Мудрый Экономист

Передача имущества муниципалитету

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2018, N 4

Как показывает анализ судебной практики арбитражных судов, иногда споры возникают между казенными учреждениями, которым принадлежит недвижимое имущество на праве оперативного управления, и муниципальными органами.

Основанием для возникновения таких споров является вывод учреждения об обязанности муниципального образования принять в муниципальную собственность имущество, например общежития. При этом учреждения не учитывают волеизъявление уполномоченного органа.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Пример постановления

Федеральное казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании незаконным изложенного в письме решения администрации городского округа об отказе в принятии в муниципальную собственность общежития личного состава и об обязании органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность общежитие личного состава, принадлежащее на праве оперативного управления учреждению (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.10.2017 N Ф01-4202/2017 по делу N А38-10623/2016).

Учреждение указывает, что спорный объект в силу закона подлежит передаче в муниципальную собственность. При этом ФСИН как учредитель выразила согласие на безвозмездную передачу общежития в муниципалитет, в связи с чем оснований для отказа администрации в принятии общежития не имелось. Общежитие является объектом жилищно-коммунального хозяйства, использование и содержание которого не относится к целям и задачам учреждения.

Однако суд, отказывая в удовлетворении требований учреждения, пояснил, что учреждение не обладает правом от собственного имени совершать сделку по передаче общежития из федеральной собственности в муниципальную. Универсальные полномочия собственника в части распоряжения имуществом Российской Федерации, в том числе по его закреплению и изъятию, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Федеральный орган исполнительной власти (территориальное управление), осуществляющий полномочия собственника федерального имущества, не принимал решения о передаче общежития в муниципальную собственность и согласия на передачу объекта недвижимости в муниципальную собственность не давал. В процессе рассмотрения дела территориальное управление указало на отсутствие законных оснований для передачи вещи в собственность муниципалитета.

При таких обстоятельствах у администрации не возникла обязанность по принятию общежития в муниципальную собственность.

Комментарий к постановлению

Так, на основании п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, что регламентировано п. 1 ст. 209 ГК РФ.

Согласно абз. 20 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

Так, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества ФГУП, ФГУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 ФСИН делегированы полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания.

Таким образом, действительно универсальные полномочия собственника в части распоряжения имуществом РФ, в том числе по его закреплению и изъятию, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления установлен в ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ.

Обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает на основании соответствующих решений федерального органа исполнительной власти. При таких обстоятельствах у администрации не возникла обязанность по принятию общежития в муниципальную собственность.

Обращаем внимание, что аналогичная позиция также получила выражение в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 N Ф01-944/2017 по делу N А43-11977/2016. Определением Верховного Суда РФ от 08.11.2017 N 301-ЭС17-11373 отказано в передаче дела N А43-11977/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Ю.М. Лермонтов

Государственный советник

Российской Федерации

III класса