Мудрый Экономист

Оплата труда в учреждениях образования: методические рекомендации минобрнауки

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 3

В целях упорядочения систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций Минобрнауки России в Письме от 29.12.2017 N ВП-1992/02 направило соответствующие Методические рекомендации (далее - Рекомендации). Приведем основные положения данного документа.

Рекомендации включают следующие разделы:

I. Общие положения.

II. Определение размеров должностных окладов и размеров ставок заработной платы.

III. Особенности оплаты труда отдельных педагогических работников.

IV. Выплаты компенсационного характера.

V. Выплаты стимулирующего характера.

VI. Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

VII. Приложение 1 "Тарификационный список работников".

Общие положения

Система оплаты труда и документы, ее устанавливающие. Согласно п. 1.3 Рекомендаций система оплаты труда работников включает:

  1. размеры окладов (должностных окладов). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ);
  2. ставки заработной платы. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, - без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы (п. 2.6 Рекомендаций);
  3. доплаты и надбавки компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных);
  4. доплаты и надбавки стимулирующего характера;
  5. систему премирования.

Система оплаты труда устанавливается: коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель, принимая указанные акты, должен учитывать мнение профсоюза.

Минимальный размер оплаты труда. Пункт 1.5 Рекомендаций повторяет нормы ст. 133 ТК РФ, которой установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

К сведению. С 01.01.2018 МРОТ установлен равным 9 489 руб. в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Подготовлен проект федерального закона N 374313-7 о повышении МРОТ до 11 163 руб. в месяц с 01.05.2018.

Финансовое обеспечение оплаты труда. Обязательства организации по оплате труда работников обеспечиваются как бюджетными ассигнованиями, так и поступлениями от приносящей доход деятельности, безвозмездными поступлениями (если назначение таких поступлений позволяет их использование на эти цели) (п. 1.6 Рекомендаций).

Казенные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в рамках бюджетной сметы по соответствующей статье. А бюджетные и автономные учреждения - в пределах имеющихся средств в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Средства, выделенные на оплату труда работников за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны быть направлены на оплату труда работников, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания.

При определении доли средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая будет направлена в фонд оплаты труда, бюджетные и автономные учреждения не обязаны обеспечивать соответствие этой доли тому размеру расходов на оплату труда, который был заложен учредителем при расчете размера нормативных затрат по соответствующим методикам. При этом организациям рекомендуется долю фонда оплаты труда, направляемую на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала, в фонде оплаты труда учреждения определять в объеме не более 40%.

Определение размеров окладов и ставок зарплаты

Минобрнауки в п. 2.2 Рекомендаций указывает на то, что на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70% фонда оплаты труда организации.

Рекомендуется осуществлять оплату труда работникам, для которых:

<1> Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

К сведению. Размеры ставок заработной платы, наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

Для работников из числа учебно-воспитательного персонала, педагогических работников и руководителей структурных подразделений ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются по квалификационным уровням ПКГ (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 216н <2>).

<2> Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".

Оплата труда отдельных педагогических работников

В целях обеспечения равной оплаты труда равной ценности педагогических работников, которым утверждены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, исчисление размера оплаты фактического объема учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, предусмотренных в организации по квалификационному уровню ПКГ, без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям.

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям рекомендуется осуществлять к размеру оплаты фактического объема учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы.

Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, следует применять унифицированную форму (тарификационный список работников), предусмотренную Приложением 1 к Рекомендациям (п. 3.4 Рекомендаций).

Формулы для расчета заработной платы. В п. 3.4 Рекомендаций приведены три примера расчета месячной заработной платы для учителя, воспитателя и музыкального руководителя с применением следующих формул.

  1. Месячный заработок учителя (преподавателя) за фактическую нагрузку следует исчислять по формуле:

,

где Зфн - зарплата учителя (преподавателя) в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю;

Ст - размер ставки заработной платы учителя (преподавателя) в месяц, установленный по квалификационному уровню ПКГ за норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю;

Фн - фактический объем учебной нагрузки учителя (преподавателя) в неделю;

Нч - норма часов учебной (преподавательской) работы учителя (преподавателя) в неделю за ставку заработной платы в месяц;

Пк - повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах; в абсолютных величинах) за квалификационную категорию, применяемый к заработной плате учителя (преподавателя), исчисленной с учетом фактического объема учебной нагрузки из размера ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки, применяется сумма повышений по различным основаниям.

С применением этой же формулы расчета следует исчислять заработную плату других педагогических работников, для которых установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, в частности педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.

К сведению. Тарификацию педагогических работников для определения их заработной платы за фактический объем учебной нагрузки рекомендуется производить один раз в год, но раздельно по полугодиям (за иной период), если учебными планами на каждое полугодие (на иной период) предусматривается разное количество часов в неделю на предмет (дисциплину).

  1. Месячный заработок воспитателя (музыкального работника) за фактический объем педагогической работы исчисляется по формуле:

,

где Зфп - оплата труда воспитателя (музыкального руководителя) в месяц, исчисленная за фактический объем педагогической работы в неделю;

Ст - размер ставки заработной платы воспитателя (музыкального руководителя) в месяц, установленный за норму часов педагогической работы в неделю;

Фп - фактический объем педагогической работы воспитателя (музыкального работника) в неделю;

Нч - норма часов педагогической работы воспитателя (музыкального руководителя) в неделю за ставку заработной платы в месяц;

Пк - повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах, в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, применяемый к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической работы из размера ставки заработной платы, установленной по должности воспитателя (музыкального руководителя) по квалификационному уровню ПКГ. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем педагогической работы, применяется сумма повышений по различным основаниям.

Предусмотренный в виде формулы порядок исчисления заработной платы не применяется в случаях, когда выполнение воспитателями работы за пределами рабочего времени (смены) осуществляется не на постоянной основе, а по инициативе работодателя. Такая работа квалифицируется как сверхурочная и относится к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий. К этой работе, к примеру, могут быть отнесены случаи привлечения работодателем воспитателей дошкольных групп к работе сверх установленного рабочего времени (смены) при неявке сменяющего работника или родителей, то есть когда работник не может оставить рабочее место, в связи с чем выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания смены. Указанная работа компенсируется в порядке, предусмотренном ст. 152 ТК РФ, то есть оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Если музыкальный руководитель с его согласия работает один со всеми восемью группами, то месячная оплата этого музыкального руководителя должна быть рассчитана по формуле:

--------------¬   ----------------¬   ---------------¬   -----------------¬
¦ Размер ¦ ¦ 48 ч ¦ ¦ 24 ч ¦ ¦ Повышающий ¦
¦установленной¦ ¦ (фактический ¦ ¦ (норма часов ¦ ¦ коэффициент за ¦
¦ ставки ¦ x ¦недельный объем¦ x ¦педагогической¦ x ¦квалификационную¦
¦ заработной ¦ ¦ педагогической¦ ¦ работы ¦ ¦ категорию ¦
¦ платы ¦ ¦ работы) ¦ ¦ в неделю) ¦ ¦ ¦
L-------------- L---------------- L--------------- L-----------------

Выплаты компенсационного характера

В п. 4.2 - 4.10 Рекомендаций перечислены виды выплат компенсационного характера, применяемые в учреждениях образования, и даны разъяснения по ним. Перечислим их, а Рекомендации Минобрнауки приведем к тем, которые имеют отраслевую специфику:

  1. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
  3. Выплаты за выполнение сверхурочных работ.
  4. Оплата работы в ночное время.
  5. Оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни.
  6. Оплата работ различной квалификации.
  7. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
  8. Выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных. Это выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.

К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.

При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также повышающие коэффициенты.

  1. Выплаты за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах), в том числе:

9.1) за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающимися в длительном лечении;

9.2) за работу в учреждениях:

9.3) за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за осуществление индивидуального и группового обучения детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.

Выплаты стимулирующего характера

В п. 5.1 Рекомендаций приведены выплаты стимулирующего характера в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ N 818 <3>:

<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях".

В п. 5.2 Рекомендаций указано, что при конкретизации видов выплат стимулирующего характера могут применяться и иные выплаты, которые рекомендуется подразделять на выплаты:

  1. носящие обязательный (постоянный) характер. Например, выплата за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, проводимой в Порядке, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  2. направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).

Разработку показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника рекомендуется осуществлять с учетом следующих принципов:

Принцип

Характеристика

Объективность

Размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда

Предсказуемость

Работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда

Адекватность

Вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда

Своевременность

Вознаграждение должно следовать за достижением результатов

Прозрачность

Правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику

Определение размеров выплат стимулирующего характера за период времени следует осуществлять с помощью соответствующей комиссии (п. 5.3 Рекомендаций).

* * *

Рекомендации предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ N 216н (п. 1.1).

О. Фурагина

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"