Мудрый Экономист

Размеры авансовых платежей и другие положения постановления правительства РФ № 1496

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 1

Ежегодно Правительство РФ утверждает положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета на соответствующий год. На 2018 год оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (далее - Положение N 1496). В этой статье поговорим:

Авансовые платежи в 2018 году

Закупка товаров, работ, услуг у получателя бюджетных средств производится в силу норм Закона о контрактной системе <1>. В результате конкурентных или неконкурентных способов определения поставщика, подрядчика заключается контракт. Среди обязательных условий, включаемых в контракт, в п. 13, 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе названо условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На 2018 год размеры авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета установлены Положением N 1496. Согласно п. 18 данного Положения получатели средств федерального бюджета вправе предусмотреть авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) в размере и порядке, которые установлены настоящим пунктом, если иное не определено:

При установлении размеров авансовых платежей следует помнить, что они не должны быть более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке.

Размер авансового платежа зависит от предмета заключаемого контракта (договора) и иных условий.

Предмет контракта - выполнение работ по строительству, капитальному ремонту

В контракте, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ, авансовые платежи предусматриваются в следующем размере.

Размер аванса

Особые условия установления размера аванса

До 30% суммы договора (государственного контракта)

Если договор (контракт) заключен на сумму менее 600 млн руб.

Если договор (контракт) заключен на сумму свыше 600 млн руб., но при этом содержит условие о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином <*> (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта))

<*> На сегодняшний день применяется Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 N 213н.

Для справки. Ограничения в отношении установления размера авансового платежа касаются проведения работ по капитальному ремонту. Они не распространяются на договоры (контракты), предметом которых является выполнение работ по проведению текущего ремонта объектов капитального строительства государственной собственности.

Предмет контракта - выполнение НИОКР

Размер аванса по контракту (договору), предметом которого является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на импортозамещение технологической продукции, может составлять от 30 до 80% при наличии подтверждения факта такого импортозамещения. Подтверждение выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, и свидетельствует о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции. Такое подтверждение должно быть получено:

Исключения составляют договоры (государственные контракты), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Предмет контракта - оказание услуг связи, подписка на печатные издания и т.п.

Размер авансового платежа до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):

Перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100%-ная предоплата, является закрытым. Предметы контрактов со 100%-ной предоплатой, перечень которых приведен в п. 18 Положения N 1496, в целом схожи с теми, которые закреплены в п. 42 Постановления N 1551 <2>, но этот список дополнили отдельными расходами.

<2> Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Предмет контракта - закупка товаров, работ, услуг, в отношении размеров авансовых платежей по которым не установлены особые условия

Если договор (контракт) не подходит под ограничения в отношении установления размеров авансовых платежей, которые описаны выше, в нем может быть установлен размер авансового платежа в пределах 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.

По таким договорам размер авансового платежа может быть увеличен до 90% суммы договора (государственного контракта) при включении в указанные договоры (государственные контракты), а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, условия об осуществлении в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей.

Контракт, предусматривающий отдельные этапы его исполнения и оплаты

Пунктом 19 Положения N 1496 установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов), указанных в пп. "а" и "б" п. 18 данного положения, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, не включают в них условие о внесении авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта), если иное не установлено Положением N 1496 или другим нормативным правовым актом Правительства РФ. Заметим, что нормы пп. "а" и "б" п. 18 Положения N 1496 рассмотрены нами выше.

Данное ограничение не распространяется на договоры (государственные контракты), условиями которых предусмотрено осуществление в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (государственных контрактов).

Авансовые платежи не предусматриваются

Пунктом 20 Положения N 1496 установлено, что получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку отдельных товаров, оказание отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ.

Для справки. В настоящее время перечень товаров (услуг), в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров (оказание услуг) не предусматриваются авансовые платежи, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р.

В случае если предметом договора (государственного контракта) являются поставка товаров (оказание услуг), включенных в данный перечень, и поставка товаров (оказание услуг), не включенных в него, в отношении этого договора (государственного контракта) применяется п. 20 Положения N 1496.

Завершение расчетов по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Пунктом 4 Положения N 1496 определено, что Минфин на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, сформированных не позднее 1 марта текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты, вносит в установленном порядке изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период в целях увеличения бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг:

Главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают доведение лимитов бюджетных обязательств в объеме бюджетных ассигнований, увеличенных в соответствии с п. 4 Положения N 1496, до соответствующих получателей средств федерального бюджета в сроки, закрепленные в п. 2 данного Положения (п. 5).

При исполнении заключенных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших согласно условиям этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на указанные цели, получатели средств федерального бюджета завершают расчеты за счет доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на данные цели в объеме увеличенных бюджетных ассигнований не позднее 1 июня текущего финансового года (то есть не позднее 01.06.2018) или последнего рабочего дня до указанной даты (то есть не позднее 31.05.2018) (п. 6 Положения N 1496).

Здесь же отметим, что норма п. 6 Положения N 1496 не распространяется, в частности, на государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 7 Положения N 1496):

В отношении контрактов, на которые не распространяется п. 6 Положения N 1496, получатели бюджетных средств завершают расчеты не позднее 25 декабря текущего финансового года (п. 8 Положения N 1496).

Получатели средств федерального бюджета принимают бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 1 октября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты в соответствии с доведенными до них в установленном порядке до названной даты на открытые им лицевые счета соответствующими лимитами бюджетных обязательств (п. 10 Положения N 1496). Данный пункт не распространяется на бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг (п. 11 Положения N 1496):

а) в случае принятия до даты, предусмотренной п. 10 Положения N 1496, Президентом РФ или Правительством РФ решений, устанавливающих возможность принятия таких обязательств после 1 октября текущего финансового года;

б) при реализации государственного оборонного заказа;

в) в случаях, указанных в п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42, 46, 50, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, при условии, что информация о соответствующих контрактах включена в план-график закупок, предусмотренный данным Законом;

г) если извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг размещены в Единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проекты контрактов на закупку товаров, работ, услуг направлены поставщикам (подрядчикам, исполнителям) до даты, обозначенной в п. 10 Положения N 1496 (до 1 октября);

д) если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе по причине введения процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из государственных контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков.

* * *

В завершение статьи отметим, что в целом нормы Постановления N 1551 и Положения N 1496 схожи, хотя имеются и некоторые различия. Так, в Положении N 1496 содержится расширенный перечень видов товаров, работ, услуг, при приобретении, выполнении, оказании которых в контракте предусматривается авансовый платеж в размере 100%. А в Постановлении N 1551 отсутствует информация о принятии бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 1 октября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты.

Т. Обухова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"