Мудрый Экономист

Проверка соблюдения миграционного законодательства

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2018, N 2

При использовании труда иностранных граждан работодатель должен соблюсти ряд требований и произвести ряд манипуляций (в том числе сообщить в исполнительный орган власти в сфере миграции о факте заключения и расторжения с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора). Государственный контроль в сфере миграции осуществляется МВД РФ и его территориальными органами. С 1 января 2018 года такой контроль будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода. Коротко о том, что это за "зверь", в данной статье.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода <1>. Среди них назван федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (п. 5).

<1> Порядок осуществления риск-ориентированного подхода при проверках ГИТ был рассмотрен в N 9 журнала за 2017 год (см. одноименную статью Л.В. Куревиной).

Для справки. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица (ИП) к определенной категории риска (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

В целях реализации этого требования Постановлением Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668 были внесены многочисленные поправки в Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции <2> (далее - Положение).

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162.

Итак, государственный контроль осуществляется в форме проверок. При плановой проверке организаций и ИП, привлекающих к трудовой деятельности на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также организаций и ИП, являющихся принимающей или приглашающей стороной, должностные лица, проводящие проверку, обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 6 Положения).

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольным вопросов).

Проверочные листы будут содержать вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическим лицам и ИП обязательные требования в сфере миграции, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения причинения вреда безопасности государства.

Какие мероприятия осуществляются во время проверки?

Действия, которые могут совершаться проверяющими в сфере миграционного контроля, строго регламентированы п. 7 Положения. В частности, они вправе:

Кто подлежит проверке?

Проверке подлежат все организации и ИП, использующие труд мигрантов. Однако частота проверок зависит от того, к какой категории риска отнесена организация (ИП) (п. 11 Положения).

Определитесь с категорией риска

Отнесение деятельности юридических лиц и ИП к одной из категорий риска осуществляется решением руководителя (либо его заместителя) территориального органа МВД по субъекту РФ по месту нахождения организации (ИП) (к категории чрезвычайно высокого риска - по согласованию с Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ) (п. 13 Положения).

Критерии отнесения юридических лиц и ИП, привлекающих к трудовой деятельности на территории РФ иностранных граждан, утверждены Постановлением N 1668. Представим их ниже.

Категория риска

Критерии отнесения

Чрезвычайно высокий риск

Наличие одного из следующих условий:

а) вступивший в законную силу в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности организации (ИП) к категории риска, приговор суда о привлечении к уголовной ответственности должностного лица юрлица или ИП за совершение деяния, предусмотренного ст. 322.1 "Организация незаконной миграции" УК РФ;

б) 35 и более вступивших в законную силу в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности организации (ИП) к категории риска, решений (постановлений) о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностному лицу или ИП за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 - 6 ст. 18.9 "Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" или ст. 18.15 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства", 18.16 "Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)", 18.17 "Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности" КоАП РФ

Высокий риск

От 25 до 34 вступивших в законную силу решений о привлечении к административной ответственности по статьям, указанным выше

Значительный риск

От 20 до 24 вступивших в законную силу решений о привлечении к административной ответственности по статьям, указанным в строке 1

Умеренный риск

От 15 до 19 вступивших в законную силу решений о привлечении к административной ответственности по статьям, указанным в строке 1

Низкий риск

Отсутствие обстоятельств, указанных выше

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.

Периодичность проверок определена п. 12 Положения.

Категория риска

Периодичность проверок

Чрезвычайно высокий риск

Один раз в год

Высокий риск

Один раз в два года

Значительный риск

Один раз в три года

Умеренный риск

Не чаще одного раза в пять лет

Низкий риск

Не чаще одного раза в десять лет

Основание для включения организации (ИП) в ежегодный план проверок - истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты окончания последней проверки в отношении юридического лица (ИП).

Ведение перечней юридических лиц (ИП)

Территориальные органы МВД по субъектам РФ будут вести перечни юридических лиц (ИП), деятельности которых присвоены категории риска (п. 14 Положения). Информация об организациях (ИП), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков, будет размещаться (и поддерживаться в актуальном состоянии) на официальном сайте территориального органа МВД в Интернете (п. 16 Положения).

Чтобы узнать, к какой категории риска отнесено юридическое лицо (ИП), нужно подать запрос в территориальный орган МВД, принявший решение о присвоении деятельности этого лица категории риска (п. 18 Положения). Если предприятие не согласно с присвоенной ему категорией риска, оно вправе обратиться в территориальный орган МВД с соответствующим заявлением, приложив документы, подтверждающие, что его деятельность относится к категории риска, на присвоение которой он претендует (п. 19 Положения, п. 19 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности <3>). В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления организация (ИП) вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке (п. 22 названных выше Правил).

<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

* * *

Проверка соблюдения работодателями миграционного законодательства с 2018 года должна осуществляться с применением риск-ориентированного подхода - методики, при которой выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверки определяется отнесением деятельности организации (ИП) к определенной категории риска. Причем лица, проводящие проверку, обязаны будут использовать проверочные листы. Предполагается, что принятые решения позволят повысить результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере и снизить избыточное вмешательство государственных органов в деятельность граждан и организаций.

В настоящее время территориальные органы МВД еще не присвоили организациям (ИП) необходимые категории риска, не составили на основании их план проверок. Формы проверочных листов также еще не утверждены.

М.С. Звягинцева

Эксперт журнала

"Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения"