Мудрый Экономист

Детским школам искусств повысят статус

"Руководитель автономного учреждения", 2018, N 1

Принципы формирования и финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий для детских школ искусств (ДШИ) в ближайшие годы изменятся. Минкультуры планирует ликвидировать диспропорцию, выраженную в соотношении бюджетных мест в рамках обучения по общеразвивающим и предпрофессиональным программам. Какие именно перемены должны произойти в сфере отраслевого образования и в какие сроки?

Работа по сохранению и развитию ДШИ сейчас вошла в число приоритетных направлений деятельности Минкультуры и органов управления культурой субъектов РФ. В ее рамках планируется повысить социальную значимость учреждений данного профиля, начать позиционировать ДШИ как центры художественного образования и просветительства.

Эти и другие задачи поставлены в проекте Плана мероприятий ("дорожной карте") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы (далее - проект плана). Документ, разработанный Минкультуры, до 25 декабря 2017 года проходил согласование в профессиональных кругах и регионах.

Не досуг, а первое звено отраслевого образования

Проблемы, с которыми столкнулись учреждения данного профиля, чиновники из Минкультуры изложили в аналитической справке по итогам проведенного в 2016 году мониторинга. Ключевая сложность в том, что органы-учредители (а большинство ДШИ создано на муниципальном уровне) занижают значимость сферы художественного образования, относясь к ней как к досуговой сфере (кружки, дома детского творчества). Эта ошибочная, по мнению Минкультуры, позиция порождает ряд других проблем, которые наглядно проявляются в деятельности ДШИ: финансирование по остаточному принципу, отсутствие капитального ремонта зданий, изношенность материально-технической базы, невысокое качество преподавательского состава из-за наличия в штате учреждений преподавателей с непрофильным образованием, кадровые решения учредителей в части назначения на руководящие должности в ДШИ лиц без профильного отраслевого образования.

Кроме того, отношение к ДШИ как к досуговым учреждениям приводит к тому, что учредители при формировании заданий отдают приоритет общеразвивающим, а не предпрофессиональным программам. Мониторинг показал, что при составлении заданий учредители выделяют на обучение по первому виду программ 2/3 всех бюджетных мест.

Примечание. Задания на 2018 год для ДШИ должны содержать новые пропорции количества бюджетных мест в рамках обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам. Доля первых стала больше.

Исследование выявило и другое противоречие. Многие учредители видят основную цель реализации предпрофессиональных программ в том, чтобы обучавшиеся по ним выпускники ДШИ непременно становились абитуриентами и студентами профессиональных образовательных учреждений, и поэтому выделяют значительно меньшую долю бюджетных мест по указанным программам. Попутно органы-учредители "на местах" могут решать и совсем иные задачи, не связанные со сферой отраслевого образования. Например, за счет увеличения доли бюджетных мест в ДШИ на обучение по общеразвивающим программам выполнить целевые показатели по учреждениям досуговой направленности - обеспечить необходимое количество кружков, занятий в детских центрах и других подобных учреждениях.

Негативной тенденцией Минкультуры признало и перевод ДШИ, подведомственных органам управления культурой, в подчинение органам управления образованием. В этом случае значимость художественного образования тоже занижается и акцент переносится на общеразвивающие программы. (Хотя примеры противоположных решений, когда ДШИ переводились из подведомственности органам управления образованием в ведение органов управления культурой, тоже имеются.)

Сыграла свою роль и реорганизация сети ДШИ - присоединение малокомплектных школ в качестве филиалов к более крупным учреждениям. В результате общее число школ искусств продолжило снижаться. По данным мониторинга, в 2016 году в стране работало 5 007 ДШИ, а в 2015 году их было на 101 единицу больше.

Показатели роста

Минкультуры намерено переломить негативные тенденции. Ведь даже сохранение сегодняшней ситуации (в частности, сохранение соотношения объемов приема на обучение по предпрофессиональным и общеразвивающим программам на уровне 2016 года), по мнению федеральных чиновников, может привести к стагнации системы художественного образования.

Работу предполагается вести по нескольким направлениям - они перечислены в Решении Коллегии Минкультуры РФ от 08.07.2017 N 16 (далее - Решение N 16) и проекте плана. Назовем основные из них.

  1. Устранить диспропорцию в государственных (муниципальных) заданиях для ДШИ. Согласно проекту плана в 2018 году число бюджетных мест приема на обучение по предпрофессиональным программам должно составить 50% общего количества мест (против 36,3% в 2016 году). На обеспечение реализации указанных программ в текущем году должна быть направлена половина бюджетных средств, выделенных в рамках субсидии.

То есть детские школы искусств, получив задания на 2018 год, уже должны были заметить увеличение финансирования. Ведь реализация предпрофессиональных программ более затратна, чем общеразвивающих, а доля первых теперь должна год от года расти.

  1. Обеспечить 100%-ное соответствие зарплаты преподавателей ДШИ средней зарплате учителей общеобразовательных школ в соответствующем регионе. Это должны сделать субъекты РФ, на территории которых находятся учреждения данного профиля. Полное соответствие необходимо поддерживать и в пятилетней перспективе.
  2. Охватить в 2018 году обучением по предпрофессиональным программам 8% детей в возрасте от 7 до 15 лет (включительно), проживающих в соответствующем регионе. В дальнейшем долю планируется нарастить до 12%.

Приведем эти и некоторые другие целевые показатели, достигнуть которые необходимо учреждениям и их учредителям (всего установлен 31 показатель).

Наименование показателя

Единица измерения

2016 год (факт)

2018 год (план)

2022 год (план)

Доля детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся в ДШИ по дополнительным общеобразовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим), в общем количестве детей данного возраста в регионе

%

11,6

11,8

14

Доля детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся за счет бюджетных средств и на платной основе по предпрофессиональным образовательным программам, в общем количестве детей данного возраста в регионе

%

2,7

8

Не менее 12

Конкурс при приеме в ДШИ на предпрофессиональные программы (за счет бюджетных средств)

Чел. на место

1,3

1,5

2

Сохранность контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам с первого года обучения по выпускной класс

%

46,6

50

Не менее 70

Удельный вес количества мест для приема на обучение по предпрофессиональным программам за счет бюджетных средств от общего количества бюджетных мест для приема в соответствующем году

%

36,3

50

90 - 100

Доля бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ, в общем объеме бюджетных средств

%

38,3

Не менее 50

80 - 100

Доля внебюджетных средств ДШИ в объеме бюджетного финансирования

%

-

10

20

Удельный вес зарплаты преподавателей ДШИ от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе

%

-

100

Не менее 100

Доля ДШИ в общем количестве ДШИ, расположенных на территории субъекта РФ и находящихся в ведении регионального органа управления культурой

%

5

10

50

  1. Субъекты РФ могут выделять средства муниципальным ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ (на основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Об этой возможности Минкультуры заявило как об одном из новых принципов финансового обеспечения деятельности ДШИ. В частности, в Решении N 16 федеральное министерство дало региональным органам управления культурой рекомендацию о ежегодной финансовой поддержке муниципальных учреждений.
  2. Муниципальные ДШИ станут передаваться в ведение органов управления культурой субъектов РФ, а практика передачи указанных учреждений в органы управления образованием, реорганизации ДШИ путем их присоединения к культурно-досуговым учреждениям должна быть прекращена. Эти рекомендации для регионов также содержатся в Решении N 16.

* * *

Планы Минкультуры нацелены на то, чтобы вернуть прежний статус детским школам искусств и снова позиционировать их как первый уровень трехуровневой системы художественного образования (после ДШИ идут училище и творческий вуз). В связи с этим акцент будет постепенно переноситься с общеразвивающих на предпрофессиональные программы.

Для учреждений данного профиля это означает не только изменение пропорции одних и других программ в структуре государственного (муниципального) задания и увеличение финансирования, но и необходимость повышения качества реализации предпрофессиональных программ. Этого можно достичь посредством модернизации материально-технической базы учреждений, повышения их кадрового потенциала и др. (что тоже предусмотрено проектом плана). Результатом же работы станет определенное количество обучающихся по разным программам и сохранность привлеченного контингента.

М.Е. Смолева

Эксперт журнала

"Руководитель автономного учреждения"