Мудрый Экономист

Проверки государственных инспекций труда. Что нового?

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 2

Как известно, государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов - государственных инспекций труда (ГИТ). Как и все остальные контролирующие органы, ГИТ проводит плановые и внеплановые проверки. При этом долгое время порядок проведения проверок не менялся, но с 2018 года изменения все же произошли. В статье рассмотрим, в каком порядке и на каких основаниях осуществляются проверки с нового года, что такое риск-ориентированный подход и каковы права и обязанности проверяющих при осуществлении ими контрольных мероприятий.

Виды и предмет проверок

Государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок проведения проверок ГИТ регламентируется:

<1> Принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ.

Предметом проверок в соответствии с Постановлением N 875 являются:

И плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных.

Плановые проверки

Предметом плановой проверки в силу ст. 9 Закона N 294-ФЗ является соблюдение работодателями в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

По общему правилу плановые проверки осуществляются не более одного раза в три года. Но из этого правила есть два исключения, установленные ч. 9 и 9.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ. Первое из них действует уже довольно давно и заключается в том, что в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Примечание. Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Второе исключение было введено Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ и заключается в том, что Правительству РФ предоставлена возможность устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности организации и (или) используемых ею производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. Риск-ориентированный подход при проведении проверок ГИТ постепенно начал применяться с марта 2017 года, в том числе при осуществлении контроля в сфере труда. Окончательно перейти к нему все органы контроля должны были с 01.01.2018. Более подробно о риск-ориентированном подходе мы поговорим далее.

Согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) ГИТ о начале ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или иным доступным способом.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. По результатам проверки государственный инспектор оформляет акт в двух экземплярах.

К сведению. Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 <2>.

<2> "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Если в результате проверки инспектор установил нарушения трудового законодательства, то одновременно с актом он передает работодателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Еще одним новшеством в порядке проведения проверок, которое было предусмотрено еще в 2016 году, является применение при проверках проверочных листов. Проверочные листы - это списки контрольных вопросов, которые разрабатываются и утверждаются органом контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении работодателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Проверочные листы для плановой проверки ГИТ включают перечни вопросов по основным требованиям трудового законодательства. Таким образом, предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы, и, соответственно, не может быть расширен.

Примечание. При проведении проверки с использованием проверочного листа он прилагается к акту проверки.

Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655 утверждено 107 проверочных листов для осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства. Например, листы:

Обратите внимание! Применяться проверочные листы должны с 01.01.2018 постепенно в зависимости от категории риска. Так, с 01.01.2018 должны использоваться проверочные листы при проверке организаций, отнесенных к категории умеренного риска, а с 01.07.2018 - всех остальных (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").

Риск-ориентированный подход

Согласно ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ риск-ориентированный подход - это метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Законом случаях выбор формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушения обязательных требований определяется путем отнесения деятельности юридического лица и (или) используемых им при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

При использовании такого подхода большему контролю должны подвергаться предприятия с высоким риском вреда, а проверка организаций с минимальным риском будет носить уведомительный характер.

К сведению. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, и Правила отнесения деятельности юридических лиц и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) установлены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 <3>.

<3> "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Чтобы применить риск-ориентированный подход, должны быть определены категории риска либо классы опасности деятельности организации и используемых ею объектов.

Отнесение деятельности организации к определенной категории риска осуществляется на основании Критериев, установленных в Приложении к Постановлению N 875.

Категории риска для осуществления контроля в сфере трудового законодательства определяются в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, таким как жизнь и здоровье работников, их трудовые права, связанные с невыплатой в установленный срок заработка, других выплат в рамках трудовых отношений. Для надзора в сфере труда установлено пять категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

Отнесение деятельности организации к категориям риска осуществляется:

Проведение плановых проверок в отношении деятельности работодателей зависит от присвоенной их деятельности категории риска и осуществляется со следующей периодичностью:

Категория риска

Периодичность плановых проверок

Высокий

Один раз в два года

Значительный

Один раз в три года

Средний

Не чаще чем один раз в пять лет

Умеренный

Не чаще чем один раз в шесть лет

Низкий

Не проводятся

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-му классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Кроме этого, узнать, какие категория риска и класс опасности присвоены организации, работодатель может, сделав запрос в Роструд.

Что нового в проведении внеплановых проверок?

Согласно ст. 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки ГИТ является:

Основания для проведения внеплановой проверки установлены в ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления N 875. До недавнего времени внеплановая проверка назначалась на основании:

  1. истечения срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступления в ГИТ:
  1. приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или ГИТ о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Примечание. Не могут быть основанием для проведения внеплановой проверки анонимные обращения и заявления (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

С 11.01.2018 эти основания были дополнены еще одним, и сейчас внеплановая проверка также может быть проведена на основании обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах не только причинения вреда жизни и здоровью работников или при невыплате заработной платы, но и:

К сведению. Данные основания полностью повторяют составы правонарушений, за которые установлена административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по этому основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Что нужно знать работодателю о полномочиях и грубых ошибках инспектора?

В силу ст. 359 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. В свою очередь работодателю следует знать, какие действия инспектора законны, поскольку, если инспектор при проведении проверки нарушит закон, его действия (бездействие) можно будет обжаловать. К таким действиям, например, в п. 104 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <4>, отнесены:

<4> Утвержден Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.

Кроме этого, в ст. 20 Закона N 294-ФЗ перечислены грубые нарушения требований закона при проведении проверки, в связи с которыми результаты проверки могут быть признаны недействительными. Представим права инспектора ГИТ и грубые нарушения, которые он может допустить при проведении проверки, в таблице.

Права (ст. 357 ТК РФ, Постановление N 875)

Грубые нарушения (ст. 20 Закона N 294-ФЗ)

Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения проверки

Проведение плановой проверки при отсутствии оснований в нарушение ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ

Запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций

Нарушение сроков уведомления работодателя о проведении плановой или внеплановой проверки согласно ч. 12 ст. 9 и ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта

Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан в нарушение п. 7, 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ

Расследовать несчастные случаи на производстве в порядке, определенном ст. 229.2 ТК РФ

Проведение внеплановой проверки при отсутствии оснований, установленных п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в порядке ст. 17 Закона N 294-ФЗ

Проведение внеплановой выездной проверки по факту причинения вреда жизни и здоровью граждан без согласования с органами прокуратуры - ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ

Направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда

Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в нарушение ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда

Затребование во время проверки документов, не относящихся к ее предмету, в нарушение п. 1, 1.1 и 1.2, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ

Запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда

Превышение сроков проведения проверок (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ)

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ

Непредставление работодателю акта проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ)

Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве

Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план плановых проверок согласно ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ

Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда

Привлечение к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организациями, в отношении которых проводятся проверки, в нарушение ч. 6 ст. 12 Закона N 294-ФЗ

И еще. Работодателю важно помнить, что инспекторы ГИТ не имеют права разрешать трудовые споры работника с работодателем, они лишь выявляют нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем, выдают предписания об их устранении и привлекают работодателей к административной ответственности.

Споры же между работником и работодателем разрешаются либо комиссией по трудовым спорам, либо судом.

* * *

Подводя итог, еще раз напомним о нововведениях при проведении проверок инспекторами ГИТ, вступивших в силу с 2017 и 2018 годов. Так, при установлении периодичности проведения плановых проверок стал применяться риск-ориентированный подход, что позволило некоторым работодателям не переживать длительное время о том, что к ним придет проверяющий. Но для этого, конечно, следует знать, к какой категории риска относится организация. Да и совсем расслабляться тоже не стоит, потому как от внеплановых проверок не застрахован никто. Тем более что сейчас появилось еще и дополнительное основание для их проведения.

Если же вас уже включили в план проверок, помните, что проверить инспектор может только то, что отражено в проверочном листе.

В любом случае, если вы не согласны с результатами проверки, в том числе с тем, что вас привлекли к ответственности, у вас всегда есть право на обжалование.

Л. Куревина

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"