Мудрый Экономист

Единые рекомендации по установлению оплаты труда на 2018 год

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 2

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на каждый год утверждаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Не стал исключением и 2018 год <1> (далее - Единые рекомендации). В статье рассмотрены основные положения данного документа, затрагивающие оплату труда работников государственных (муниципальных) учреждений.

<1> Решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол 11.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда предусматриваются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основании трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Отдельные указания по разработке систем оплаты труда для учреждений государственного сектора содержатся в Единых рекомендациях. Отметим, что положения данного документа учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Отметим, что нормы ст. 135 ТК РФ указывают на обязанность применения этого документа непосредственно самими государственными (муниципальными) автономными учреждениями при разработке систем оплаты труда работников.

Далее отметим основные значимые положения Единых рекомендаций, на которые следует обратить внимание в 2018 году при установлении систем оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Установление систем оплаты труда педагогических работников

В п. 36 Единых рекомендаций приведены особенности формирования системы оплаты труда педагогических работников. В 2018 году необходимо обратить внимание на следующие положения данного документа:

  1. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2018 году целевых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений рекомендовано осуществлять перераспределение средств, предназначенных на оплату труда, таким образом, чтобы не менее 70% шло на выплату ставок заработной платы работников.
  2. Установлено, что определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) необходимо в соответствии с положениями Приказа Минобразования России от 22.12.2014 N 1601.
  3. При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений) с педагогическими работниками надо обеспечивать включение в них условий, связанных, в частности, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям.

Обратите внимание, что в Единых рекомендациях на 2018 год приводятся правила установления повышающих коэффициентов к зарплате педагогических работников. В частности, положениями данного пункта установлено следующее. Применение повышающих коэффициентов, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах), при оплате труда педагогических работников <2> следует осуществлять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов.

<2> Для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также по другим основаниям.

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов по нескольким основаниям их величины по каждому основанию следует определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов. В дальнейшем их нужно суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

  1. Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

При определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом, в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются:

<3> Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Особенности установления заработной платы работникам учреждений здравоохранения

Среди особенностей установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения, приведенных в п. 37 Единых рекомендаций, можно выделить следующие:

  1. Повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе ОМС, осуществляется за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.
  2. В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях рекомендовано увеличить долю выплат по окладам, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями она составляла 55 - 60%.

Тридцать процентов приходилось на стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации. Десять (пятнадцать) процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников рекомендовано предусматривать показатели и критерии эффективности их деятельности. Указанные критерии необходимо отразить в нормативных правовых актах субъектов РФ, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений.

Компенсационные выплаты за вредные условия труда рекомендовано устанавливать на основе данных специальной оценки условий труда. Если по ее итогам рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.

  1. В целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников медицинских учреждений рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы <4>.
<4> Уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, численность работников и др.
  1. Увеличение оплаты труда работников учреждений в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 в части обеспечения выполнения целевых показателей по заработной плате медицинских работников, а также при проведении индексации заработной платы иных категорий работников рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов).
  2. Совершенствование системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности с учетом уровня квалификации, и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным показателям и критериям.

Рекомендации по установлению оплаты труда в учреждениях культуры

При формировании системы оплаты труда в учреждениях культуры нужно руководствоваться п. 38 Единых рекомендаций, в котором даны такие указания:

  1. Следует обеспечить выполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 и довести среднюю заработную плату работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе. При этом повышение заработной платы работников учреждений культуры осуществлять не только за счет выделяемых бюджетных ассигнований, но и за счет средств, поступающих от платных услуг, а также средств, получаемых от оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
  2. Нужно обеспечить внедрение систем нормирования труда на основе Типовых отраслевых норм труда, утвержденных Приказами Минкультуры России от 30.12.2014 N 2477, N 2478, от 30.12.2015 N 3448, от 21.07.2017 N 1226.

При этом надо также использовать следующие методические рекомендации:

Далее необходимо отметить, что в Единых рекомендациях обращено внимание на формирование штатных расписаний учреждений. В частности, рекомендуется использовать созданный в качестве дополнительной методической помощи на основе утвержденных типовых отраслевых норм труда интерактивный электронный сервис "Конструктор штатных расписаний учреждений культуры", размещенный в Интернете по адресу shtat.mkrf.ru.

Доступ в указанный сервис предоставляется всем учреждениям в соответствии с поступившими запросами. Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты support@intellectr.ru, далее следовать присылаемым рекомендациям.

  1. В целях сохранения кадрового потенциала, повышения качества и престижности работы в учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда направлять на выплату окладов 50 - 55% заработной платы без учета компенсационных выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, 10 - 15% на компенсационные выплаты. Оставшуюся часть структуры заработной платы направить на выплаты стимулирующего характера с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период.
  2. В государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала, до утверждения типовых отраслевых норм труда в организациях исполнительских искусств:
  1. Работникам, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, рекомендуется устанавливать индивидуальные условия оплаты труда.

Рекомендации по установлению оплаты труда в учреждениях спорта

В п. 39 Единых рекомендаций приведены особенности установления системы оплаты труда в учреждениях спорта. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2017 год не содержалось, поэтому данный раздел является новым.

  1. Повышение оплаты труда рекомендуется осуществлять за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых от мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
  2. В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы следует устанавливать системы оплаты труда тренеров и других работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, включая оклады (должностные оклады), рассчитанные с учетом утвержденной в учреждении системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для данной категории работников, с учетом мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется устанавливать ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю.

За тренерскую работу, выполняемую работником с его письменного согласия ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплату рекомендуется производить пропорционально фактически определенному объему выполненной тренерской работы. Объем тренерской нагрузки работников следует определять ежегодно на начало тренировочного периода (спортивного сезона) и устанавливать распорядительным актом учреждения. Также рекомендовано закрепить объем тренерской нагрузки в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору).

Необходимо обратить внимание, что установленный объем тренерской нагрузки на начало тренировочного периода (спортивного сезона) не может быть изменен в текущем году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по планам, графикам спортивной подготовки, сокращением количества спортсменов, групп.

При определении объема тренерской нагрузки на следующий год (тренировочный период, спортивный сезон) рекомендуется сохранять преемственность работников в подготовке спортсменов, не допуская ее изменения в сторону снижения, за исключением случаев, связанных с уменьшением количества часов по планам, графикам спортивной подготовки, сокращением количества спортсменов, групп.

Об изменениях объема тренерской нагрузки (увеличении или снижении), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель уведомляет работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема тренерской нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

  1. Повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, следует устанавливать по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), утвержденного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
  2. Государственным и муниципальным учреждениям физической культуры и спорта, имеющим в соответствии с законодательством право использовать в своих наименованиях слово "олимпийский" или образованные на его основе слова и словосочетания, рекомендовано устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере 15%.

Работникам государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, связанных с работой с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере 20%.

Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты за переход спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ.

К окладам (должностным окладам) спортсменов рекомендуется применять повышающие коэффициенты квалификации за наличие спортивных званий и разрядов, виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда спортсменов) за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку на начальном и тренировочном этапах, при первичном трудоустройстве по профильной специальности в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в течение первых четырех лет нужно устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере до 50%.

  1. Рекомендуется формировать в годовом фонде оплаты труда средства на стимулирующие выплаты:

Указанные средства рекомендуется предусматривать в объеме не менее 20% от фонда оплаты труда.

При бригадном методе работы установление заработной платы следует осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста, с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.

  1. В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах "эффективного контракта".

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2018 год. Данный документ применяется при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.
  2. По сравнению с прошлым годом Единые рекомендации на 2018 год содержат:

М. Зарипова

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"