Мудрый Экономист

Проверка выполнения учреждением показателей государственного (муниципального) задания

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2018, N 1

КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение учреждением показателей государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1). В силу норм п. 6 ст. 69.2 БК РФ (пункт вступил в силу 1 января 2018 года) государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании. О том, как проводится проверка государственного (муниципального) задания, рассказано в этом материале.

Положениями ст. 69.2 БК РФ установлены общие требования к формированию и исполнению показателей государственного (муниципального) задания. Из положений данной статьи следует, что государственное (муниципальное) задание формируется органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее - учредитель). Оно должно содержать:

В случае недостижения учреждением показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем государственных услуг (работ), учредитель требует возврата в бюджет денежных средств в объеме невыполненного задания. В 2017 году федеральные бюджетные и автономные учреждения применяли положения п. 40 Постановления N 1551 <1>, которым установлено, что названные учреждения не позднее 1 апреля 2017 года должны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, по форме, установленной Правительством РФ.

<1> Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Законы о бюджете субъектов РФ, муниципалитетов также устанавливают требования о возврате в доход бюджета сумм в объеме остатков субсидий при недостижении учреждением показателей установленного ему задания учредителя.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 12.04.2016 N 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет остатков сумм субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели.

В Письме Минфина России от 14.09.2017 N 02-07-10/59464 также разъяснено, что в случае возникновения правовых оснований по возврату части субсидии на финансовое обеспечение государственного задания исполнение обязательства учреждения по возврату указанных средств возможно осуществлять и за счет образовавшихся у бюджетных и автономных учреждений неиспользованных остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям (в том числе за счет средств на выполнение государственного задания текущего года), за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ.

Предмет проверки выполнения задания

Проверка выполнения государственного (муниципального) задания учредителя проводится по следующим основным направлениям:

Методы проведения

Проверка выполнения учреждением количественных и качественных показателей государственного (муниципального) задания осуществляется путем:

В ходе проверки используется как сплошной, так и выборочный метод проверки. Объем выборки определяется ревизором самостоятельно исходя из принципа достижения разумной уверенности в том, что выбранные условия с достаточной степенью надежности обеспечивают достижение цели проверки.

Документы, запрашиваемые в ходе проверки

В соответствии со ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Исходя из ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями согласно порядку, установленному соответственно федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в силу п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Из всего вышесказанного следует, что должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с тем что перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

Иными словами, для проверки объема и качества исполнения показателей государственного (муниципального) задания могут запрашиваться любые документы. Так, в Письме Минфина России от 25.10.2017 N 02-09-08/69935 рассматривалось обращение бюджетного учреждения в отношении правомерности запроса работниками контрольных органов, проводящими проверку исполнения показателей задания учредителя, журнала учета учебных занятий детей. Финансовое ведомство ответило так: в данном конкретном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания. В случае если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанные документы.

Объекты проверки

При проверке контролеры обращают внимание:

<2> Расходование субсидии производится учреждением с целью выполнения задания учредителя и в соответствии с показателями, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности с учетом соблюдения условий их предоставления, определенным в том числе иным правовым основанием их получения (то есть в соглашении). Документом, определяющим направления использования государственным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Обзор нарушений, выявляемых в ходе проверки

Среди нарушений, выявляемых контрольными органами в ходе проверки выполнения качественных и количественных показателей государственного (муниципального) задания, можно выделить:

  1. Несоответствие объема фактически оказанных учреждением работ, услуг показателям, установленным государственным (муниципальным) заданием. Например, государственным заданием установлено оказание за отчетный период 245 физическим лицам. Фактически учреждением оказаны услуги физическим лицам в количестве 220 человек. Денежные средства учреждением были израсходованы полностью. Проверяющие расчетным путем определяют процент невыполнения показателей государственного задания: 10,2% (220 чел. / 245 чел. = 89,8%; (100 - 89,8)% = 10,2%). Предположим, что на выполнение задания была выделена субсидия в размере 3 000 000 руб. Поскольку невыполнение учреждением задания составило 10,2%, учреждение должно вернуть в бюджет денежные средства в размере 306 000 руб. (3 000 000 руб. x 10,2%).
  2. Несоответствие плановых показателей, установленных заданием учредителя, фактическим. В задании учредителя могут быть установлены плановые показатели, такие как "абсолютная успеваемость обучающихся", "укомплектованность учреждения педагогическими кадрами". В ходе контрольных мероприятий проверяется выполнение таких показателей.
  3. Полное расходование учреждением субсидии, предназначенной на выполнение государственного (муниципального) задания на работы и услуги, при невыполнении качественных и количественных показателей государственного (муниципального) задания. Как показывает практика проверок, достаточно часто встречаются случаи, когда средства субсидии израсходованы полностью, а задание учредителя в полном объеме не выполнено. Возврат израсходованных учреждением средств в части невыполненного задания производится за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг, или сумм субсидий на выполнение задания текущего года.
  4. Недостоверное отражение данных в отчете о выполнении государственного (муниципального) задания. Бюджетные и автономные учреждения представляют органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей (далее - учредители), отчет о выполнении государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений такое требование установлено п. 47 Положения N 640 <3>. В отношении учреждений субъектов РФ и муниципалитетов такие требования установлены нормативными актами соответствующего субъекта, муниципалитета. Отчет представляется в сроки, установленные заданием учредителя, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.
<3> Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

В случае если учредителем предусмотрено представление отчета о выполнении показателей задания на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. При этом учредитель может установить плановые показатели достижения результатов на установленную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания услуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения).

Часто учреждения, стараясь скрыть невыполнение показателей, установленных учредителем, в отчете отражают данные, отличающиеся от фактических. Выявить такое несоответствие возможно только в ходе выездной проверки. Поэтому контролеры, приходя с проверкой, всегда анализируют соответствие фактических данных показателям, отраженным в отчете. Приведем результаты проверки отчета о выполнении муниципального задания некоторого учреждения, созданного с целью реализации дополнительных программ в области физической культуры и спорта. Проверка показала, что в отчет о выполнении муниципального задания были включены физические лица, посещающие групповые занятия, которые не были отражены в журнале учета групповых занятий. После установления расхождения между данными отчета и журнала учета групповых занятий проверяющие пришли к выводу о том, что отсутствующие в журнале учета лица фактически не занимаются в группе и им услуг оказано не было. Следовательно, учреждением показатели задания не выполнены, данные отчета искажены. Также проверяющими было установлено расхождение часов учебной нагрузки, проведенных тренерами-преподавателями, согласно расписанию учебных занятий и согласно журналам учета групповых нагрузок. В отчет о выполнении задания учредителя было включено лишнее количество человеко-часов, которые по данным отчета были отработаны работниками учреждения, а фактически - нет. Муниципальным заданием были установлены (в количественных показателях) бесплатные посещения учреждения для занятий спортом отдельных категорий населения. Согласно отчету о выполнении задания учреждение исполнило требование учредителя в полном объеме. При проверке выполнения этого показателя была проанализирована регистрация посещений (книга учета администраторов, тетради учета посещений, журналы учета групповых занятий) и было выявлено несоответствие данных, указанных в отчете, количеству зарегистрированных лиц, которым была оказана такая услуга в проверяемом периоде.

Несоответствие данных, отраженных в отчете о выполнении задания учредителя, и фактически оказанных учреждением услуг свидетельствует о невыполнении учреждением государственного (муниципального) задания (когда фактические показатели меньше плановых).

  1. Отсутствие документов, подтверждающих оказание услуг, работ. Выполнение количественных показателей выполнения государственного (муниципального) задания должно фиксироваться документально, для того чтобы учреждение могло подтвердить выполнение количественных показателей государственного (муниципального) задания, а проверяющие проверить эти данные.
  2. Оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников, в том числе за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности (например, оплату коммунальных услуг за счет средств субсидий в отношении имущества, сданного в аренду, или приобретение материальных ценностей, фактически израсходованных на оказание платных услуг).

* * *

В заключение отметим, что проверка выполнения государственного (муниципального) задания учредителя обычно проводится с целью выявления:

Невыполнение государственного (муниципального) задания влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 100 до 1 000 руб. (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ). Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Т. Обухова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"