Мудрый Экономист

Ввоз и вывоз культурных ценностей: изменения в законодательстве

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 2

В данной статье рассмотрим изменения, внесенные Федеральными законами от 28.12.2017 N 435-ФЗ и N 430-ФЗ (далее - федеральные законы N 435-ФЗ, N 430-ФЗ) с целью совершенствования законодательства по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей.

Федеральным законом N 435-ФЗ практически полностью переписан основной закон, регламентирующий порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, - Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон N 4804-1). Изменения вступили в силу 29.01.2018, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок - 30.03.2018.

Согласно обновленной редакции Закон N 4804-1 регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и наоборот.

Таким образом, теперь действие Закона N 4804-1 не распространяется на отношения, связанные с перемещением культурных ценностей между странами - членами ЕАЭС, к которым, в частности, относится и Россия.

Порядок перемещения культурных ценностей между государствами - членами ЕАЭС и перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, определяются в соответствии с правом ЕАЭС.

Для справки. На начало 2018 года членами ЕАЭС являются пять стран (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В ближайшее время планируется включение в данный союз Таджикистана. Кроме того, переговоры о вступлении в ЕАЭС ведутся и другими государствами.

Обновлен понятийный аппарат

Изменениями обновлены основные понятия, используемые в Законе N 4804-1, а также введены новые термины.

Согласно новой редакции ст. 5 Закона N 4804-1 под культурными ценностями следует понимать движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

В отдельное понятие выделяются культурные ценности, имеющие особое значение, - культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение. Безвозвратный вывоз таких ценностей запрещается.

Как раньше, Закон N 4804-1 различает понятия постоянного и временного вывоза (ввоза) культурных ценностей:

Кроме того, в ст. 5 Закона N 4804-1 дополнительно вводятся следующие понятия:

  1. незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей - это вывоз культурных ценностей или ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением законодательства РФ, права ЕАЭС, международных договоров РФ;
  2. уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры;
  3. экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.

Ввоз (временный ввоз) культурных ценностей

Порядок ввоза (временного ввоза) культурных ценностей описан в новых статьях - 26.1, 26.2, введенных в Закон N 4804-1. Рассмотрим его подробно.

Ввоз культурных ценностей может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами.

Отнесение (неотнесение) ввозимых в Россию движимых предметов к культурным ценностям может быть осуществлено в результате проведения экспертизы культурных ценностей. Доступ экспертов по культурным ценностям к ввозимым движимым предметам в зоне таможенного контроля в целях проведения экспертизы культурных ценностей осуществляется под надзором таможенных органов при предъявлении экспертом соответствующего удостоверения.

Ввоз ранее временно вывезенных из России культурных ценностей осуществляется в соответствии с правом ЕАЭС с обязательным проведением экспертизы (п. 3 ст. 26.1 Закона N 4804-1).

Ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, может быть произведен только в целях их возврата собственнику или иному законному владельцу, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 4 ст. 26.1 Закона N 4804-1).

Временный ввоз культурных ценностей. При временном ввозе культурных ценностей не требуется предъявления таможенным органам экспертного заключения или иного подтверждения их отнесения к культурным ценностям.

Временно ввозимые культурные ценности, являющиеся имуществом иностранного государства, пользуются в Российской Федерации судебным иммунитетом, иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с законодательством РФ о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства. Предоставление государственных гарантий в отношении обеспечения своевременного возврата временно ввозимых культурных ценностей осуществляется в каждом отдельном случае по законодательству и международным договорам РФ (п. 3, 4 ст. 26.2 Закона N 4804-1).

Вывоз (временный вывоз) культурных ценностей

Положения Закона N 4804-1, устанавливающие порядок вывоза культурных ценностей, с 30 марта 2018 года утрачивают силу. Вместо них Федеральным законом N 435-ФЗ вводятся новые статьи - 35.1 - 35.12. Рассмотрим их подробно.

Культурные ценности, не подлежащие постоянному вывозу. Иными словами, такие ценности могут быть вывезены из России только при условии их обратного ввоза. К ним согласно ст. 35.1 Закона N 4804-1 относятся:

  1. культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором;
  2. культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных организациях РФ, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей;
  3. культурные ценности, включенные в состав Архивного фонда РФ, Музейного фонда РФ, в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности;
  4. археологические предметы.

Вывоз культурных ценностей. Согласно ст. 35.2 Закона N 4804-1 вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом ЕАЭС установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется юридическими лицами на основании лицензии на вывоз культурных ценностей. При этом лицензия выдается в каждом таком случае.

Порядок получения лицензии на вывоз культурных ценностей, а также перечень документов, необходимых для выдачи разрешительных документов на вывоз культурных ценностей, приводятся в ст. 35.4 Закона N 4804-1.

Отказать заявителю в выдаче разрешительных документов уполномоченный орган может по следующим основаниям:

В случае отсутствия оснований для отказа в выдаче заявителю разрешительного документа на вывоз культурных ценностей уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения и не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления выдает заявителю разрешительный документ при подтверждении сведений об уплате государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей (п. 6 ст. 35.4 Закона N 4804-1).

К сведению. Вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом ЕАЭС не установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется с учетом положений ст. 35.11 Закона N 4804-1.

Временный вывоз культурных ценностей осуществляется юридическими лицами в следующих целях (ст. 35.5 Закона N 4804-1):

Временный вывоз культурных ценностей возможен на основании соответствующего заключения (разрешительного документа), которое выдается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления юридического лица и документов.

Полный перечень документов, необходимых для выдачи заключения на временный вывоз культурных ценностей, приведен в ст. 35.7 Закона N 4804-1.

В выдаче указанного разрешительного документа может быть отказано по следующим основаниям (ст. 35.7 Закона N 4804-1):

  1. непредставление необходимых документов или наличие в них неполных и (или) недостоверных сведений;
  2. наличие у уполномоченного органа сведений об обстоятельствах, препятствующих обеспечению сохранности и своевременному возврату временно вывозимых культурных ценностей, в иностранном государстве, на территорию которого предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей (стихийное бедствие, вооруженный конфликт и другие обстоятельства);
  3. принятие к производству суда искового заявления об оспаривании права собственности на временно вывозимые культурные ценности, поданного в соответствии с законодательством РФ;
  4. состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяющее изменять условия их хранения;
  5. отсутствие у Российской Федерации дипломатических отношений с иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей;
  6. нахождение культурной ценности в розыске.

Предельный срок временного вывоза культурных ценностей с учетом его продления составляет пять лет (п. 4 ст. 35.6 Закона N 4804-1).

Для справки. Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей в течение 10 рабочих дней при фактическом возврате культурных ценностей после временного вывоза обязаны письменно известить об этом уполномоченный орган. К извещению указанными организациями прилагается протокол (протоколы) заседания или выписка из протокола (выписки из протоколов) заседания уполномоченного коллегиального органа (уполномоченных коллегиальных органов) организации о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей либо в случае отсутствия таких органов экспертное заключение, оформленное в соответствии с Законом N 4804-1 (ст. 35.12 введена Федеральным законом N 435-ФЗ в Закон N 4804-1).

Эксперты по культурным ценностям

В обновленной редакции Закона N 4804-1 прописаны общие требования к экспертизе культурных ценностей (ст. 11.2 введена Федеральным законом N 435-ФЗ).

Согласно таким требованиям экспертиза культурных ценностей проводится в следующих целях:

Экспертиза проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям. Необходимую информацию о наличии таких экспертов можно будет узнать, воспользовавшись информационным государственным ресурсом - реестром экспертов по культурным ценностям. Такой реестр будет размещен в Интернете в общедоступном пользовании.

Указанные эксперты должны быть соответствующим образом аттестованы. Аттестованным специалистам выдаются удостоверения экспертов по культурным ценностям.

Ответственность за незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей

Ранее существовавшие положения об ответственности за нарушения законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей, прописанные в ст. 55 - 58 Закона N 4804-1, утратили силу.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 435-ФЗ, ответственность лиц, участвующих в ввозе и вывозе культурных ценностей, изложена в заключительных положениях Закона N 4804-1 (ст. 63 - 65). С учетом этих положений лица, осуществившие незаконные вывоз или ввоз культурных ценностей, а также лица, не возвратившие временно вывезенные культурные ценности в установленный срок, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Обновлены налоговые льготы, связанные с вывозом культурных ценностей

Изменения основного законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей повлекли за собой необходимость обновления некоторых положений Налогового кодекса. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом N 430-ФЗ.

Согласно данному Закону обновлены размеры и виды госпошлин, уплачиваемых в связи с вывозом культурных ценностей.

При этом в отношении государственных (муниципальных) учреждений, как и раньше, действует льгота по уплате таких пошлин.

Согласно обновленной редакции пп. 8 п. 1 ст. 333.35 НК РФ государственные и муниципальные музеи, государственные и муниципальные архивы, библиотеки, иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей, в том числе при продлении срока временного вывоза культурных ценностей.

Кроме того, вводится дополнительная льгота по НДС в части операций по ввозу на территорию РФ культурных ценностей.

В соответствии с п. 4.1, введенным Федеральным законом N 430-ФЗ в ст. 150 НК РФ, освобождается от обложения НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, культурных ценностей, не указанных в п. 4 данной статьи, при условии их отнесения к таковым по законодательству РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей.

* * *

Изменения, внесенные Федеральными законами N 435-ФЗ и N 430-ФЗ, направлены на совершенствование правового регулирования по вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей, в частности:

Л. Морозова

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"