Мудрый Экономист

Аудит за счет экономии средств субсидии

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2018, N 3

Судебная практика полна примеров споров, связанных с нецелевым использованием бюджетными учреждениями средств субсидий. В частности, спорной является ситуация о правомерности оплаты бюджетным учреждением услуг аудиторской организации за счет экономии средств субсидии, выделенной в предшествующий период.

Судебная практика

Бюджетное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания департамента финансов администрации муниципального образования (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2017 N Ф01-3677/2017 по делу N А29-8390/2016). По мнению уполномоченного органа, денежные средства, направленные учреждением на оплату услуг аудита, использованы в целях, не соответствующих целям, определенным муниципальным заданием на год, и условиям соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания: муниципальным заданием на 2015 год и соглашениями оплата услуг аудита не предусмотрена, поэтому данные услуги с учетом статьи 38 БК РФ не могли быть оплачены за счет средств субсидий на 2015 год. Таким образом, по его мнению, оплата учреждением указанных аудиторских услуг является нецелевым использованием бюджетных средств.

Суд указал, что оплата услуг аудиторской организации по проведению аудита в 2015 году была произведена за счет средств экономии субсидии, выделенной на 2014 год, оплата данных услуг соответствует цели, ради которой создано учреждение. Соответственно, оно не допустило нецелевого использования бюджетных средств.

Комментарий к постановлению

Как следует из статьи 38 БК РФ, в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В части 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в редакции данного Закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

На основании вышеизложенного в анализируемом постановлении суд пришел к выводу, что действия учреждения соответствуют нормам действующего законодательства и что оно не допустило нецелевое расходование бюджетных средств в виде субсидий.

Примечание. Нецелевое использование

Одно из самых частых нарушений, которое указывают в актах ревизоры, - нецелевое использование бюджетных денег. Это понятие раскрыто в статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ, однако формулировки этого понятия весьма расплывчаты и позволяют принимать решения как в одну, так и в другую сторону. В связи с этим постоянно возникают споры между учреждениями и контролерами.

Административная ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ:

При привлечении к ответственности за нецелевое использование средств проверяющие должны подтвердить наличие умысла в совершении правонарушения. В случае неумышленного нарушения действия проверяющих можно оспорить в суде.

Ю.М. Лермонтов

Государственный советник

Российской Федерации

III класса