Мудрый Экономист

Возврат остатка субсидии

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 1

Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете возврат остатка субсидии на выполнение государственного задания, образовавшегося в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей?

Разъяснения по порядку учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков неиспользованных субсидий, подлежащих возврату, приведены в Письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436.

Согласно данному Письму, п. 151 Инструкции N 174н <1>, п. 180 Инструкции N 183н <2> бюджетному и автономному учреждениям, в случае возврата остатка субсидии, полученной на выполнение государственного задания, образовавшегося в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, представленного учредителю, необходимо сделать бухгалтерские записи:

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатка субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

00000000000000130

4 401 10 130

00000000000000130

4 303 05 730

00000000000000130

4 401 10 130

00000000000000130

4 303 05 000

Перечисление остатка в доход бюджета

00000000000000130

4 303 05 830

00000000000000610

4 201 11 610

Забалансовый счет 18

00000000000000130

4 303 05 000

00000000000000610

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Вопрос: Какими проводками отразить в учете возврат остатка неиспользованной субсидии на иные цели при выявлении нарушений в порядке ее использования?

Ответ на данный вопрос приведен в Письме Минфина России от 07.02.2017 N 02-06-10/6527. Согласно разъяснениям финансового ведомства в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям на иные цели, бюджетным и автономным учреждениям необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (п. 151, 73 Инструкций N 174н, 183н):

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатка неиспользованной субсидии <*>

00000000000000180

5 401 10 180

00000000000000180

5 303 05 730

00000000000000180

5 401 10 180

00000000000000180

5 303 05 000

Перечисление остатка в доход бюджета <*>

00000000000000180

5 303 05 830

00000000000000180

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

00000000000000180

5 303 05 000

00000000000000610

5 201 11 000 Забалансовый счет 18

<*> Аналогичные проводки приведены в Письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436.

Кроме того, указаны и проводки, которые необходимо сделать в бюджетном учете учредителя в соответствии с Инструкцией N 162н <3>:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета субсидий в случае выявления нарушений порядка их использования (нецелевого использования)

218 01000 00 0000 180

1 205 81 560

218 01000 00 0000 180

1 401 10 180

Поступили в бюджет доходы от возврата бюджетным (автономным) учреждением остатка субсидии на иные цели

218 01000 00 0000 180

1 210 02 180

218 01000 00 0000 180

1 205 81 660

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Вопрос: Можно ли бюджетному учреждению субъекта РФ вернуть неправомерно потраченную сумму субсидии на обеспечение выполнения государственного задания за счет средств от приносящей доход деятельности?

Минфин России в Письме от 14.09.2017 N 02-07-10/59464 рассмотрел вопрос о возврате бюджетным учреждением неправомерно потраченной суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания за счет иного источника и сообщил следующее.

Законами субъектов РФ может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет субъекта РФ остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными учреждениями субъекта РФ в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями (п. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ <4>).

<4> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Положениями ст. 69.2 БК РФ определены основные требования к формированию государственного (муниципального) задания и его финансовому обеспечению.

В соответствии с п. 5 ст. 69.2 БК РФ порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должны определять в том числе правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты.

Таким образом, законодательством предусмотрен возврат бюджетными учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в случае невыполнения его качественных и (или) количественных показателей.

При возникновении правовых оснований по возврату части субсидии на финансовое обеспечение государственного задания исполнение обязательства учреждения по возврату указанных средств, по мнению специалистов Минфина, возможно осуществлять как за счет образовавшихся у бюджетных и автономных учреждений неиспользованных остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям (в том числе за счет средств на выполнение государственного задания текущего года), за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 (субсидии на иные цели - КВФО 5) и ст. 78.2 БК РФ (субсидии на осуществление капитальных вложений - КВФО 6).

В этом случае финансовое ведомство также рекомендует воспользоваться разъяснениями по порядку учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков неиспользованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет, приведенными в Письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436.

Вопрос: Бюджетным учреждением государственное задание выполнено: достигнуты показатели, установленные в государственном задании. Но образовался небольшой остаток субсидии, выделенной на его осуществление. Обязательно ли этот остаток перечислять в бюджет?

Согласно п. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Таким образом, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 12.04.2016 N 02-01-09/20629.

Вопрос: В каких формах бухгалтерской отчетности отражаются сведения по возврату остатка субсидии?

Согласно нормам Инструкции N 33н <5>, а также разъяснениям в Письмах Минфина России от 14.09.2017 N 02-07-10/59464, от 07.04.2017 N 07-04-05/02-308, Казначейства России от 20.10.2017 N 07-04-05/08-807 данные о возврате остатков субсидий отражаются в формах бухгалтерской отчетности с учетом следующих особенностей:

Номер и наименование формы

Рекомендации по заполнению

Отчет о движении денежных средств учреждения (0503723)

Суммы перечислений бюджетными (автономными) учреждениями возвратов остатков субсидий прошлых лет на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением показателей его объема, отражаются в графе 4 разд. 3 "Изменение остатков средств" по строке 422 отчета (ф. 0503723). Показатели отражаются в положительном значении

Отчет об исполнении учреждением плана его финансовой деятельности (0503737)

Строка 592 (разд. 3) формируется на основании показателей по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также при возврате остатков субсидий (грантов) прошлых лет.

Показатель строки 910 "Возвращено остатков субсидий прошлых лет, всего" (разд. 4) (показатель по выбытию денежных средств при возврате остатков субсидий (грантов) прошлых лет, отраженных по строке 592 отчета (ф. 0503737)) детализируется по кодам аналитики (графа 3):

  • 130 - в части перечислений возвратов остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
  • 180 - в части перечислений возвратов остатков субсидий на иные цели, а также грантов.

Графа 3 по строке 910 отчета (ф. 0503737) не заполняется

<5> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

* * *

В заключение напомним вывод специалистов финансового ведомства, сделанный в Письме от 25.02.2015 N 02-01-11/9390: наличие неиспользованных средств субсидии на муниципальное задание является основанием для проведения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, анализа достижения показателей количества и качества, установленных государственным заданием, а также анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения (в том числе наличие кредиторской задолженности) и возможного принятия соответствующих управленческих решений.

А. Павлова

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"