Мудрый Экономист

Закупки у малых и средних предпринимателей: как поменялись правила для ау?

"Руководитель автономного учреждения", 2018, N 1

С 2018 года обязанность закупать товары, работы, услуги у малых и средних предпринимателей распространилась непосредственно на автономные учреждения. Раньше так делать должны были единицы (лишь самые крупные АУ), а сейчас группа исполнителей расширилась. Более того, учреждениям придется не только соблюдать установленные объемы закупок у малого и среднего бизнеса, но и согласовывать планы закупок и отчитываться по ним. Кто именно подпадает под новые нормы и в чем заключаются требования?

Изменение "правил игры" обусловлено принятием Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1383 <1>. Документ вносит поправки в два других нормативных акта, регулирующие взаимоотношения заказчиков, субъектов малого и среднего предпринимательства и контролирующих инстанций, - Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 <2> и от 29.10.2015 N 1169 <3>.

<1> "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1383).
<2> "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352, Положение N 1352).
<3> "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга" (далее - Постановление N 1169).

Требования, теперь относящиеся и к части автономных учреждений, сводятся к трем пунктам:

  1. выполнять показатели по объему закупок у малых и средних предпринимателей (не менее 18% совокупного годового стоимостного объема заключенных договоров);
  2. составлять и размещать в единой информационной системе (ЕИС) годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. подвергаться оценке соответствия проектов планов закупки, а также мониторингу соответствия утвержденных планов и отчетов требованиям, касающимся участия предпринимателей в закупке (оценку и мониторинг проводят Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации).

На кого распространились новые правила?

Проводить закупки у предпринимателей раньше должна была очень небольшая часть автономных учреждений. Только они подпадали под общую норму, обязывающую заказчиков с годовой выручкой свыше 2 млрд руб. работать с малым и средним бизнесом (абз. 3 п. 2 Положения N 1352 в предыдущей редакции). С 1 января 2018 года ситуация изменилась: в нормативном акте появилась отдельная норма, адресованная автономным учреждениям. Согласно абз. 10 п. 2 Положения N 1352 теперь указанная обязанность возникает у АУ, у которых общая стоимость заключенных договоров за предшествующий календарный год превышает 250 млн руб.

На практике это означает снижение стоимостного "порога" и ужесточение требований. Ведь понятие "годовая выручка от продажи продукции" можно было интерпретировать применительно к автономным учреждениям как общий доход, полученный за счет субсидий и внебюджетной деятельности (поскольку основная деятельность АУ как раз и заключается в оказании услуг и выполнении работ). Согласно информации, опубликованной на официальном сайте bus.gov.ru, доходами, превышающими 2 млрд руб., располагали федеральные университеты и некоторые крупнейшие вузы. Вероятно, в число заказчиков, обязанных исполнять нормы Положения N 1352, входили автономные учреждения и другой отраслевой принадлежности, но круг таких заказчиков все равно был узок и ограничивался учреждениями федерального уровня.

Впрочем, изменился не только стоимостный порог, но и параметр, от которого зависит наличие или отсутствие у АУ рассматриваемой обязанности (годовая стоимость заключенных договоров - это уже не годовая выручка). Если раньше масштаб закупочной деятельности заказчика во внимание не принимался, сейчас именно это становится ключевым условием, определяющим необходимость работы с малыми и средними предпринимателями.

В результате круг заказчиков, наделенных обязанностью совершать целевые закупки, пополнился крупными вузами и учреждениями здравоохранения, театрами и многопрофильными театрально-концертными объединениями. Среди них - как федеральные АУ, так и учреждения регионального уровня <4>. Причем общие доходы этих учреждений оказались значительно ниже прежней планки в 2 млрд руб. (830 млн, 587 млн, 436 млн руб. и т.д.).

<4> Информация о годовых объемах закупок (правда, планируемых, а не осуществленных) содержится, например, в планах финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений на 2017 год, размещенных на bus.gov.ru.

Как работать с предпринимателями?

Правила работы с малым и средним бизнесом прописаны в Положении N 1352. Согласно его п. 4 заказчики могут использовать любые способы, предусмотренные положением о закупке, а самих предпринимателей привлекать к участию в процедурах следующим образом:

Для автономных учреждений, приступающих к работе с малым и средним бизнесом, последовательность действий будет такой.

  1. Утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупка которых проводится только у малых и средних предпринимателей. Обратите внимание на то, что заказчик не вправе закупать у данных субъектов продукцию, не включенную в перечень (Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2017 N Д28и-1362). А вот проводить в отношении этой продукции закупочные процедуры с участием любых лиц, в том числе предпринимателей, можно (п. 8 Положения N 1352).

Перечень необходимо опубликовать в ЕИС и на сайте учреждения (п. 10 Положения N 1352).

  1. Спланировать закупки на 2018 год с учетом требований к объему закупок у предпринимателей. Как сказано в п. 5(1) Положения N 1352, годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 15% совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок (раньше доля составляла 10%). Это надо учесть еще на этапе составления плана.

Кстати, в пп. 13 п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, тоже указано, что сведения о закупке, проводимой только среди предпринимателей, должны быть отражены в данном плановом документе.

  1. При осуществлении закупочных процедур учитывать особенности участия в них малого и среднего бизнеса. Такие особенности определены в разд. II и III Положения N 1352 (посвящены закупкам только среди предпринимателей и закупкам с привлечением данных субъектов в качестве субподрядчиков).
  2. По итогам года выполнить требование об объеме закупок у малого и среднего бизнеса. Согласно п. 5 Положения N 1352 он должен быть не менее 18% совокупного годового стоимостного объема заключенных договоров (при расчете учитываются все три варианта привлечения предпринимателей). При этом на договоры, оформленные по результатам закупок, проведенных исключительно среди малого и среднего бизнеса, должна приходиться доля в 15% общего стоимостного объема договоров (ранее эта доля тоже составляла 10%).

Иными словами, 15%, заявленные в плане закупки в отношении процедур с участием исключительно предпринимателей, должны как минимум совпасть с цифрой, рассчитанной по результатам года. А значит, от заказчиков ожидают точного планирования и реализации намеченного с тем, чтобы гарантировать предпринимателям доступ к закупкам.

Если автономное учреждение не сможет обеспечить достижение установленного объема, оно временно утратит право проводить закупки по Закону N 223-ФЗ <5>. С 1 февраля очередного года и до его завершения АУ придется работать в рамках Закона N 44-ФЗ <6> (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

<5> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
<6> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  1. До 1 февраля года, следующего за отчетным, составить и разместить в ЕИС годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Такой срок установлен в ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Сама же форма отчета, как и требования к его содержанию, утверждены Постановлением N 1352.

Нарушение этого правила (неразмещение отчета или отражение в нем недостоверной информации) тоже повлечет необходимость применять Закон N 44-ФЗ. С 1 февраля очередного года и до его конца АУ не сможет работать по Закону N 223-ФЗ.

Отметим, что информацию о закупках у предпринимателей по-прежнему нужно включать в ежемесячную отчетность по заключенным договорам. До 10-го числа месяца, следующего за отчетным, автономные учреждения должны публиковать в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных в том числе по результатам закупки у представителей малого и среднего бизнеса (п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, пп. "а" п. 34 Положения N 1352).

Кто подвергнется оценке и мониторингу?

Для отдельного круга заказчиков, куда войдут и автономные учреждения, установлены дополнительные требования - подвергаться оценке и мониторингу на предмет соответствия нормам об участии в закупках малых и средних предпринимателей. Согласно п. 3, 4 Постановления N 1383 одна часть требований, касающаяся оценки соответствия, вступит в силу 1 марта 2018 года, а другая (о мониторинге) - 1 июня 2018 года.

Поправки, внесенные в Постановление N 1169, распространили действие этого документа в том числе на автономные учреждения федерального и регионального уровня. Согласно абз. 4 п. 2 Постановления N 1169 данный вид контроля будет осуществляться и в отношении заказчиков, названных в абз. 10 п. 2 Постановления N 1352, - то есть в отношении АУ, у которых годовая стоимость заключенных договоров превышает 250 млн руб.

Впрочем, законодатели установили критерий, позволяющий понять, подпадает ли тот или иной заказчик под действие этих норм: включение юридического лица в специальные перечни. Как сказано в ч. 1 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 Постановления N 1169, оценка соответствия проводится в отношении юрлиц, поименованных в перечне конкретных заказчиков, утверждаемом Правительством РФ. В настоящее время существует два списка <7>, но автономных учреждений в них нет. Вероятно, к марту текущего года содержание документов изменится (при необходимости в них могут внести конкретные АУ).

<7> Распоряжения Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р "О Перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке" и от 19.04.2016 N 717-р "О Перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия".

В свою очередь, мониторинг соответствия осуществляется в отношении отдельных заказчиков, категории которых также определяет Правительство РФ (ч. 2, 4 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ). Отдельные категории перечислены в п. 4 Постановления N 1169 и сюда тоже войдут автономные учреждения (с июня 2018 года).

Отличие одного типа списка от другого заключается в том, что в перечни первого типа входят конкретные юридические лица (с наименованием, адресом и т.п.), в то время как отдельные заказчики охарактеризованы организационно-правовой формой юрлица и порогом по объему выручки (годовой стоимости заключенных договоров). А значит, статус "отдельного заказчика" может получить больше исполнителей Закона N 223-ФЗ.

Какие же АУ могут попасть в списки? Обобщим в схематичном виде.

----------------------------------¬ ---------------------------------------¬
¦ Оценка соответствия ¦ ¦ Мониторинг соответствия ¦
L-------T-----------------T-------- L--------T-------------------T----------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----------------------------------¬ ---------------------------------------¬
¦ Перечень конкретных заказчиков ¦ ¦ Отдельные категории заказчиков ¦
L-------T-----------------T-------- L--------T-------------------T----------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------------¬ -----------------¬ -----------------¬ --------------------¬
¦Федеральные АУ¦ ¦АУ регионального¦ ¦ Федеральные АУ ¦ ¦ АУ регионального ¦
¦ при условии, ¦ ¦ уровня ¦ ¦при условии, что¦ ¦уровня при условии,¦
¦ что годовая ¦ ¦ при условии, ¦ ¦ годовая ¦ ¦что годовая выручка¦
¦ стоимость ¦ ¦ что годовая ¦ ¦ стоимость ¦ ¦ превышает ¦
¦ договоров ¦ ¦ стоимость ¦ ¦ договоров ¦ ¦ 10 млрд руб., ¦
¦ превышает ¦ ¦ договоров ¦ ¦ составляет от ¦ ¦а годовая стоимость¦
¦ 1 млрд руб. ¦ ¦ превышает ¦ ¦ 250 млн до ¦ ¦ договоров меньше ¦
¦ (абз. 2 п. 2 ¦ ¦ 50 млн руб. ¦ ¦ 1 млрд руб. ¦ ¦ 50 млн руб. ¦
¦ Постановления¦ ¦ (абз. 3 п. 2 ¦ ¦ (пп. "а" п. 4 ¦ ¦ (пп. "б" п. 4 ¦
¦ N 1169) ¦ ¦ Постановления ¦ ¦ Постановления ¦ ¦ Постановления ¦
¦ ¦ ¦ N 1169) ¦ ¦ N 1169) ¦ ¦ N 1169) ¦
L--------------- L----------------- L----------------- L--------------------

Приведенные правила будут работать не во всех случаях. Критерии отнесения к той или иной группе установлены для самых разных категорий заказчиков, а потому не всегда применимы к автономным учреждениям. Так, АУ, созданные субъектом РФ и заключающие договоры на сумму более 50 млн руб. в год, вероятно, пройдут через дополнительный "фильтр" - есть специальная норма о том, что обязанность закупать продукцию у малого и среднего бизнеса (следовательно, и объект оценки соответствия) возникает у них при достижении "порога" 250 млн руб. В связи с этим полагаем, что шанс попасть в перечень конкретных заказчиков есть у региональных АУ, которые превысили именно порог в 250 млн руб.

А вот автономных учреждений регионального уровня, подвергаемых мониторингу соответствия, на практике может не оказаться вовсе. Во-первых, доход в 10 млрд руб. для них вряд ли достижим, а во-вторых, указанное соотношение общих доходов и расходов на закупки областным автономным учреждениям не свойственно.

Важно еще и то, что мониторинг соответствия не может проводиться в отношении тех конкретных заказчиков, которые подвергаются оценке соответствия (п. 4 Постановления N 1169).

Какие документы проверят на соответствие?

Предметы контроля при проведении двух названных процедур будут разными. В первом случае оценке подвергнутся проекты документов до их утверждения, во втором - утвержденные планы и отчеты (ч. 1, 2 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ, Постановление N 1169).

-------------------------------¬   ----------------------------------------¬
¦ Оценка соответствия ¦ ¦ Мониторинг соответствия ¦
L---------------T--------------- L-------------------T--------------------
¦/ ¦/
-------------------------------¬ ----------------------------------------¬
¦- проект плана закупки; ¦ ¦- план закупки; ¦
¦- проект плана закупки ¦ ¦- план закупки инновационной, ¦
¦инновационной, ¦ ¦высокотехнологичной продукции, ¦
¦высокотехнологичной продукции,¦ ¦лекарственных средств; ¦
¦лекарственных средств; ¦ ¦- изменения, вносимые в такие планы ¦
¦- проекты изменений, вносимых ¦ ¦(если касаются раздела об участии малых¦
¦в такие планы (если касаются ¦ ¦и средних предпринимателей в закупке); ¦
¦раздела об участии малых и ¦ ¦- годовой отчет о закупке у ¦
¦средних предпринимателей ¦ ¦предпринимателей; ¦
¦в закупке) ¦ ¦- годовой отчет о закупке ¦
¦ ¦ ¦инновационной, высокотехнологичной ¦
¦ ¦ ¦продукции (в части закупки у ¦
¦ ¦ ¦предпринимателей) ¦
L------------------------------- L----------------------------------------

Федеральные автономные учреждения проверит Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, а региональные АУ - орган исполнительной власти субъекта РФ или созданная им организация.

Чтобы пройти эту процедуру, заказчикам придется сделать несколько шагов (детальный алгоритм прописан в Постановлении N 1169):

  1. Заполнить последний раздел плана закупки, куда включается информация об участии малого и среднего бизнеса (это относится и к "инновационному" плану). Данный раздел предназначен только для заказчиков, подпадающих под действие Постановления N 1169. Остальным заполнять эту часть не нужно (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.06.2016 N Д28и-1494).
  2. Составить годовой отчет о закупке у предпринимателей.
  3. В установленные сроки разместить в ЕИС проекты документов (если проводится оценка соответствия) или сами документы (если осуществляется мониторинг).
  4. В установленные сроки уведомить через ЕИС Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства либо орган исполнительной власти субъекта РФ (созданную им организацию) о размещении проектов или документов.
  5. Получить от контролирующей инстанции положительное заключение либо уведомление о несоответствии. Во второй ситуации - исправить недочеты и опубликовать в ЕИС соответствующие изменения проектов или документов.

Заключение

Новые требования к закупочной деятельности вводятся поэтапно. С 1 января 2018 года обязанность совершать закупки у малого и среднего бизнеса распространилась на более широкий круг автономных учреждений (условие для возникновения данной обязанности - годовая стоимость договоров, заключенных в 2017 году, более 250 млн руб.). С 1 марта отдельные АУ могут подвергнуться оценке соответствия (какие именно - покажут возможные изменения в перечнях конкретных заказчиков). А 1 июня текущего года для АУ вступят в силу нормы о мониторинге соответствия - в основном они коснутся федеральных автономных учреждений, у которых годовая стоимость договоров составила от 250 млн до 1 млрд руб.

Муниципальных АУ изменения вряд ли коснутся. Стоимостный порог в 250 млн руб. для них слишком высок, поэтому обязанности приобретать продукцию у малых и средних предпринимателей у таких учреждений по-прежнему нет.

Г.Г. Зайцева

Главный редактор журнала

"Руководитель автономного учреждения"