Мудрый Экономист

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

"Советник в сфере образования", 2017, N 8

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии позволяют образовательным учреждениям увеличить количество обучающихся без наращивания физических площадей, сделать процесс обучения более эффективным и современным. Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (далее - Порядок N 816) в Порядок <1> применения таких технологий в образовании были внесены изменения и дополнения <2>. В этом номере продолжаем рассматривать изменения в Порядок, расскажем о локальном регламенте, платных услугах и дадим немного учета.

<1> Порядок N 816 вступил в силу с 1 октября 2017 года взамен ранее действовавшего Порядка с аналогичным названием, который был утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2.
<2> В прошлом номере журнала читайте статью О.А. Пономаревой "Обновлен порядок электронного обучения".

Коротко о важном

В соответствии с п. 5 Порядка N 816 при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения или его филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Учреждения должны обеспечить соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников. Ранее предусматривалось, что подготовка указанных работников должна осуществляться по дополнительным профессиональным программам. В Порядке N 816 такого указания нет, соответственно, форма подготовки работников остается на усмотрение учреждения.

Учреждение обязано обеспечить идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется учреждением самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. Это новое требование, указывающее на необходимость внесения учреждением дополнения в локальный нормативный акт, которым регламентируется порядок применения электронного обучения и ДОТ.

Еще одним нововведением является регламентирование онлайн-курсов. Причем результаты прохождения онлайн-курсов должны учитываться другими образовательными организациями, в том числе если студент учится в одном учреждении, а курсы прошел в другом.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме (п. 9 Порядка N 816).

Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может быть полноценно организован только при наличии:

Так как Порядком N 816 определены только общие рамки и условия реализации электронного обучения, учреждению, применяющему данные технологии, не обойтись без локального регламента, определяющего:

Регламент

Во вводной части регламента могут быть предусмотрены цели, задачи и основы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учреждении.

В основной части необходимо раскрыть ключевые организационные вопросы, связанные с созданием и применением средств электронного обучения.

Например, это может звучать так:

"Организацию электронного обучения осуществляют работники учреждения в рамках своих должностных обязанностей:

- учебная часть - в части разработки учебно-методических комплексов;

- отдел информационных технологий - в части разработки и поддержки образовательного портала;

- профессорско-преподавательский состав - в части проведения занятий согласно расписанию в рамках установленной учебной нагрузки" и т.д.

Организация образовательной деятельности включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе осуществляется формирование групп (прием заявок на обучение), подписание договора на обучение (если оно платное), подбор профессорско-преподавательского состава, подготовка методических и организационных материалов.

В процессе формирования групп необходимо решить вопрос об идентификации обучающихся. Например, так:

"После зачисления обучающемуся присваивается персональный логин и пароль, позволяющие осуществлять вход на образовательный портал учреждения. Логин остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Логин и пароль выдаются обучающемуся лично или высылаются заказным письмом".

Отметим, что в настоящее время идентификация с помощью логина и пароля (что является простой электронной подписью) наиболее распространена в сфере электронного обучения, так как более сложные варианты (усиленная цифровая подпись) требуют применения технических средств шифрования и участия сторонней организации - удостоверяющего центра.

Как правило, основной этап реализации образовательной программы начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом работник учреждения информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи со слушателями, создание и настройку вебинара. Преподаватель осуществляет сверку предварительного списка обучающихся с фактически присутствующими, информирует обучающихся о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса.

Отметим, что в процессе проведения вебинаров необходима техническая поддержка - контроль состояния вебинара в процессе его проведения, запись вебинара, видеомонтаж вебинара (при необходимости), предоставление слушателям доступа к записи вебинара.

После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с преподавателями с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателями в режиме реального времени).

В течение всего периода обучения работники учреждения обеспечивают:

В число часов взаимодействия обучающихся и преподавателей входят:

Полное электронное обучение может вводиться по специальностям и направлениям подготовки для всех обучающихся или для некоторых (по их личному заявлению).

В регламенте необходимо предусмотреть порядок приема и зачисления в учреждение на обучение с использованием ДОТ. Прием должен осуществляться в соответствии с законодательством РФ на основании личного заявления поступающего.

Если обучение проводится полностью на основе электронного обучения, в заявлении фиксируется факт ознакомления поступающего с образовательной программой, реализуемой с использованием дистанционных образовательных технологий.

Прием документов на обучение с использованием дистанционных технологий может осуществляться в определенное время или в течение всего календарного года.

Зачисление осуществляется приказом руководителя учреждения.

Промежуточная и итоговая аттестация при электронном обучении также могут проводиться полностью электронно. При условии успешного прохождения промежуточной аттестации, освоения образовательной программы в полном объеме обучающийся допускается к итоговой аттестации. При проведении итоговой аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения должна быть обеспечена идентификация личности экзаменуемого. Например, это может осуществляться путем предъявления им паспорта или студенческого билета по видеосвязи с преподавателем.

После проведения итоговой аттестации издается приказ о завершении обучения (выпуске). На основании приказа оформляются документы об образовании, которые могут быть переданы выпускникам лично или почтой. Это является содержанием заключительного этапа образовательного процесса.

Отметим, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии могут применяться при обучении как на бюджетной, так и на платной основе. В случае платного обучения в регламенте необходимо предусмотреть порядок заключения договора на обучение и оплаты. Как правило, договор заключается до зачисления, а оплата должна быть произведена до выдачи логина и пароля доступа к образовательному порталу.

В заключаемом договоре должен быть указан порядок расчета, форма оплаты, порядок подписания актов оказания услуг и другая информация, необходимая для учета расчетов с обучающимися.

Платные услуги и договор

Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений делятся на две части:

Порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом. Что касается автономных учреждений, то если федеральными законами не установлен конкретный субъект, который может регулировать порядок определения платы (например, учредитель), автономные учреждения самостоятельны в решении данного вопроса.

Заключаемый договор на платное обучение с применением дистанционных образовательных технологий должен соответствовать действующим Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706.

Приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898 утвержден Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (далее - Порядок N 1898).

Образовательные учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством РФ (п. 4 Порядка N 1898).

В соответствии с п. 5 Порядка N 1898 размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг и устанавливается руководителем учреждения, а для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, - на основании решения ученого совета.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не должен быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год (п. 6 Положения N 1898).

В соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Чтобы оказывать платные образовательные услуги, учреждение должно:

В учетной политике учреждения необходимо определить момент начисления доходов по образовательным услугам. По услугам с длительным сроком (например, обучение в вузе) можно начислять доходы ежемесячно, по окончании учебного года, по окончании календарного года. Для краткосрочных программ (повышение квалификации и др.) доходы начисляют, как правило, по окончании программы.

Непосредственно для начисления доходов необходимы следующие документы:

Бухгалтерский учет

Поступление платы за услуги, которая по образовательным услугам вносится, как правило, авансом, отражается в учете записями:

Дебет счета 2 (1) 20134 510 "Поступления средств в кассу учреждения"

Кредит счета 2 (1) 20531 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств"

Дебет счета 2 20111 510 "Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" (для бюджетных и автономных учреждений),

Дебет счета 2 20121 510 "Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

Дебет счета 1 21004 130 "Расчеты по поступившим доходам от оказания платных услуг" (для казенных учреждений)

Кредит счета 2 (1) 20531 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств"

При оплате услуг обучающимися через банковский платежный терминал делаются записи:

Дебет счета 2 (1) 20123 510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути"

Кредит счета 2 (1) 20531 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств"

Дебет счета 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" (для казенных учреждений),

или Дебет счета 2 20111 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" (для бюджетных и автономных учреждений),

или Дебет счета 2 20121 510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации)

Кредит счета 2 (1) 20123 610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути.

Одновременно:

увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств",

увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств" (только для бюджетных и автономных учреждений)

Дебет счета 2 (1) 20531 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг"

Кредит счета 2 (1) 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Для приема платы за электронное обучение автономные учреждения могут использовать электронные кошельки. Понятие "электронный кошелек" в законодательстве не содержится, однако под этим термином обычно подразумевают клиентский счет у оператора. Иными словами, как правило, средства в электронном кошельке - это денежные средства автономного учреждения, хранящиеся у оператора электронных денежных средств на открытом счете, не являющемся банковским. Принимать оплату на электронный кошелек можно только от физических лиц (не от организаций или индивидуальных предпринимателей).

Клиент - юридическое лицо предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета, поэтому пользоваться электронными кошельками могут только автономные учреждения.

На электронном кошельке остаток не должен превышать 100 тыс. руб. на конец рабочего дня оператора. В противном случае он обязан самостоятельно, без распоряжения клиента, перечислить сумму превышения на его банковский счет.

Если автономное учреждение использует электронный кошелек, порядок учета электронных денег необходимо разработать самостоятельно в рамках формирования учетной политики, так как в инструкциях по учету его нет.

Электронные деньги по своей сути являются деньгами в пути на виртуальном специальном счете оператора, которые впоследствии зачисляются на открытый учреждением счет в кредитной организации.

Поэтому для отражения указанных операций можно использовать счет 2 20123 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". Бухгалтерские записи при этом могут быть следующими:

Дебет счета 2 20123 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути"

Кредит счета 2 20531 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств"

Дебет счета 2 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги",

или Дебет счета 2 10960 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг",

или Дебет счета 2 10980 226 "Общехозяйственные расходы в части прочих работ, услуг"

Кредит счета 2 30226 000 "Расчеты по прочим работам, услугам"



Дебет счета 2 30226 000 "Расчеты по прочим работам, услугам"

Кредит счета 2 20123 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".

Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств"

Дебет счета 2 20121 000 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации"

Кредит счета 2 20123 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".

Одновременно:

увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств",



увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств"

Примечание. Новые сроки по применению онлайн-касс

Федеральный закон от 27.11.2017 N 337-ФЗ установил новые сроки по применению онлайн-касс.

Организации, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими БСО в прежнем порядке. Это возможно только при непосредственном взаимодействии физического лица и представителя организации.

Если же расчеты ведутся с использованием электронных средств платежа (кроме платежных карт), не применять онлайн-ККТ можно только до 01.07.2018.

Напомним, что ФНС России в Письме от 17.06.2014 N ЕД-4-2/11596 разъясняла образовательному учреждению: Закон не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения ККТ или без выдачи БСО в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Поэтому расчеты с использованием платежных карт за учебные программы через официальный сайт организации должны осуществляться с применением ККТ или с использованием БСО.



С.А. Ратовская

Консультант-эксперт

Издательского дома

"Советник бухгалтера"