Мудрый Экономист

Открытый конкурс в электронной форме

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 2

Согласно поправкам, введенным Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ст. 112 Закона о контрактной системе <1>, начиная с 01.01.2019 бюджетные учреждения, как и другие заказчики, будут обязаны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом учреждения не вправе будут проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме. В статье мы рассмотрим вопросы проведения открытого конкурса в электронной форме.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Общие положения

Согласно ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Учреждению необходимо разместить в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме. Отметим, что извещение должно быть размещено в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. Помимо ЕИС, извещение может быть опубликовано в любых средствах массовой информации или размещено на сайтах в Интернете.

Размещаемое в ЕИС извещение должно содержать информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе, а также следующие сведения:

Изменения в размещенное извещение можно внести не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Причем срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней.

Обратите внимание! Не допускаются изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок.

Конкурсная документация

Для проведения открытого конкурса в электронной форме учреждению необходимо разработать и утвердить конкурсную документацию, которая наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать (ст. 54.3 Закона о контрактной системе):

К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации (ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе). Конкурсная документация должна быть размещена в ЕИС одновременно с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме. Как и в случае с извещением, учреждение при необходимости может принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию. При этом порядок и сроки внесения таких изменений аналогичны порядку и срокам корректировки извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Порядок рассмотрения и оценки заявок

Поскольку заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, Законом о контрактной системе установлен отдельный порядок рассмотрения каждой из ее частей.

Согласно ч. 1 ст. 54.5 Закона о контрактной системе первые части заявок должны быть рассмотрены в срок, не превышающий:

По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске. Причем участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в нем в случае:

Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Отметим, что оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса несостоявшимся.

Результаты рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оформляются протоколом, подписанным всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:

Данный протокол вместе с информацией, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе (при наличии такой информации), должен быть направлен оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок.

В силу ч. 1 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента формирования протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок оператор электронной площадки направляет учреждению вторые части заявок, а также документы и информацию участников закупки, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе.

Вторые части заявок должны быть рассмотрены в срок, не превышающий:

Указанный срок отсчитывается от даты направления заказчику вторых частей заявок.

На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, поименованных в ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией. При этом заявка может быть признана не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае:

Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно ч. 9 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка и подавший ее участник соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.

Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию, указанную в ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе. Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме протокол должен быть направлен учреждением оператору электронной площадки для размещения его в ЕИС.

В течение одного часа после размещения в ЕИС протоколов рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оператор электронной площадки должен направить учреждению протокол подачи окончательных предложений, за исключением случая признания конкурса несостоявшимся.

В соответствии с ч. 11 ст. 54.7 Закона о контрактной системе не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки указанного протокола подачи окончательных предложений конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Отметим, что оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса несостоявшимся.

Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер. С победителем открытого конкурса в электронной форме заключается контракт в порядке, установленном ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов данного конкурса, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Протокол должен содержать информацию, указанную в ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.

Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме в день его подписания должен быть размещен учреждением ЕИС и направлен оператору электронной площадки.

Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся. При этом:

  1. конкурсная комиссия учреждения в течение трех рабочих дней с даты получения заявки должна рассмотреть ее на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации, а затем направить оператору электронной площадки протокол ее рассмотрения. Протокол должен содержать следующую информацию:
  1. контракт заключается с участником открытого конкурса в электронной форме, подавшим единственную заявку на участие в нем, если названный участник и поданная им заявка на участие в таком конкурсе признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.

В свою очередь, если по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком конкурсе всех участников закупки или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, его участником:

В силу ч. 3 ст. 55.1 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение не позднее чем на следующий рабочий день после дня признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся должно продлить срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на десять дней с даты размещения соответствующего извещения, если конкурс признан несостоявшимся в следующих случаях:

Если в результате продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся по указанным основаниям или по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, учреждение должно внести изменения в план-график (при необходимости - также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.

В свою очередь, если открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме только одна такая заявка соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, контракт заключается с участником этого конкурса, подавшим данную заявку.

* * *

В заключение отметим, что бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):

А. Павелин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"