Мудрый Экономист

Определение НМЦК для закупки лекарственных средств

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 1

В начале 2017 года Правительство РФ уполномочило Минздрав на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения. 26 октября этого года ведомство издало Приказ N 871н, который установил Порядок определения такой цены (далее - Порядок N 871н). Рассмотрим единые правила расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком при закупке лекарственных препаратов.

НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком

Начальная (максимальная) цена контракта - это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом - путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, является фиксированной суммой. Она определяется и обосновывается заказчиком до начала закупки. Заказчики должны включить НМЦК в план-график закупок и обосновать ее при формировании данного документа. В Законе N 44-ФЗ <1> названы общие способы определения и обоснования цены контракта (ст. 22).

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Определение размера НМЦК очень важно, потому что он может повлиять:

  1. на способ осуществления закупки. Если заказчик выбирает конкурс или аукцион, то размер НМЦК не важен, как, впрочем, и при осуществлении закупки через запрос предложений. А вот при принятии решения об осуществлении закупки иными способами важно обратить внимание на НМЦК. Представим на схеме ограничения:
----------------------------¬ --------------------------------------------¬
¦ Запрос котировок +>¦НМЦК не должна превышать 500 000 руб. (ч. 2¦
¦ ¦ ¦ст. 72 Закона N 44-ФЗ) ¦
L---------------------------- L--------------------------------------------
----------------------------¬ --------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦НМЦК зависит от основания закупки. Так, при¦
¦ ¦ ¦закупках, проводимых на основании п. 4 ч. 1¦
¦ ¦ ¦ст. 93 Закона N 44-ФЗ, НМЦК не должна ¦
¦ ¦ ¦превышать 100 000 руб. ¦
¦ ¦ ¦Если планируется закупка по п. 5 ч. 1 ¦
¦ ¦ ¦ст. 93 Закона N 44-ФЗ, НМЦК не может быть ¦
¦ ¦ ¦более 400 000 руб. ¦
¦ ¦ ¦При закупке лекарственных средств ¦
¦ ¦ ¦по медицинским показаниям, проводимой ¦
¦ ¦ ¦в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона ¦
¦ Закупка у единственного +>¦N 44-ФЗ, НМЦК должна быть не более 200 000 ¦
¦ поставщика ¦ ¦руб. Кроме того, НМЦК не может превышать ¦
¦ ¦ ¦установленную в документации (извещении) ¦
¦ ¦ ¦о закупке цену контракта, предложенную ¦
¦ ¦ ¦участником в заявке или при проведении ¦
¦ ¦ ¦электронного аукциона, если контракт ¦
¦ ¦ ¦заключается по результатам признания ¦
¦ ¦ ¦закупки несостоявшейся в силу п. 24, 25 ¦
¦ ¦ ¦ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. ¦
¦ ¦ ¦В остальных случаях, предусмотренных ст. 93¦
¦ ¦ ¦Закона N 44-ФЗ, нет ограничений по размеру ¦
¦ ¦ ¦НМЦК ¦
L---------------------------- L--------------------------------------------
----------------------------¬ --------------------------------------------¬
¦ Закупки для субъектов ¦ ¦НМЦК не должна превышать 20 млн руб. (п. 1 ¦
¦малого предпринимательства,+>¦ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ) ¦
¦ социально ориентированных ¦ ¦ ¦
¦ некоммерческих организаций¦ ¦ ¦
L---------------------------- L--------------------------------------------
  1. сроки размещения в ЕИС извещения о закупке. При осуществлении закупок путем открытого конкурса или запроса предложений вне зависимости от НМЦК извещение в ЕИС публикуется не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам (ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ) и не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения запроса (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Тем не менее для некоторых видов закупок существуют ограничения по срокам.
  2. Электронный аукцион:
  1. Запрос котировок:

Общие правила определения НМЦК на товар

Согласно ст. 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 были утверждены Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК.

Отметим, что Законом N 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право определить, в каких сферах деятельности при осуществлении закупок устанавливается порядок расчета НМЦК и какие субъекты уполномочены утверждать такой порядок. Например, порядок определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) устанавливает Минстрой, а при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения - Минздрав. Последний в октябре 2017 года издал Приказ N 871н, которым установил Порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов. Отметим, что данный Приказ вступил в силу 09.12.2017.

Примечание. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Порядок определения НМЦК при закупках лекарственных препаратов

Итак, для расчета и обоснования НМЦК для закупок лекарственных препаратов для медицинского применения необходимо знать ряд формул.

По общему правилу НМЦК рассчитывается по следующей формуле (п. 2 Порядка N 871н):

,

где n - количество поставляемых лекарственных препаратов;

Цi - цена единицы планируемого к закупке i-го лекарственного препарата с учетом налога на добавленную стоимость и оптовой надбавки;

Vi - объем поставки i-го лекарственного препарата.

Цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

  1. применения метода сопоставимых рыночных цен, тарифного метода без учета НДС и оптовой надбавки. Коротко расскажем о данных методах.

Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

К сведению. Идентичными признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен могут использоваться:

Отметим, что направить запросы о предоставлении ценовой информации нужно не менее пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих лекарственных препаратов, информация о которых имеется в свободном доступе. Направление запросов меньшему числу поставщиков является нарушением законодательства о закупках <2>.

<2> См., например, Представление Счетной палаты РФ от 01.06.2017 N ПР 12-124/12-03 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения".

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги;

  1. расчета средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации (пп. "б" п. 3 Порядка N 871н):

,

где Ц1 - цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k - количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках;

  1. использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), - референтной цены. Напомним, что с 01.01.2018 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" дополнен ст. 91.1, которая вводит понятие такой информационной системы. Именно из нее сведения о ценах на лекарственные препараты будут представляться в ЕИС посредством информационного взаимодействия между указанными системами.

Примечание. До 01.07.2018 использование референтной цены не применяется, поскольку работа информационных систем пока еще не налажена до конца.

Расчет референтных цен производится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов ЕГИСЗ по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок по следующей формуле (п. 4 Порядка N 871н):

,

где Цреф - цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок без учета НДС и оптовой надбавки;

Vi - объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов;

Цi - цена единицы лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов.

За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены, рассчитанной им в соответствии с рассмотренными выше вариантами.

Особые случаи расчета НМЦК на лекарственный препарат

Предположим, учреждение здравоохранения рассчитало НМЦК единицы планируемого к закупке лекарственного препарата методом сопоставимых рыночных цен или средневзвешенной цены, однако на участие в закупке не подано ни одной заявки. Как быть в таком случае? При объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена. Но помните, что до 01.07.2018 такой ценой считается следующее минимальное значение, рассчитанное методом сопоставимых рыночных цен.

Если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании референтной цены, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется путем увеличения такой цены на показатель среднеквадратичного отклонения, который рассчитывается автоматически посредством ЕГИСЗ. В случае признания закупки с увеличенной референтной ценой несостоявшейся, если на участие в ней не подано ни одной заявки, цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата повторно увеличивается на показатель среднеквадратичного отклонения. При этом цена не должна превышать максимального значения цены, содержащейся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

В отношении лекарственного препарата, не включенного в Перечень ЖНВЛП, по которому референтная цена отсутствует, закупка с НМЦК, рассчитанной путем увеличения такой цены на показатель среднеквадратичного отклонения, признается несостоявшейся по причине того, что не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата увеличивается на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, определяемый Минэкономразвития, и не может превышать максимальное значение предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

К сведению. Минэкономразвития использует прогнозное значение индекса-дефлятора для соответствующей отрасли согласно Постановлению Правительства РФ от 14.11.2015 N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной путем увеличения на индекс-дефлятор, ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена, рассчитанная на основании предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

Особенности закупки препаратов из Перечня ЖНВЛП

В отношении лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, по которому референтная цена отсутствует, закупка с НМЦК, рассчитанной путем увеличения такой цены на показатель среднеквадратичного отклонения, признается несостоявшейся по причине того, что не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается максимальное значение цены, предусмотренное реестром зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

* * *

В заключение отметим, что Минздрав России выпустил Письмо от 06.12.2017 N 3522/25-5, в котором разъяснил порядок применения Приказа N 871н. В нем чиновники отметили следующее:

  1. Приказ N 871н вступил в силу 09.12.2017. Учитывая переходные положения, предусмотренные п. 2 данного Приказа, этот документ не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок или на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в действие Приказа.

Необходимо учитывать, что если при подготовке и размещении извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов при пересчете НМЦК в соответствии с Порядком N 871н размер НМЦК изменится, то по п. 1 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ необходимо внесение изменений в план-график закупок.

  1. Порядком N 871н предусмотрены определенные алгоритм и последовательность действий заказчика при формировании НМЦК на лекарственные препараты, как включенные в Перечень ЖНВЛП, так и не включенные в данный Перечень.

Алгоритм действий заказчика до 01.07.2018

Подпункт Порядка N 871н

Для лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП

Для лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНВЛП

Выбор минимального значения цены по результатам

Подпункт "а" п. 3

Метод сопоставимых рыночных цен: анализ информации на сайте http://zakupki.gov.ru, запрос предложения производителей (поставщиков)

Тарифный метод (анализ реестра цен)

Не применяется

Подпункт "б" п. 3

Расчет средневзвешенной цены

Объявление аукциона по минимальной возможной цене за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Законом N 44-ФЗ и установленным Порядком N 871н расчетом НМЦК. При этом заказчикам рекомендовано провести анализ причин отсутствия заявок, в том числе в целях своевременного информирования ФАС и ее территориальных органов о возможных картельных сговорах.

  1. В целях недопущения двойного учета НДС и оптовой надбавки при расчете цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата необходимо учитывать тот факт, что цены в ранее заключенных контрактах и цены, предлагаемые производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, могут содержать в себе НДС и оптовую надбавку <3>, а цены государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, и референтные цены их не содержат.
<3> Приказ Минфина России от 24.11.2014 N 136н "О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками".

Т. Шадрина

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"