Мудрый Экономист

Актуальные вопросы учета гербовых печатей

"Госсектор: учет, планирование, контроль", 2018, N 1

У любого государственного органа, учреждения имеется печать. Оттиском печати заверяется подлинность документа, оформляемого владельцем данной печати. В настоящей статье мы рассмотрим один из аспектов применения печатей - порядок учета гербовых печатей с позиций бухгалтера государственного (муниципального) учреждения.

Стандарт печати

Некоторые государственные органы, учреждения используют не только обычную, но и гербовую печать (печать государственного образца с изображением государственной символики Российской Федерации).

Государственный стандарт ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" был принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 N 573-ст.

Данным документом утверждены общие требования к изготавливаемой гербовой печати. Вопросы же учета печатей регулируются нормативными правовыми документами в сфере бухгалтерского учета.

Кто имеет право применять гербовую печать?

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб России помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Поскольку оттиск гербовой печати проставляется на наиболее важных документах, несоблюдение данного правила может повлечь претензии со стороны контролирующих ведомств.

Так, например, в ходе проверки деятельности одной из организаций (комитета по образованию муниципальной администрации) проверяющими были установлены факты использования печати с воспроизведением Государственного герба РФ на документах, не имеющих отношения к передаваемым государственным полномочиям. А именно: на договорах с поставщиками и подрядчиками, заключенных за счет средств бюджета муниципального образования, накладных и актах выполненных работ, иных документах. Данное обстоятельство проверяющими было отмечено в акте проверки <1>.

<1> См. официальный сайт контрольно-счетной палаты г. Саратова http://www.kspsaratov.ru, меню "Контрольно-ревизионная деятельность - 2017 - Информация о результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, а также внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год в комитете по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов".

В деятельности учреждений иногда используются печати с изображением герба муниципального образования (например, города). Порядок использования изображения герба города должен регламентироваться нормативным правовым актом соответствующего уровня (регионального или местного). Обычно изображение герба муниципального образования разрешается размещать на печатях, штампах и бланках органов представительной и исполнительной власти, а также на печатях, штампах, вывесках юридических лиц на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом власти.

Если в ходе контрольного мероприятия разрешение на использование изображения герба муниципального образования представлено не будет, проверяющие зафиксируют нарушение.

Как учесть гербовую печать?

Основной вопрос, который требуется решить бухгалтеру при принятии к учету печати, - данный объект имущества следует относить к основным средствам или материальным запасам?

Если учреждение изготавливает сразу печать с оснасткой, то расходы на нее включатся в стоимость печати (как объект со всеми приспособлениями и принадлежностями).

Если же оснастку учреждение приобретает отдельно, то она будет материальным запасом.

В соответствии с пунктом 38 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н; далее - Инструкция N 157н) материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

К основным средствам не относятся предметы со сроком службы менее 12 месяцев независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

С 1 января 2017 года Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (далее - ОК 013-94), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, утратил силу. Вместо него действует новый Классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008), который был принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОК 013-2014 (СНС 2008)).

Для перехода от применения старого ОКОФ в 2016 году к новому ОКОФ в 2017 году Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 были разработаны прямые и обратные ключи (далее - Переходные ключи). Из них видно, что группировка основных фондов в старом и новом ОКОФ совпадает не полностью - ряд объектов исключен из состава основных фондов, другие, наоборот, добавлены, некоторые объекты переклассифицированы. Что же касается печатей, в отношении них четко сказано, что к основным фондам они относиться не должны.

Государственные (муниципальные) учреждения применяют ОКОФ для целей бюджетного (бухгалтерского) учета в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Минфин России в письме от 27.12.2016 N 02-07-08/78243 и в выпущенном в дополнение к нему письме от 30.12.2016 N 02-08-07/79584 разъяснил, что учреждения прежде всего должны руководствоваться требованиями Инструкции N 157н, а в части, не противоречащей ее положениям, - Классификатором.

В рассматриваемом случае гербовая печать соответствует критериям отнесения к основным средствам, установленным пунктами 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Поэтому, следуя рекомендациям Минфина России, ее необходимо относить к основным средствам. Как сказано в письмах ведомства, в отношении материальных ценностей, которые в соответствии с Инструкцией N 157н относятся к объектам основных средств, но указанные ценности не вошли в ОК 013-2014 (СНС 2008), эти объекты принимаются к учету как основные средства с группировкой согласно Общероссийскому классификатору основных средств ОК 013-94.

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что у специалистов контролирующих ведомств, которые могут прийти с проверкой в учреждение, может быть своя точка зрения по данному вопросу.

Так, по материалам одного из контрольных мероприятий проверяющими из Контрольно-счетной палаты было указано, что с 1 января 2017 года учреждением ошибочно в нарушение положений ОК 013-2014 (СНС 2008) вновь поступившим объектам нефинансовых активов присваивались коды по ОКОФ в соответствии с положениями ОК 013-94, утратившего силу с 1 января 2017 года <2>.

<2> См. официальный сайт контрольно-счетной палаты Кочубеевского муниципального района Ставропольского края кспакмр.рф, меню "Информация о проведенных контрольных мероприятиях - 2017 - Отчет по результатам контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников N 38 "Гвоздика" за 2016 год и первое полугодие 2017 года".

В сложившейся ситуации бухгалтеру самостоятельно нужно будет оценить риски применения того или иного подхода при учете гербовой печати.

Порядок учета печатей и штампов в учреждении закрепите в учетной политике.

Как поступить, если учреждение утратило право на применение гербовой печати?

В силу различных обстоятельств (например, после изменения типа учреждения) организация может утратить право на применение гербовой печати.

В таком случае уничтожение печатей производится комиссией, которая создается приказом руководителя организации. Комиссия определяет способ уничтожения печати. При уничтожении составляется акт, который утверждается руководителем.

После уничтожения гербовая печать списывается с учета. Списание так же, как и любая другая операция, должно производиться на основании первичного документа (только лишь приказа о создании комиссии и акта уничтожения печати недостаточно).

Так, по материалам проверки деятельности одного из учреждений специалистам контролирующего ведомства учреждением был представлен приказ руководителя учреждения о создании комиссии для уничтожения печати с изображением Государственного герба РФ, а также акт комиссии об уничтожении гербовой печати.

В акте проверки контрольно-счетной палаты было отмечено следующее обстоятельство. В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" уничтожение печати не повлекло за собой оформление первичного учетного документа. Кроме того, в нарушение пункта 3 указанной статьи лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, не обеспечило передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

В итоге данные нарушения привели к тому, что:

Данное нарушение было отмечено в акте проверки <3>.

<3> См. официальный сайт контрольно-счетной палаты г. Саратова http://www.kspsaratov.ru, меню "Контрольно-ревизионная деятельность - 2017 - Информация о результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, а также внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год в комитете по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов".

Список использованных источников

  1. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (ред. от 12.03.2014 с изменениями, вступившими в силу с 06.08.2014).
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 18.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 19.07.2017).
  3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (ред. от 27.09.2017 с изменениями, вступившими в силу с 29.10.2017).
  4. Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)" (ред. от 10.11.2015 с изменениями, вступившими в силу с 10.11.2015).
  5. Постановление Госстандарта России от 25.12.2001 N 573-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта".
  6. Приказ Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) общероссийского классификатора основных фондов".
  7. Письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243 "О введении с 1 января 2017 года нового общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ)".
  8. Письмо Минфина России от 30.12.2016 N 02-08-07/79584 "О переходе со старого классификатора ОКОФ ОК 013-94 на новый ОКОФ ОК 013-2014".

Н.В. Фимина

Консультант-эксперт

по бухгалтерскому учету

и отчетности