Мудрый Экономист

Применение сот-2018

"Госсектор: учет, планирование, контроль", 2018, N 2

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 года (протокол N 11) по уже ставшей ежегодной традиции утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном (региональном, местном) уровне систем оплаты труда (СОТ) работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (далее - Единые рекомендации - 2018).

Изменения нормативного регулирования

Примечание. В 2018 году частично претерпел изменения принцип предоставления гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством, а также иными нормативными правовыми актами РФ (далее - НПА), содержащими нормы трудового права.

В 2018 году речь идет об обеспечении, а не о предоставлении. В целом структура Единых рекомендаций в 2018 году практически не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом. Так, например, НПА, устанавливающие обязательные для применения на территории РФ нормы и условия оплаты труда, по-прежнему перечислены в пункте 5. Тем не менее содержание претерпело некоторые изменения.

По сравнению с 2017 годом из пп. "д" п. 5 Единых рекомендаций - 2018 исчезло упоминание профессиональных стандартов в качестве альтернативы Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих. Также исчез целый абзац о том, что применение указанных в рассматриваемом подпункте справочников или профессиональных стандартов направлено:

Отсутствует и такое направление, как создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Вполне закономерно из перечня НПА, которые необходимо учитывать при установлении, изменении и совершенствовании СОТ, исчезли те из них, которые были рассчитаны на исполнение до 31 декабря 2017 года.

Изменения порядка согласования и утверждения

Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников государственных (муниципальных) учреждений (ГМУ) должны быть установлены в том числе локальными нормативными актами. В 2017 году такие акты можно было применять с учетом мнения работников. В 2018 году порядок изменился: отдел кадров и юридический отдел должны работать с представительным органом работников (при наличии такого представительного органа).

Если указанный орган не выразил своего мнения, то размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений должны пройти согласование с ним. Основа согласования - по-прежнему формализованные показатели и критерии эффективности работы.

Применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников осталось необходимым условием для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера. Поэтому оценку должна проводить соответствующая комиссия. К участию в ее работе в 2018 году привлекают не просто представительный орган работников, как в 2017 году, а выборный орган первичной профсоюзной организации (при его наличии) либо можно согласовывать решения комиссии с указанным органом.

В отношении штатного расписания в Единых рекомендациях - 2018 уточнено, что утверждать его может не только руководитель учреждения, но и представитель работодателя.

Информирование

Первая новация относительно информирования - все то же штатное расписание. Обязанность работодателя знакомить работников со штатным расписанием рекомендовано предусматривать в коллективном договоре или соглашении, а также в локальном нормативном акте.

Единые рекомендации - 2018 содержат два уточнения в отношении информации о рассчитанной за предшествующий календарный год среднемесячной заработной плате руководителей учреждений и их заместителей и главных бухгалтеров.

Так, в срок не позднее 15 мая 2018 года данная информация должна быть размещена в Интернете на официальных сайтах всех тех, кто осуществляет функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений. При этом исчезла оговорка о том, что иной порядок может быть предусмотрен Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными НПА.

Таким образом, можно сделать вывод, что случаи, когда информацию о заработной плате руководящих работников можно не предоставлять общественности, практически исключены.

Положения об оплате труда

Как правило, при разработке локальных нормативных актов учреждения используют примерные положения об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые:

В частности, в таких положениях установлены минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы.

Данную информацию рекомендовано использовать лишь в качестве ориентиров для установления учреждениями фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения. В Единых рекомендациях на 2017 год речь шла не о фиксированных, а о конкретных размерах.

СОТ для ГМУ культуры, искусства и кинематографии <1>

<1> Подробнее о других сферах читайте в журналах "Советник в сфере здравоохранения" N 1 за 2018 год и "Советник в сфере образования" N 1 за 2018 год. Статьи включены в систему "Советник бухгалтера".

Для 2018 года рекомендован новый источник повышения заработной платы работников учреждений культуры - средства, получаемые от оптимизационных мероприятий.

Расширен перечень типовых отраслевых норм труда, необходимых для обеспечения внедрения СОТ. Дополнительным документом стали Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях кинематографии, утвержденные Приказом Минкультуры России от 21.07.2017 N 1226.

Перечень рекомендованных к применению методических рекомендаций также расширен за счет учреждений кинематографии. Это методические рекомендации:

В качестве дополнительной методической помощи на основе утвержденных типовых отраслевых норм труда в 2017 году был создан интерактивный электронный сервис "Конструктор штатных расписаний учреждений культуры" (далее - Сервис), размещенный в сети Интернет по адресу shtat.mkrf.ru. Вполне ожидаемо, что в 2018 году работодателям рекомендовано использовать Сервис при формировании штатных расписаний учреждений.

Сервис доступен учреждениям, которые направили по адресу электронной почты support@intellectr.ru письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации. В ответ на запрос учреждение получит соответствующую методичку. Кроме того, Сервис обслуживает служба технической поддержки по оказанию учреждениям помощи в формировании штатных расписаний и использовании при работе в электронном сервисе действующих норм труда.

На официальном сайте сервиса shtat.mkrf.ru в разделе "Контакты" размещены телефон горячей линии и адрес электронной почты.

С нового года изменились цели поддержки структуры заработной платы, включающей в себя:

Такая структура в 2018 году необходима в целях сохранения кадрового потенциала, повышения качества и престижности работы в учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда.

В отношении ГМУ исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала, рекомендации по сравнению с 2017 годом не изменились. Однако уточнено, что в этой части Единые рекомендации - 2018 действуют до утверждения типовых отраслевых норм труда в организациях исполнительских искусств.

СОТ для ГМУ физической культуры и спорта

По сравнению с Едиными рекомендациями - 2017 для ГМУ физической культуры и спорта в Единых рекомендациях - 2018 появился новый раздел XII "Особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта". Эти рекомендации даны органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также руководителям ГМУ физической культуры и спорта.

Указанным органам и должностным лицам необходимо учитывать, что повышение оплаты труда работников ГМУ физической культуры и спорта, в том числе осуществляющих спортивную подготовку, производится в соответствии:

Установление (изменение) СОТ для ГМУ физической культуры и спорта, в том числе осуществляющих спортивную подготовку, необходимо проводить с учетом обеспечения в 2018 году уровня номинальной заработной платы в среднем не ниже уровня, достигнутого в 2017 году. Такой уровень необходимо определять на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

Зарплата тренеров

Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, следует осуществлять с учетом роста средней заработной платы в соответствующем регионе. В целом повышение оплаты труда необходимо осуществлять за счет выделяемых на эти цели:

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы рекомендовано устанавливать СОТ тренеров и других работников ГМУ физической культуры и спорта, включая:

При этом должны быть учтены мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

При разработке коллективных договоров (соглашений, локальных нормативных актов) ГМУ физической культуры и спорта рекомендовано предусматривать особенности нормирования и оплаты труда работников с учетом специфики их трудовой деятельности и особенностей, установленных в отраслевом соглашении по организациям в сфере физической культуры и спорта, заключенном между Минспортом России и Общероссийским профессиональным союзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ.

При этом необходимо учитывать, что в рабочее время тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, включены:

Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендовано устанавливать ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю. За тренерскую работу, выполняемую работником с его письменного согласия ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплату рекомендовано производить пропорционально фактически определенному объему выполненной тренерской работы. Объем тренерской нагрузки работников рекомендовано:

Объем тренерской нагрузки работников, установленный на начало тренировочного периода (спортивного сезона), не может быть изменен по инициативе работодателя ни в текущем году, ни в тренировочном периоде, а также в спортивном сезоне.

При определении объема тренерской нагрузки на следующий год (тренировочный период, спортивный сезон) рекомендовано сохранять преемственность работников в подготовке спортсменов и не допускать изменения нагрузки в сторону снижения.

Исключение составляет снижение указанной работы, связанное с уменьшением количества часов по планам, графикам спортивной подготовки, сокращением количества спортсменов, групп.

Об изменениях объема тренерской нагрузки (увеличения или снижения), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работников в письменной форме. Сделать это нужно не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений. Исключение составляют случаи, когда изменение объема тренерской нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

Учитываем вредные и (или) опасные условия труда

Повышение оплаты труда работников ГМУ физической культуры и спорта, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должно быть установлено:

Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам работодатель устанавливает:

Установленные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда соответствующих работников результатами специальной оценки условий труда, что подтверждается планом мероприятий по улучшению условий труда, актами выполненных работ, другими документами.

При бригадном методе работы установление заработной платы рекомендовано осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы. В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками ГМУ физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах эффективного контракта.

Другие доплаты

Устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере 15% рекомендовано ГМУ физической культуры и спорта, имеющим в соответствии с законодательством право использовать в своих наименованиях слово "олимпийский", а также словосочетания, образованные на основе указанного слова.

Если работники ГМУ физической культуры и спорта связаны с работой с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, то рекомендовано устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере 20%.

Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендовано устанавливать стимулирующие выплаты в соответствии с требованиями к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки. Такие стандарты определены в федеральных стандартах спортивной подготовки по видам спорта.

При установлении стимулирующих выплат необходимо учитывать требования по соответствию интенсивности физической и психической нагрузки возрастным психофизиологическим параметрам спортсменов. Такие требования установлены в федеральных стандартах спортивной подготовки.

Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендовано устанавливать стимулирующие выплаты за переход спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки. Таким этапом необходимо считать в том числе переход в иную организацию, осуществляющую подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ.

Особенности спортивной подготовки

К окладам (должностным окладам) спортсменов рекомендовано применять:

При первичном трудоустройстве по профильной специальности в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в течение первых 4 лет рекомендовано устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере до 50% тренерам, осуществляющим спортивную подготовку на начальном и тренировочном этапе. Также рекомендовано формировать в годовом фонде оплаты труда средства на стимулирующие выплаты:

Указанные средства рекомендовано предусматривать в объеме не менее 20% от фонда оплаты труда.

О.А. Пономарева

Начальник

отдела кадров