Мудрый Экономист

Ограничения авансов, операции при заблокированном счете и другие новеллы в правовом положении бюджетных учреждений

"Руководитель бюджетной организации", 2018, N 2

В конце ноября в Закон N 83-ФЗ <1> внесен ряд поправок в целях совершенствования правового положения бюджетных учреждений (БУ) <2>. Рассмотрим изменения.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
<2> Федеральный закон от 27.11.2017 N 347-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 347-ФЗ).

Ограничение авансовых платежей распространили на бюджетные учреждения

Ограничения размеров авансовых платежей, действующие в отношении получателей бюджетных средств, теперь распространяются и на бюджетные учреждения <3>.

<3> Корректировки, аналогичные рассматриваемым в статье, внесены в Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и распространяются на автономные учреждения.

Наличие сведений о порядке и сроках оплаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги - одно из обязательных условий госконтракта (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе <4>).

<4> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг могут быть установлены нормативными правовыми документами. Такие ограничения предусматриваются для получателей бюджетных средств (и организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств). Для получателей средств федерального бюджета предельные значения авансов ежегодно устанавливает Правительство РФ <5>. Требования к авансам, выплачиваемым получателями средств региональных и муниципальных бюджетов, устанавливают субъекты РФ и муниципалитеты соответственно.

<5> Например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1551).

Но бюджетные учреждения получают не бюджетные средства, а субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Поэтому нормы БК РФ для получателей бюджетных средств, в том числе требование об ограничении авансовых платежей, на БУ не распространяются.

К сведению. Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не прописано в Бюджетном кодексе (ст. 6 БК РФ).

Ранее не существовало и общей нормы, ограничивающей право бюджетных учреждений устанавливать любые авансовые платежи при заключении договоров, подлежащих оплате за счет любых источников финансового обеспечения.

Однако согласно п. 43 Постановления N 1551 учредители федеральных БУ должны были обеспечить внесение учреждениями в заключаемые ими договоры (контракты) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельных размеров авансовых платежей, установленных для получателей бюджетных средств. То есть имелось указание на ограничения авансовых платежей, направленное через учредителей бюджетных учреждений.

Закон N 347-ФЗ дополнил ст. 30 Закона N 83-ФЗ новой нормой - ч. 16.1, согласно которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Таким образом, дополнение ограничило бюджетные учреждения в части перечисления авансов. Все БУ с 27.11.2017 обязаны предусматривать авансовые платежи, объемы которых не превышают предельные размеры, установленные для получателей средств соответствующего бюджета.

Также следует учесть новую норму, касающуюся расходов, произведенных за счет средств субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капвложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. Согласно дополнениям ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ такие расходы будут осуществляться после их проверки на соответствие требованиям по соблюдению ограничения размера авансовых платежей.

Расширение перечня операций, доступных бюджетным учреждениям при заблокированном счете

Теперь БУ может выплачивать зарплату, перечислять налоги и страховые взносы с зарплаты, даже если его счет заблокирован. При этом учреждению никаких специальных мер принимать не нужно - следует просто направить платежку в Казначейство или финансовый орган.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения регламентирован ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ: исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства БУ-должника, направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, где указаны реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или финорган субъекта РФ (муниципального образования) по месту открытия должнику лицевых счетов.

В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или о поступлении решения налогового органа должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежку на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете БУ (п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).

Если у учреждения недостаточно денежных средств, чтобы исполнить указанное, оно обязано представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

Если бюджетное учреждение нарушит указанные выше сроки, то орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, обязан приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения (не приостанавливаются только операции по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа).

Теперь к списку указанных операций, которые не будут приостанавливаться даже при блокировке лицевого счета учреждения, добавлены операции по исполнению платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.

----------------¬  --------------------------------------------------------¬
¦ +->¦Исполнение исполнительных документов и решения ¦
¦ ¦ ¦налогового органа ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------------¬
¦Заблокированный+->¦Перечисление или выдача заработной платы сотрудникам ¦
¦счет бюджетного¦ ¦учреждения ¦
¦ учреждения ¦ L--------------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Перечисление удержанных налогов и уплата начисленных ¦
¦ +->¦взносов на ОСС в связи с выплатой заработной платы ¦
¦ ¦ ¦сотрудникам учреждения ¦
L---------------- L--------------------------------------------------------

Временное отвлечение средств БУ в бюджет

Если учреждение не выполнило государственное (муниципальное) задание, то остаток субсидии на его выполнение в объеме, пропорциональном недостигнутым показателям, может быть возвращен в бюджет, если это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).

Часть 18 ст. 30 прямо указывает, что БУ должны перечислить в соответствующий бюджет не использованные в текущем финансовом году остатки предоставленных им средств. Эти остатки учреждение может использовать в очередном финансовом году на те же цели с согласия учредителя.

Статья 30 дополнена ч. 22.1, устанавливающей, что остатки средств бюджетных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, открытых в учреждениях ЦБ РФ, на которых отражаются операции со средствами данных бюджетных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ с последующим возвратом. Норма касается федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений, созданных субъектами РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Частью 23 ст. 30 установлено, что остатки средств бюджетных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финорганов субъектов РФ, муниципальных образований, на которых отражаются операции со средствами БУ, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет с возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены. Дополнения, внесенные Законом N 347-ФЗ, уточняют, что норма не распространяется на учреждения, указанные в ч. 22.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ. Конкретизированы цели возврата: исполнение платежных документов, представленных бюджетными учреждениями. Уточнены и сроки перечисления: не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления учреждениями платежных документов, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее его последнего рабочего дня.

Предоставление документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств

Расходы бюджетных учреждений, источником финобеспечения которых являются средства, полученные на выполнение государственного или муниципального задания, а также средства, поступающие в рамках ОМС, осуществляются без представления в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (ч. 15 ст. 30 Закона N 83-ФЗ). Согласно дополнениям, внесенным в эту статью, федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования соответственно может быть установлено иное правило, например требование о представлении в вышеуказанные органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств БУ.

* * *

Итак, перечислим главные дополнения, внесенные в Закон N 83-ФЗ.

Включая в контракт (договор) условия об авансе, БУ должны соблюдать ограничения по размеру авансовых платежей.

Даже при заблокированном счете БУ могут выдавать зарплату, перечислять налоги, удержанные с этих выплат, и страховые взносы.

Расписаны особенности регулирования операций с остатками средств БУ. Введена возможность законодательного установления положений, необходимых для казначейского сопровождения средств, предоставляемых БУ на финансовое обеспечение выполнения госзадания, а также средств, поступающих учреждениям в рамках ОМС.

П.Н. Калачев

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"