Мудрый Экономист

Участие органов исполнительной власти в государственных (муниципальных) предприятиях

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 12

Органы исполнительной власти в целях реализации своих полномочий могут учреждать унитарные предприятия. Вклад учредителя в унитарные предприятия может быть денежным и имущественным. Кроме первоначального вклада орган власти может выделять унитарному предприятию денежные средства, в том числе в виде субсидии, и имущество в процессе его работы.

Учреждение унитарного предприятия

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленным за ним собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; далее - Закон N 161-ФЗ).

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Существуют следующие виды унитарных предприятий:

Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет его деятельности. Порядок определения состава имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливаются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным учреждением, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Таким образом, орган-учредитель должен произвести оценку передаваемого имущества перед учреждением ГУП или МУП.

Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в ИФНС в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Для его регистрации предоставляются решение органа-учредителя о создании, устав, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 2 ст. 10 Закона N 161-ФЗ). Устав государственного или муниципального предприятия должен содержать в том числе сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования (ч. 4 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Такой фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Размер уставного фонда определяется в рублях и должен составлять:

Уставный фонд ГУП или МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме (ст. 13 Закона N 161-ФЗ).

Орган-учредитель, передавший денежные средства или иное имущество в уставный фонд ГУП либо МУП, отражает в учете вложения в такие предприятия на отдельном счете.

Увеличение и уменьшение уставного фонда

В процессе хозяйственной деятельности ГУП или МУП может потребоваться изменить его уставный фонд в сторону увеличения или уменьшения. В ряде случаев это может быть добровольным решением учредителя, а в ряде случаев это обязательно.

Увеличение уставного фонда ГУП или МУП допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимости его чистых активов (разница между активами и обязательствами). Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета согласно Порядку определения стоимости чистых активов, утвержденному Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н. Резервный фонд создается в порядке и размерах, предусмотренных уставом ГУП или МУП, за счет чистой прибыли. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие их убытков (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Примечание. Законом предусмотрено наступление последствий, неблагоприятных для предприятия и его учредителя в случае несвоевременного внесения изменений в уставный фонд.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в некоторых случаях обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия. Уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше установленного Законом минимального размера уставного фонда (ч. 1 ст. 15 Закона N 161-ФЗ).

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, то собственник имущества такого предприятия обязан принять решение о его уменьшении до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения.

Субсидии для ГУП и МУП

В соответствии с п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии на осуществление ГУП и МУП капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда этих предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление данных субсидий на капитальные вложения и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, субсидии на капитальные вложения являются одним из способов увеличения уставного фонда ГУП или МУП.

Кроме того, унитарным предприятиям могут предоставляться субсидии в соответствии со статьей 78 БК РФ. Указанной статьей предусмотрена возможность предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. ГУП или МУП могут быть получателями таких субсидий, которые предоставляются по результатам отбора на основе критериев, установленных решениями Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Согласно разъяснениям, данным в письме Минфина России от 08.07.2014 N 02-05-11/33093, в соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на вложения денежных средств в уставные фонды государственных (муниципальных) унитарных предприятий (за исключением трансфертов в форме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности) следует отражать по виду расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам" КРБ в увязке со статьей 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" КОСГУ.

Бухгалтерский учет

Учет операций по передаче денежных средств и имущества в уставный фонд ГУП или МУП ведется органом-учредителем в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).

Приказом Минфина России от 31.10.2017 N 172н (далее - Приказ N 172н) внесены изменения в Инструкцию N 162н. В настоящее время Приказ N 172н находится на регистрации в Минюсте России, поэтому в окончательный текст Приказа могут быть внесены изменения.

В соответствии с Инструкцией N 162н участие учредителя в ГУП или МУП учитывается на счете 20432. Согласно Приказу N 172н счет 20432, который раньше назывался "Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий", переименован в "Участие в государственных (муниципальных) предприятиях".

Операции отражения неденежных вложений в уставный фонд ГУП или МУП предшествуют операции по формированию этих вложений.

Учет операций по формированию инвестиций в ГУП или МУП отражается на основании правового акта, распоряжения уполномоченного органа записью:

Дебет счета 1 21532 530 "Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия"

Кредит счета 1 30270 000 "Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям".

Вложение (передача) объектов активов в уставный фонд ГУП или МУП отражается так:

Дебет счета 1 21532 530 "Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия"

Кредит счета 1 10100 000 "Основные средства",

или Кредит счета 1 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны",

или Кредит счета 1 10230 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения",

или Кредит счета 1 10300 000 "Непроизведенные активы",

или Кредит счета 1 10500 000 "Материальные запасы",

или Кредит счета 1 20000 000 "Финансовые активы".

Напомним, что имущество, передаваемое в уставный фонд, должно быть оценено по текущей оценочной (рыночной) стоимости. Инструкцией N 162н не предусмотрен учет услуг оценщика в первоначальной стоимости вложений, поэтому они должны учитываться в составе расходов органа власти. Услуги оценщика отражаются в учете записями:

Дебет счета 1 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 1 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".

Отражение вложений (инвестиций) в объекты финансовых активов при их безвозмездном получении по первоначальной стоимости осуществляется учредителем так:

Дебет счета 1 21532 530 "Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия"

Кредит счета 1 30404 530 "Внутриведомственные расчеты по поступлению акций и иных форм участия в капитале",

или Кредит счета 1 30404 550 "Внутриведомственные расчеты по поступлению иных финансовых активов",

или Кредит счета 1 40110 180 "Прочие доходы".

Согласно пункту 74 Инструкции N 162н в редакции Приказа N 172н принятие к учету финансовых вложений в уставный фонд ГУП или МУП уполномоченным органом отражается так:

Дебет счета 1 20432 530 "Увеличение участия в государственных (муниципальных) предприятиях"

Кредит счета 1 21532 630 "Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия".

При этом положительная разница между суммой вложений и стоимостью ценных бумаг, кроме акций, а также размером уставного фонда отражается записью:

Дебет счета 1 21532 530 "Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия"

Кредит счета 1 40110 171 "Доходы от переоценки активов".

Отрицательная разница отображается обратной корреспонденцией счетов.

Принятие уполномоченным органом к учету не учтенных в полном объеме финансовых вложений в уставный фонд государственных (муниципальных) унитарных предприятий, выявленных в результате инвентаризации, согласно Приказу N 172н, отражается записью:

Дебет счета 1 20432 530 "Увеличение участия в государственных (муниципальных) предприятиях"

Кредит счета 1 40110 180 "Прочие доходы".

Одним из решений, которое может принять учредитель в отношении подведомственного ГУП или МУП, является решение о преобразовании. Согласно Приказу N 172н Инструкция N 162н дополнена соответствующими бухгалтерскими записями.

Так, при преобразовании государственного (муниципального) унитарного предприятия в государственное (муниципальное) учреждение отражаются две операции:

Операции по уменьшению финансовых вложений в уставный фонд государственного (муниципального) унитарного предприятия отражаются уполномоченным органом следующим образом:

Дебет счета 1 40110 172 "Доходы от операций с активами"

Кредит счета 1 20432 630 "Уменьшение участия в государственных (муниципальных) предприятиях".

Одновременно органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, созданного путем преобразования государственного (муниципального) предприятия, отражается запись:

Дебет счета 1 20433 560 "Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях"

Кредит счета 1 40110 172 "Доходы от операций с активами".

Инструкцией N 162н не предусмотрены записи по уменьшению уставного фонда ГУП или МУП, по увеличению уставного фонда за счет прибыли ГУП или МУП, поэтому в случае принятия соответствующего решения записи должны быть разработаны органом-учредителем и согласованы с финансовым органом соответствующего бюджета.

Например, запись по увеличению уставного фонда за счет прибыли может быть следующей:

Дебет счета 1 20432 530 "Увеличение участия в государственных (муниципальных) предприятиях"

Кредит счета 1 40110 120 "Доходы от собственности".

А запись по уменьшению уставного фонда может быть такой:

Дебет счета 1 40110 172 "Доходы от операций с активами"

Кредит счета 1 20432 630 "Уменьшение участия в государственных (муниципальных) предприятиях".

И.В. Артемова

Главный бухгалтер,

консультант