15.7 КоАП РФ, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых и отложенных обязательств и выделив это положение в ст. 15.15.6-1 "Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета" КоАП РФ. В силу вводимой статьи нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств, повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

При этом в ст. 15.15.7 КоАП РФ предлагается предусмотреть конкретные составы нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, и ответственность за них, в том числе ответственность за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств.

Так, согласно ч. 1 ст. 15.15.7 КоАП РФ (в редакции законопроекта N 455237-7) нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Аналогичный штраф будет наложен и на должностных лиц казенного учреждения вследствие нарушения ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта N 455237-7). Такой же штраф будет предусмотрен и для должностных лиц получателя бюджетных средств в случае нарушения ими установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на 10 рабочих дней (ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта N 455237-7).

* * *

В заключение еще раз обратим внимание на основные положения законопроекта N 455237-7:

А. Павелин

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"