Мудрый Экономист

Контрактная система: 2018, январь

"Руководитель бюджетной организации", 2018, N 2

Изменения в законодательстве

Рассмотрим изменения, произошедшие в законодательстве за месяц.

Расширены полномочия Правительства РФ в сфере регулирования закупок юридических лиц

Федеральный закон от 31.12.2017 N 496-ФЗ вносит корректировки в Закон N 223-ФЗ <1>. Правительство РФ получило право определять перечни товаров, работ, услуг, аренды (включая фрахт, лизинг), а также начальную (максимальную) цену договора, при превышении которой заказчики, иные юридические лица не могут его заключать без согласования с координационным органом Правительства РФ.

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Ряд существенных корректировок касаются действий юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн руб. Под закупками, проводимыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет инвестсредств договоров о поставке товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ, или договоров о выполнении работ, оказании услуг, договоров аренды, условиями которых предусмотрено использование этих товаров. Уточнено понятие инвестиционного проекта с господдержкой.

Порядок купли-продажи лесных насаждений скорректирован

Федеральный закон от 29.12.2017 N 471-ФЗ совершенствует порядок организации торгов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений и аренды государственных и муниципальных лесных участков. Решение о проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц. Решение принимается в течение месяца после подачи заявления и размещается на сайте принявшего решение органа. Уточнения также касаются размещения информации о проведении аукциона, формирования его начальной цены. Определены особенности подготовки, организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины.

Коррективы по ведению реестров контрактов откладываются

Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1689 переносит на 01.01.2019 срок вступления в действие отдельных положений Правил реестра контрактов, Правил реестра контрактов с гостайной <2>, а именно пп. "в" п. 14 Правил реестра контрактов в части проверки Казначейством РФ непротиворечивости содержащихся в информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг и единицах измерения, об исполнении и расторжении контракта друг другу, условиям принимаемого к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета и п. 2, 10, 18 и 22 Правил реестра контрактов с гостайной.

<2> Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084.

Определены критерии российской радиоэлектроники

Постановление Правительства РФ от 22.12.2017 N 1615 устанавливает требования к следующей радиоэлектронике в целях ее отнесения к промышленной продукции, произведенной на территории РФ:

В частности, продукция считается произведенной на территории РФ, если: имеется право собственности либо иное законное основание на конструкторскую, технологическую документацию в объеме, подтверждающем возможность производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее пяти лет в соответствии со спецификацией на готовое изделие; сервисный центр, уполномоченный осуществлять ремонт, послепродажное, гарантийное и постгарантийное обслуживание продукции, находится на территории одной из стран - членов ЕАЭС; с 01.01.2018 также должна соблюдаться процентная доля стоимости использованных при производстве иностранных комплектующих - не более 75% цены товара.

К госзакупкам допущено ПО из ЕАЭС

01.01.2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1594. Оно определяет, что для указанного ПО будет создан специальный госреестр. На включенные в него программы, в частности, распространятся дополнительные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2017 N 325 для российского ПО. Также скорректированы порядок и сроки регистрации заявлений о включении сведений о ПО в реестр российского ПО, проверки сведений, указанных в заявлениях, рассмотрения заявлений. Уточнены порядок и сроки изменения сведений о правообладателе ПО.

Типовая форма госконтракта на поставку лекарств

Приказ Минздрава РФ от 26.10.2017 N 870н утверждает типовую форму госконтракта на поставку лекарств, закупаемых после 01.01.2018. К контракту прилагаются спецификация, технические характеристики, отгрузочная разнарядка (план распределения), календарный план, рекомендуемый образец акта приема-передачи товара, сводный реестр товарных накладных на поставку товара, акты сверки расчетов и исполнения обязательств.

Определение НМЦК при закупках в сфере перевозок

Приказ Минтранса РФ от 08.12.2017 N 513 устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при проведении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Приказ вступает в силу с 01.07.2018. Например, определены формулы расчета НМЦК в случае, когда в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с контрактом (при закупках у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, и в случае, если такая плата подлежит перечислению подрядчику.

Судебная практика Исполнитель не виновен в просрочке, если она по вине заказчика

В этом случае срок исполнения обязательств по контракту продлевается на период просрочки.

В Обзоре судебной практики <3> рассмотрена ситуация, когда исполнитель долго не приступал к работам по строительству одного из участков автомобильной дороги, в результате чего срок выполнения контракта был сорван. Заказчик через суд потребовал уплаты неустойки. Подрядчик своей вины не признал, сославшись на то, что заказчик передал ему строительную площадку в состоянии, непригодном для осуществления намеченных работ: в зоне строительства находился газопровод. Суды признали факт невыполнения работ по контракту в указанные сроки. Но они учли и то, что задержка была вызвана несвоевременным выполнением контрагентом заказчика работ по переносу газопровода. При этом было установлено, что подрядчик неоднократно письмами уведомлял заказчика о необходимости скорейшего выполнения работ по выносу сетей газоснабжения из пятна застройки для соблюдения сроков строительства. Однако данные работы были завершены с существенной просрочкой, что и повлекло перенос сроков выполнения работ подрядчиком. Суд сделал вывод, что заказчик не исполнил предусмотренную законом и договором обязанность по своевременному предоставлению земельного участка в состоянии, соответствующем условиям договора и обеспечивающем своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок (ст. 747 ГК РФ).

<3> Утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017.

Подрядчик не считается просрочившим контракт, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе. Поэтому неустойка не была взыскана, а срок исполнения контракта был продлен на время вынужденного простоя.

Работы СМП оплачиваются на общих основаниях, если закупка была по общим правилам

Если закупка проводится по общим правилам, то субъект малого предпринимательства (СМП) принимает в ней участие на общих основаниях, наряду с другими. Поэтому императивные требования ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе о 15-дневном сроке оплаты не применяются.

В Обзоре судебной практики рассмотрен случай подобной закупки. Муниципальный заказчик заключил контракт на выполнение работ по капремонту стены, предполагающий поэтапную оплату работы в течение трех лет. Не дожидаясь истечения второго этапа оплаты, СМП обратился в суд о взыскании стоимости контракта в полном объеме, поскольку работа была завершена и принята без замечаний. Суды первых инстанций иск удовлетворили, исходя из статуса заявителя и факта выполнения работ в полном объеме.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ судебные акты отменила, указав, что закупка производилась на общих основаниях, а не исключительно среди СМП, заказчик не устанавливал в извещении и документации ограничение, указанное в ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, СМП принимал участие в аукционе на общих основаниях.

М.Г. Гусев

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"