Мудрый Экономист

Проблема измерения производительности труда в автономных учреждениях

"Руководитель автономного учреждения", 2018, N 2

Производительность труда (ПТ) - ключевой показатель деятельности хозяйствующих субъектов, определяющий их конкурентные позиции. В рыночной экономике предприятия с низкой производительностью труда уступают место более успешным, использующим высокотехнологичные средства производства и передовые формы организации труда. О возможности измерения интересующего нас показателя в сфере услуг в целом и в автономных учреждениях в частности, об отражении понятия производительности труда в нормативных актах, связи между темпами роста ПТ и зарплаты - далее в статье.

Понятие производительности труда

Производительность труда - показатель, характеризующий результативность труда, измеряется обычно количеством услуг, оказываемых в единицу рабочего времени. В свою очередь, количество услуг может быть исчислено в натуральных показателях (например, число принятых пациентов), нормативных часах (скажем, 0,5 часа на прием одного пациента) и денежных средствах (выручка от оказания услуг в рублях). В знаменателе показателя ПТ отражается фактически отработанное рабочее время за определенный период (год, месяц, день, час).

В производственной сфере в связи с высокой стандартизацией продукции основные усилия направлены на сокращение рабочего времени, приходящегося на изготовление единицы этой продукции. То есть предметом конкуренции между предприятиями становится знаменатель показателя ПТ. В непроизводственной сфере качество и своевременность предоставления услуг имеют большее значение, чем трудовые затраты на их оказание, что означает конкуренцию по числителю показателя ПТ.

Особенности измерения производительности труда в сфере услуг

Яркая иллюстрация взрывного роста ПТ - появление так называемого безлюдного производства с полностью автоматизированным процессом (кроме наладчиков оборудования, никакой персонал, занятый в основной деятельности, на подобных производствах не задействован). В отличие от производства сфера услуг традиционно характеризуется высокой трудоемкостью (показатель, обратно пропорциональный ПТ). Оказание услуг предполагает живой контакт с потребителем, что сопряжено с большими затратами времени. Научно-технический прогресс не достиг еще таких высот, чтобы обеспечить сопоставимый с производством уровень автоматизации и механизации услуг (роботы-няньки, роботы-сиделки есть пока только в футуристических фильмах, хотя обучающие роботы - это уже примета сегодняшнего дня). Поэтому в сфере услуг в обозримом будущем по-прежнему сохранится "живой" (неовеществленный) труд. Кроме того, сфера услуг всегда приближена к конечному потребителю, что исключает массовое производство.

Доля услуг в структуре ВВП постоянно растет, а это требует адекватной системы оценки ПТ. Сложность измерения производительности труда в сфере услуг заключается в том, что снижение затрат рабочего времени как единственный показатель не отвечает все возрастающему спросу на услуги с высокими потребительскими свойствами, а потому необходимо делать упор на качество обслуживания и своевременность оказания услуг.

Все отрасли, в которых вправе функционировать автономные учреждения, можно условно разделить на три группы - в зависимости от того, насколько применим к ним традиционный показатель ПТ.

Особенности измерения производительности труда в отраслевом разрезе

Отрасль

Характеристика услуг с позиции измерения ПТ

Туризм

Результат легко рассчитывается с помощью денежной оценки

Образование, здравоохранение, социальная защита

Конечный результат плохо рассчитывается

Культура

ПТ труда не рассчитывается

О производительности труда в государственных программах

Основным инструментом бюджетного планирования становится программно-целевой метод <1>. Если обратиться к текстам государственных программ, определяющих развитие отраслей социальной сферы, там говорится не о производительности труда, а об эффективности и конкурентоспособности госучреждений. При этом часть целевых показателей, предлагаемых госпрограммами, можно смело причислить к тем, с помощью которых измеряется ПТ.

<1> Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов дальнейшее развитие методологии формирования и реализации госпрограмм предполагает расширение практики внедрения принципов проектного управления.

Показатели производительности труда в государственных программах

Наименование программы

Показатели производительности труда

"Развитие здравоохранения" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640)

  • продолжительность жизни;
  • смертность в трудоспособном возрасте;
  • смертность от болезней;
  • младенческая смертность;
  • удовлетворенность населения качеством медицинской помощи;
  • доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток;
  • доля аккредитованных специалистов;
  • доля ведения медицинской документации в электронном виде;
  • доля записи на прием к врачу через электронные сервисы

"Развитие образования" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642)

  • удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации;
  • доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам "WorldSkills Россия" <*>;
  • удельный вес численности обучающихся по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования (4 - 11-е классы), участвующих во всероссийской олимпиаде школьников, в общей численности обучающихся 4 - 11-х классов

"Социальная поддержка граждан" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296)

Удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных услуг ФСС

"Развитие культуры и туризма" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 317)

  • удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
  • показатели, позволяющие рассчитать ПТ
<*> WorldSkills International - международная некоммерческая ассоциация. Ее цель - повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру.

На основании данных, содержащихся в программе "Развитие культуры и туризма", рассчитаем производительность труда при оказании туристских услуг и услуг гостиниц.

Расчет производительности труда в сфере туризма

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Объем платных туристских услуг, млрд руб.

123

146

134

148

145

158

156

167

178

Количество лиц, работающих в туристских фирмах, тыс. чел.

43

70

44

80

45

77

46

47

48

Производительность труда, тыс. руб. на одного работника в год

2 860

2 086

3 045

1 850

3 222

2 052

3 391

3 553

3 708

Объем платных услуг гостиниц, млрд руб.

153

162

166,5

176

180

189

193,5

207

220,5

Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, тыс. чел.

536

432

543,5

410

551

419

558,5

566

573,5

Производительность труда, тыс. руб. на одного работника в год

285

375

306

429

327

451

346

366

384

Насколько эффективно исполняется программа развития туризма, мы анализировать не будем. Отметим лишь, что в расчете на одного работника в год производительность труда при оказании туристских услуг в целом по стране составляет около 2 млн руб., а услуг гостиниц - 400 - 450 тыс. руб.

Влияние майских указов на производительность труда



В мае 2012 года Президент РФ подписал 11 указов, содержащих поручения Правительству РФ в различных сферах народного хозяйства. Указ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" ставит задачу увеличения ПТ к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Методика расчета этого показателя не раскрывается, но поскольку речь идет о ПТ в целом по стране, он исчисляется как отношение ВВП на душу населения к среднегодовому количеству рабочих часов.

В тематических указах отмечается необходимость повышения уровня зарплаты работников бюджетной сферы, но ПТ как источник этого повышения не указывается. Так, Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" содержит следующие поручения:

Как отмечается в майских указах, повышение оплаты труда должно обусловливаться достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (и в этом прослеживается связь между ПТ и зарплатой). Например, в числе показателей качества труда в области предоставления государственных и муниципальных услуг названы такие, как уровень удовлетворенности граждан качеством услуг, доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, доля граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме, сокращение времени ожидания в очереди для получения услуг (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления").

Во исполнение майских указов Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы. В ее рамках реализован комплекс мероприятий, увязывающих вопросы повышения зарплаты, организации и нормирования труда, оценки и стимулирования работников, развития кадрового потенциала с повышением качества услуг в социальной сфере. Среди них:

Общеизвестно, что опережающий рост ПТ по отношению к зарплате - это важнейший фактор повышения конкурентоспособности. Высокая производительность труда является источником повышения уровня зарплаты. Кроме того, за счет опережающего темпа роста ПТ финансируется достижение иных целей, в частности приобретение новой техники и оборудования с тем, чтобы заложить основы для дальнейшего роста ПТ.

В майских указах даны конкретные поручения по повышению зарплаты, а поручения по повышению эффективности труда хоть и присутствуют, но не квалифицированы как показатели ПТ и основной источник роста оплаты труда. В результате у исполнителей майских указов сформировалось размытое восприятие связки "производительность труда - заработная плата". Как следствие, возникли проблемы с их реализацией.

О производительности труда в конкурсах профессионального мастерства

Перечень качественных показателей ПТ можно расширить на основе анализа критериев отбора при проведении конкурсов профессионального мастерства на звание лучшего работника. Например, согласно Постановлению правительства Ульяновской области от 28.07.2011 N 2338-П <2> к общим критериям оценки участников конкурса относятся:

<2> "О ежегодном областном конкурсе профессионального мастерства на звание "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области".


Любопытно, что на звание лучшего работника в данном регионе вправе претендовать только тот, кто может разработать и реализовать проект, направленный на внедрение в практику учреждения новых эффективных технологий, моделей, методик работы.

Дискуссии о производительности труда в бюджетной сфере

На научно-методическом семинаре аналитического управления Совета Федерации РФ на тему "Резервы повышения производительности труда в бюджетной сфере", состоявшемся в марте 2014 года <3>, обсуждался вопрос о том, исчисляется ли ПТ в бюджетной сфере. Мнения разделились.

<3> Материалы семинара опубликованы в Аналитическом вестнике Совета Федерации, N 17 (535), 2014.

Представитель одного из региональных министерств образования, в частности, сказал: "Оптимизация бюджетных расходов в образовании должна быть напрямую связана с повышением ПТ в отрасли, поскольку нас ожидает поступательный рост среднего уровня заработной платы работников системы (Имелись в виду майские указы. - Прим. авт.). При этом (и это необходимо ясно осознавать) рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда, повышением качества оказываемых услуг".

Другие выступающие утверждали, что постановка вопроса о необходимости изыскания резервов повышения ПТ в бюджетной сфере задает неверный стратегический ориентир. Это приводит к подмене производительности интенсивностью труда как более простым для измерения показателем. Поэтому стратегическим ориентиром развития бюджетной сферы нужно считать не производительность, а качество результатов труда и его эффективность, понимаемую не как соотношение результатов и затрат, а как степень достижения цели.

Заключение

В чем же заключаются главные проблемы измерения производительности труда в автономных учреждениях?

Во-первых, АУ осуществляют деятельность в сфере услуг, что затрудняет расчет ПТ. В отраслевых нормативных актах из числа установленных показателей можно вычленить те, посредством которых оценивается ПТ. Но из-за того, что данные показатели носят качественный характер, определить их принадлежность к ПТ иногда сложно.

Во-вторых, внедрение новых технологий и квалификационных требований к персоналу в программных документах называется фактором роста конкурентоспособности, но не обозначается как фактор роста ПТ (а именно это первично). Иными словами, поставлена задача повышения конкурентоспособности, но нет четко прослеживаемых причинно-следственных связей между ПТ и конкурентоспособностью.



В-третьих, заданное государством направление развития автономных учреждений предполагает их приспосабливание к рыночным условиям, при которых успех обеспечивается эффективностью мероприятий по повышению ПТ. Как бы ни развивалась в дальнейшем дискуссия о применимости ПТ к бюджетной сфере, рынок оставит "на плаву" только учреждения, которые верно выбрали показатели ПТ и работают над улучшением их значений.

О.Е. Орлова

Эксперт журнала

"Руководитель автономного учреждения"