Мудрый Экономист

Закупки в 2018 году: что нового?

"Советник в сфере образования", 2018, N 1

Как и прошедший, наступивший год готовит для закупщиков, работающих по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), новые закупочные правила.

Расширение перечня субъектов

С 1 января 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1383 (далее - Постановление N 1383), расширившее перечень заказчиков, которые обязаны соблюдать квоты по закупкам у субъектов МСП. Напомним, ранее требования об обязательности закупок у МСП распространялись на хозяйствующие субъекты, годовой объем выручки которых превышал 2 млрд руб. В 2018 году такой список расширен за счет следующих субъектов:

Соответственно, понизив стоимостный порог в отношении размера выручки, законодатели расширили круг заказчиков, которые обязаны привлекать субъектов МСП в систему регламентированных закупок. При этом, если заказчики сами являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у них не возникает обязанность по закупкам у аналогичных субъектов.

Увеличен годовой объем закупок

Принятое в августе 2016 года и вступившее в силу с 1 января 2018 года Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 внесло изменение в Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что позволит в дальнейшем расширить спрос на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Напомним, что Постановлением N 1352 определен совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП, и если ранее он составлял не менее 10%, то с 1 января 2018 года - не менее чем 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. Напомним, что годовой стоимостный объем договоров включает в себя информацию о договорах (включая дополнительные соглашения к договорам), заключенных в текущем году, вне зависимости от срока исполнения договора.

Изменения информационной составляющей в реестре договоров

По итогам заключения, исполнения или расторжения договора заказчики обязаны в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещать детализированную информацию, в том числе детализированные сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) и информацию о договорах с субподрядчиками.

С 7 декабря 2017 года и до 1 июля 2018 года Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 N 1429 приостановлено действие норм, устанавливающих требования в части внесения информации в отношении поставщика и субподрядчика, а именно:

Таким образом, у заказчиков временно отсутствует обязанность по конкретизации информации в отношении своих контрагентов.

Новые критерии оценки и мониторинга соответствия плановых документов

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169 определен порядок проведения мониторинга и оценки соответствия плановых документов требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке.

В отношении отдельных категорий заказчиков с 1 марта 2018 года (п. 3 Постановления N 1383) изменятся критерии, по которым осуществляется оценка соответствия проектов планов закупки товаров (работ, услуг), проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. К таким оценочным критериям отнесено следующее:

<1> Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства". Осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере МСП в целях координации оказания субъектам МСП поддержки.

Также в перечень конкретных заказчиков, в отношении которых будет проводиться оценка, войдут федеральные и региональные автономные учреждения.

Обратите внимание! Одним из направлений контроля за соблюдением правил закупок, в том числе в части вовлечения в систему закупок субъектов МСП, является процедура мониторинга соответствия требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов МСП. В целях проведения такого мониторинга заказчики размещают в ЕИС планы закупки, изменения в них, а также годовые отчеты.

С 1 июня 2018 года мониторинг соответствия будет проводиться в отношении следующих заказчиков (п. 4 Постановления N 1383):

Изменения в форме годового отчета о закупках

По итогам закупочного года заказчики обязаны формировать и размещать в ЕИС отчет о закупке у субъектов МСП. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 608 внесены изменения к форме и содержанию годового отчета о закупке товаров (работ, услуг) у субъектов МСП, которые вступили в силу с 1 января 2018 года.

Во-первых, в годовом отчете должны дополнительно содержаться следующие сведения о доле закупок у субъектов МСП:

Во-вторых, форма годового отчета по закупкам у субъектов МСП действует в новой редакции, которая более подробно детализирует информацию о закупках у них. Рассмотрим, какие новшества содержатся в новой форме годового отчета.

В разделе I отчета "Сведения о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства" по каждой категории договора помимо общего стоимостного объема и количества договоров, заключенных в отчетном году, отдельно указывается:

Кроме этого, в раздел I отчета отдельно вносятся сведения о договорах, заключенных с субъектами МСП. Это договоры, которые заключались по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке:

В последнем случае среди этих договоров отдельно выделяются заключенные на срок более пяти лет по результатам закупок госкомпаниями, созданными на основании федерального закона. При этом должно соблюдаться условие о том, что такие договоры предусматривают:

В раздел II "Сведения о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства" не только вносятся сведения о доле закупок у субъектов МСП, но и отдельно выделяется "малое предпринимательство". В частности, с 1 января 2018 года в разделе II отчета предусмотрены две дополнительные позиции по сведениям о доле закупок у субъектов малого предпринимательства:

Годовой отчет подлежит размещению в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. Обновленная форма отчета действует с 1 января 2018 года. Следовательно, заказчикам необходимо новую форму использовать для отчетности по закупкам у субъектов МСП за 2017 год.

Изменения с 1 июля 2018 года

В конце 2017 года был подписан пакет изменений в правила государственно-корпоративных закупок, регулируемых Законом N 223-ФЗ, в частности Федеральные законы:

Из наиболее существенных изменений стоит отметить те, которые затронут как корректировку закупочных действий локального уровня, так и положения о закупках товаров (работ, услуг). При этом положения о закупках должны быть приведены в соответствие требованиям Закона N 223-ФЗ, а затем утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года.

Основания и исключения

Расширен перечень оснований и исключений для неприменения норм Закона N 223-ФЗ. В частности, с 31 декабря 2017 года указанный Закон дополнительно не распространяется на следующие закупочные случаи:

Легализация типовых положений о закупке

В практике реализации норм Закона N 223-ФЗ достаточно прочно закрепилось применение типовых положений о закупке. Но нередко у заказчиков возникали вопросы о правомерности действий учредителей и собственников по "навязыванию" типовых закупочных положений.

С 31 декабря 2017 года учредители бюджетных и автономных учреждений, а также собственники имущества унитарного предприятия получили законодательное право утверждать типовые положения о закупке и определять круг субъектов, для которых его применение будет являться обязательным (пп. "б" ч. 2 ст. 3 Закона N 505-ФЗ). При этом в типовом положении о закупке должна быть определена в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

Типовое положение, с одной стороны, должно предусматривать не только определенную свободу выбора в регламентации закупочных действий, но и условия, не подлежащие изменению, а именно следующие сведения:

Рассмотрим далее блок изменений, вступающих в силу с 1 июля 2018 года. Сразу отметим, что у заказчиков есть еще в запасе немного времени для адаптации к новым закупочным правилам.

Ближайшая перспектива

Теперь рассмотрим то, что предусмотрено "будущей версией" Закона N 223-ФЗ, действие которого предусмотрено с 1 июля 2018 года в редакции Закона N 505-ФЗ.

Систематизация способов

Систематизированы набор и виды способов закупок, даны их определения, а также перечислены условия, при которых закупка считается конкурентной.

Конкурентные закупки будут осуществляться путем проведения торгов (конкурса (открытого конкурса, конкурса в электронной форме, закрытого конкурса); аукциона (открытого аукциона, аукциона в электронной форме, закрытого аукциона); запроса котировок (запроса котировок в электронной форме, закрытого запроса котировок); запроса предложений (запроса предложений в электронной форме, закрытого запроса предложений)).

Также в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы, но они в обязательном порядке должны отвечать условиям:

путем размещения в ЕИС извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

Кроме этого, заказчики вправе использовать элементы этапности (в том числе квалификационного отбора) в каждом из конкурентных способов закупок, за исключением аукциона.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентных закупок. При этом способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Отметим, что отдельными дополнительными статьями определен порядок организации конкурентных закупок в электронной форме (ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ) и конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП (ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ).

Унифицированы сроки отдельных процедур

Рассмотрим сроки размещения извещения о проведении закупки в ЕИС. Если сейчас такой срок установлен только для конкурса и аукциона, а именно менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, то в дальнейшем, то есть с 1 июля 2018 года, этот срок будет дифференцирован в зависимости от способа конкурентной закупки и статуса участника закупки. Например, по общему правилу:

Таким образом, если у заказчиков в отношении запроса котировок и предложений ранее были предусмотрены более короткие сроки, то в ближайшем будущем таким заказчикам необходимо будет скорректировать свою закупочную деятельность с учетом увеличения продолжительности закупочного цикла.

При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов МСП устанавливаются "специальные" сроки для размещения извещения в ЕИС, а именно сроки:

Кроме того, с 1 июля 2018 года вводятся и унифицируются иные сроки закупочных процедур, например:

Единые требования

В новой редакции Закона N 223-ФЗ с 1 июля 2018 года будут установлены единые требования к наличию и содержанию процедурной документации. Например, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, за исключением проведения запроса котировок в электронной форме. Таким образом, при проведении конкурентной закупки наличие документации является обязательным.

В извещении и документации должна быть указана информация о "цене сделки", при этом расширен перечень способов указания начальной (максимальной) цены договора. Допустимы следующие вариации указания такой информации:

Отметим, что требования к описанию предмета закупки по Закону N 223-ФЗ фактически дублируют требования, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В частности, установлен запрет на указание средств индивидуализации, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Что касается требований к содержанию протокола, то предусмотрено два вида протоколов: протоколы, составляемые в ходе конкурентной закупки, и протоколы, составляемые по итогам конкурентной закупки.

Последствия по квоте

С 1 июля 2018 года будут уточнены последствия для заказчиков, которые не выбирают установленный размер квоты по закупкам у субъектов МСП.

В случаях несоблюдения в текущем году заказчиком требований и правил закупок у субъектов МСП такой заказчик обязан будет с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до его завершения осуществлять закупки по правилам Закона N 44-ФЗ. Данная санкция применяется в следующих случаях:

В "штрафном" периоде такие заказчики обязаны будут руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ только в части:

1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ;

4) применения требований к участникам закупок;

5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;

6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 - 5 главы 3 Закона N 44-ФЗ с отдельными исключениями, например в части отсутствия обязательности согласования закупки у единственного поставщика.

Заключение

Напомним, что с 31 декабря 2017 года хозяйствующие субъекты, осуществляющие закупки по правилам Закона N 223-ФЗ, вправе создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок товаров (работ, услуг), которые, в свою очередь, должны обеспечивать взаимодействие с ЕИС.

Кроме этого, информация о конкурентной закупке по Закону N 223-ФЗ может размещаться в региональной или муниципальной информационных системах, которые, в свою очередь, интегрируются с ЕИС.

При этом, если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах, не соответствует информации об этой закупке, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

Фактически новогодние изменения, внесенные в Закон N 223-ФЗ, максимально приближают закупочную деятельность к правилам закупок по Закону N 44-ФЗ. И возможно, не за горами тот день, когда в России будет действовать один закон, устанавливающий правила закупок различными хозяйствующими субъектами.

О.Л. Лобанова

Консультант по управлению закупками

Академии промышленного менеджмента

им. Н.П. Пастухова

г. Ярославль