Мудрый Экономист

Новый порядок проведения диспансеризации взрослого населения

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 3

С 1 января 2018 года вступает в силу новый Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный Приказом Минздрава России от 26.10.2017 N 869н (далее - Порядок N 869н). Ранее действовавший аналогичный Порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан, утратил силу. В статье предлагаем ознакомиться с основными положениями нового документа.

Как и ранее, Порядок N 869н регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации работающих и неработающих граждан, а также обучающихся в образовательных организациях по очной форме.

В п. 3 Порядка N 869н приводятся цели ее проведения, в принципе они остались прежними:

----------------¬  -------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Для раннего выявления хронических неинфекционных ¦
¦ ¦ ¦заболеваний (состояний), являющихся основной причиной ¦
¦ +->¦инвалидности и преждевременной смертности, основных ¦
¦ ¦ ¦факторов риска их развития, а также потребления ¦
¦ ¦ ¦наркотических средств и психотропных веществ без ¦
¦ ¦ ¦назначения врача ¦
¦ ¦ L-------------------------------------------------------
¦ ¦ -------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Для определения группы состояния здоровья, необходимых¦
¦ ¦ ¦профилактических, лечебных, реабилитационных и ¦
¦Диспансеризация+->¦оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными ¦
¦ проводится ¦ ¦хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) ¦
¦ путем ¦ ¦факторами риска их развития, граждан с иными ¦
¦ углубленного ¦ ¦заболеваниями, а также для здоровых граждан ¦
¦ обследования ¦ L-------------------------------------------------------
¦ здоровья ¦ -------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Для проведения профилактического консультирования ¦
¦ +->¦граждан с выявленными хроническими неинфекционными ¦
¦ ¦ ¦заболеваниями и факторами риска их развития ¦
¦ ¦ L-------------------------------------------------------
¦ ¦ -------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Для определения группы диспансерного наблюдения ¦
¦ +->¦граждан с выявленными хроническими неинфекционными ¦
¦ ¦ ¦заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), ¦
¦ ¦ ¦а также граждан с высоким и очень высоким ¦
¦ ¦ ¦сердечно-сосудистым риском ¦
L---------------- L-------------------------------------------------------

В силу п. 6 Порядка N 869н диспансеризацию проводят медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, участвующие в реализации программы и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и имеющие лицензии (лицензию) на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам).

В случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на выполнение работ (оказание услуг) "медицинские осмотры профилактические", "терапия" или "общая врачебная практика (семейная медицина)", отсутствует лицензия в части выполнения иных работ (услуг), она вправе заключить договор для проведения диспансеризации с иными медицинскими организациями, имеющими такую лицензию.

По общим правилам, которые следуют из п. 4 Порядка N 869н, диспансеризация проводится один раз в три года в возрастные периоды, предусмотренные Приложением 1 к данному Порядку. Отметим, что, в отличие от старого Порядка проведения диспансеризации, в новом документе уточнена периодичность ее проведения в отношении отдельных процедур и групп граждан (см. п. 5 Порядка N 869н).

Как и ранее, в новом документе определены основные задачи фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, врача-терапевта, отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации, в том числе находящегося в составе центра здоровья, при проведении диспансеризации (см. п. 10, 11, 12 Порядка N 869н). Так, в соответствии с п. 10 Порядка N 869н перед фельдшером поставлены, в частности, задачи:

В п. 13 Порядка N 869н закреплены этапы проведения диспансеризации.

Первый этап - скрининг проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и включает в себя, в частности (см. п. 13 Порядка N 869н):

Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), углубленного профилактического консультирования и включает в себя различные исследования, такие как (п. 14 Порядка N 869н):

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник заполняет карту учета диспансеризации, которая подшивается в медицинскую карту амбулаторного больного (п. 17 Порядка N 869н).

Определяется группа состояния здоровья (п. 18 Порядка N 869н):

В п. 19 Порядка N 869н перечислены основные критерии эффективности диспансеризации взрослого населения. Их приведено шесть вместо трех, которые содержал старый документ. Ими являются:

  1. охват диспансеризацией населения, подлежащего диспансеризации в текущем году (плановое значение - не менее 63%, ранее было 21%);
  2. охват индивидуальным профилактическим консультированием на первом этапе диспансеризации граждан, имеющих высокий относительный, высокий и очень высокий абсолютный сердечно-сосудистый риск, не менее 90% от общего их числа;
  3. охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте до 72 лет с впервые выявленными ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями или болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, не менее 70% от общего их числа;
  4. охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте до 72 лет, имеющих риск пагубного потребления алкоголя и (или) риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, не менее 70% от общего их числа;
  5. охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте 75 лет и старше не менее 70% от общего их числа;
  6. охват граждан с впервые выявленными болезнями системы кровообращения, высоким и очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском диспансерным наблюдением не менее 80% от общего их числа.

Как и ранее, в медицинской организации должен вестись учет граждан, прошедших каждый этап диспансеризации, с регистрацией осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, выполненных в рамках ее проведения, а также отказов граждан от прохождения отдельных осмотров, исследований и мероприятий.

Следует обратить внимание на п. 21 Порядка N 869н. В силу норм, изложенных в нем, первый этап диспансеризации считается завершенным и подлежит оплате за счет средств ОМС в случае выполнения не менее 85% от объема исследований первого этапа диспансеризации, проводимых с периодичностью один раз в три года, установленного для данного возраста и пола гражданина. При этом обязательным является проведение анкетирования и приема (осмотра) врача-терапевта.

В случае если число осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, выполненных ранее и учитываемых при диспансеризации, превышает 15% от объема диспансеризации, установленного для соответствующего возраста и пола гражданина, а общий объем выполненных осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий составляет 85% и более от объема диспансеризации, первый этап диспансеризации отражается в отчете как завершенный случай. При этом оплате подлежат только выполненные осмотры (исследования, мероприятия) в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, предусмотренными территориальной программой.

Исследования первого этапа диспансеризации, проводимые с периодичностью один раз в два года, подлежат оплате в согласно способам оплаты медицинской помощи, определенным территориальной программой.

В случае выполнения в рамках первого этапа диспансеризации менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, но при этом выполненные осмотры, исследования составляют 85% и более от объема обследования, предусмотренного для профилактического медицинского осмотра, такие случаи учитываются как проведенный гражданину профилактический медицинский осмотр.

Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, необходимость проведения которых определена по результатам первого и второго этапов диспансеризации. При установлении по результатам первого этапа диспансеризации показаний к проведению на втором этапе только углубленного профилактического консультирования второй этап диспансеризации считается завершенным при его выполнении, при этом осмотр врачом-терапевтом на втором этапе диспансеризации не проводится.

Исследования второго этапа диспансеризации вне зависимости от периодичности их проведения подлежат оплате в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой.

Дополнительно отметим, что в Приложениях к Порядку N 869н приводятся Объем диспансеризации, а также Диагностические критерии факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний.

С. Коробейников

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"