Мудрый Экономист

Особенности установления систем оплаты труда на 2018 год

"Руководитель бюджетной организации", 2018, N 2

Утверждены Рекомендации <1> по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год. Чем они отличаются от рекомендаций, действовавших ранее <2>?

<1> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол N 11.
<2> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол N 11.

Рекомендации обновлены в целях обеспечения единого подхода к регулированию заработной платы сотрудников организаций бюджетной сферы.

Какие разделы остались без изменений?

В прежней редакции (за исключением небольших корректировок) остались общие положения рекомендаций, а также разделы "Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда", "Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ", "Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений", "Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях", "Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений".

Что изменилось?

Рекомендации содержат 12 разделов. Половина из них - с изменениями. Рассмотрим наиболее существенные отличия.

Системы оплаты труда работников федеральных госучреждений

Корректировки в этом разделе касаются штатного расписания. Теперь оно может утверждаться не только руководителем учреждения, но и другим представителем работодателя.

Добавлена рекомендация предусматривать в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте обязанность работодателя ознакомить работников со штатным расписанием.

Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров

Четко определен срок размещения информации о рассчитанной за 2017 год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений: не позднее 15.05.2018. Ранее существовала оговорка о том, что срок может быть иным, если это предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования

Появилось указание о том, что лица, ответственные за формирование систем оплаты труда работников сферы образования, обязаны обеспечивать прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера.

Изменен перечень условий, необходимых для включения в трудовые договоры (допсоглашения к ним) с сотрудниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены п. 2.3 - 2.8 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601 <3>. Без корректировок остались условия, связанные с фактическим объемом ежегодной учебной нагрузки и размерами выплат стимулирующего характера.

<3> Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Изменено условие, связанное с размером зарплаты. Он исчисляется теперь с учетом фактического объема не только учебной нагрузки, но и педагогической работы.

Уточнено включаемое в договор положение, связанное с размерами и факторами, обусловливающими получение компенсационных выплат. К таковым в том числе относятся выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, например за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и за другие виды дополнительной работы.

Согласно новшествам определение таких выплат следует осуществлять, исходя из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ, без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах).

Добавлено условие, связанное с уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений. Эти коэффициенты и повышения устанавливаются в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям. Они касаются оплаты труда педагогических работников, для которых п. 2.3 - 2.8 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы.

Удалено из перечня обязательных для включения в договор условие, связанное с размером ставки зарплаты, применяемым для исчисления зарплаты в зависимости от фактического объема учебной нагрузки (то есть с размером ставки зарплаты, установленным с учетом ее повышения за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям повышения, предусмотренным системой оплаты труда, в результате которых устанавливается ее новый размер).

Изменен порядок исчисления зарплаты за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы. Корректировка касается систем оплаты труда педагогических работников, поименованных в п. 2.3 - 2.8 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601. Регламентирована ситуация, когда эти работники выполняют (с их письменного согласия) педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку зарплаты либо ниже установленной нормы за ставку зарплаты. Изменения направлены на обеспечение равной платы за труд равной ценности.

Для педагогических работников, поименованных в п. 2.3 - 2.7 и пп. 2.8.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601, зарплата рассчитывается путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку зарплаты. Теперь уточнено, что ставки устанавливаются по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям.

Для преподавателей организаций, реализующих программы среднего профобразования, профобучения, для которых пп. 2.8.2 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601 установлена норма педагогической работы за ставку зарплаты 720 часов в год, плата исчисляется, как и ранее, путем определения среднемесячной зарплаты: часовая ставка преподавателя умножается на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и произведение делится на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется делением месячной ставки зарплаты на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Однако уточнено, что месячная ставка устанавливается тоже по квалификационному уровню ПКГ - без применения к ней каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений за квалификационные категории или по иным основаниям.

Появилось уточнение, касающееся применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах), при оплате труда педагогических работников, для которых определены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям.

Применение этих коэффициентов осуществляется путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы исходя из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).

Если у работников есть право на применение соответствующих коэффициентов или повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию следует определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Добавлено, что при применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601 контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, определяется в соответствии с п. 31 Порядка обучения по программам высшего образования <4>.

<4> Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.04.2017 N 301.

Особенности формирования систем оплаты труда работников учреждений здравоохранения

Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо применять три новых положения.

Во-первых, при специальной оценке условий труда (СОУТ) в медорганизациях следует учитывать особенности ее проведения на рабочих местах отдельных категорий сотрудников, установленные нормативными правовыми актами. При этом отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без исследований (испытаний) и измерений.

Во-вторых, совершенствование систем оплаты труда должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда лиц, выполняющих работы различной сложности с учетом уровня квалификации, и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным показателям и критериям.

В-третьих, увеличение фондов оплаты труда работников учреждений в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 в части обеспечения выполнения целевых показателей по зарплате медицинских работников, а также при проведении индексации заработной платы иных категорий сотрудников рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов).

Особенности формирования систем оплаты труда работников учреждений культуры, искусства и кинематографии

В этом разделе корректировок достаточно много.

Рекомендации по формированию систем оплаты труда касаются главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих подведомственные федеральные госучреждения культуры, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей государственных (муниципальных) учреждений культуры, искусства и кинематографии.

Убрано указание о повышении оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу. Средняя заработная плата всех сотрудников учреждений культуры должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. Повышение зарплаты должно осуществляться в том числе за счет оптимизационных мероприятий.

В перечень типовых отраслевых норм труда, на основании которых будет внедряться система нормирования труда, добавлены нормы на работы, выполняемые в организациях кинематографии <5>.

<5> Утверждены Приказом Минкультуры РФ от 21.07.2017 N 1226.

А в список методичек включены рекомендации:

Указано, что при формировании штатных расписаний желательно использовать созданный в качестве дополнительной методической помощи на основе утвержденных типовых отраслевых норм труда интерактивный электронный сервис "Конструктор штатных расписаний учреждений культуры", размещенный в Интернете по адресу shtat.mkrf.ru. Сервис включает службу техподдержки по оказанию помощи в формировании штатных расписаний и использовании действующих норм труда. Доступ к сервису предоставляется всем учреждениям, направившим письменный запрос с указанием своих ИНН и наименования по адресу support@intellectr.ru. Телефон "горячей линии" и электронная почта размещены на официальном сайте сервиса в разделе "Контакты".

Обновлен подпункт, касающийся совершенствования систем оплаты труда в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы. Рекомендовано продолжить работу по увеличению этой доли, сбалансировав структуру зарплаты таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 50 - 55% зарплаты направлялось на выплаты по окладам, 10 - 15% составляли компенсационные выплаты в зависимости от условий труда, оставшуюся часть - стимулирующие выплаты с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период.

Совершенствование системы оплаты проводится для сохранения кадрового потенциала, повышения качества и престижности работы в учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда.

Сохранена рекомендация рассчитывать размер заработной платы, исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений в государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала, однако уточнено, что она действует до утверждения типовых отраслевых норм труда в организациях исполнительских искусств.

Исключено разъяснение по расчету объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и применения нормативно-подушевого финансирования, согласно которому затраты рассчитываются на одного получателя услуги при установлении базовых нормативов.

Особенности формирования систем оплаты работников учреждений физической культуры и спорта

Это новый раздел, причем довольно объемный. Мы рассмотрим его подробно в следующем номере.

Отметим, что рекомендации касаются повышения оплаты труда работников указанных учреждений, установления (изменения) систем оплаты труда, нормирования и оплаты труда. Разъяснены особенности учета и оплаты рабочего времени тренера, определения и изменения объема тренерской нагрузки (так, объем тренерской нагрузки работников, установленный на начало тренировочного периода, не может быть изменен в текущем году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по планам, графикам спортивной подготовки, сокращением количества спортсменов, групп).

Рассмотрена специфика повышения оплаты труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями (например, установленные размеры повышения оплаты труда таким работникам не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий их труда результатами СОУТ).

Указаны условия назначения различных стимулирующих выплат (например, 20%-ная надбавка к окладу за работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья).

Также разъяснено, что трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах "эффективного контракта".

* * *

Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных НПА по оплате труда работников указанных учреждений.

Д.Ю. Панина

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"