Мудрый Экономист

Запрос котировок в электронной форме

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2018, N 5

В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Закон N 504-ФЗ и Закон N 44-ФЗ), согласно которым закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд переводятся в электронную форму. Совсем скоро, с 1 июля 2018 года в тестовом режиме у заказчиков будет право проводить закупки в электронной форме. А с 1 января 2019 года проведение привычных всем "письменных" процедур определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков будет за редким исключением и вовсе невозможно. Это касается и таких способов, как запрос котировок и запрос предложений.

Неизменная суть

Проведение запроса котировок в электронной форме регламентируется новым параграфом 3.1, состоящим из шести статей (со статьи 82.1 по статью 82.6 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Закона N 44-ФЗ под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

По сути, в понятии запроса котировок при переходе в электронную форму ничего не изменилось: точно так же, как и раньше, единственным критерием определения победителя является цена контракта, запрос котировок в электронной форме объявляется путем размещения в ЕИС извещения (отсутствует "котировочная" документация). Неизменными остаются и условия применения запроса котировок: лимит начальной (максимальной) цены контракта остается 500 тыс. руб., а годовой объем закупок, осуществляемых указанным путем, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 100 млн руб.

Объявление запроса котировок

В соответствии с ч. 1 ст. 82.2 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (при проведении "письменного" запроса котировок извещение размещалось не позднее чем за семь или четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок).

Теперь же срок размещения извещения в ЕИС стал единым независимо от начальной (максимальной) цены контракта. Требования к извещению установлены ч. 2 ст. 82.2 Закона N 44-ФЗ, то есть отличия от извещения о проведении "письменного" запроса котировок, согласно Закону N 504-ФЗ, носят лишь уточняющий характер. Неизменным остались запрет устанавливать в извещении требование об обеспечении заявок, а также право (а не обязанность) заказчика требовать обеспечения исполнения контракта. Прежними остались сроки внесения изменений в извещении о проведении электронного запроса котировок (не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок) и отмены запроса котировок в электронной форме (за два дня до даты окончания срока подачи заявок).

Подача заявок на участие

Порядок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме установлен статьей 82.3 Закона N 44-ФЗ. Основные отличия от порядка подачи заявок на участие в "письменном" запросе котировок обусловлены "электронным" характером новой процедуры.

Теперь заявка подается:

Часть 9 статьи 82.3 Закона N 44-ФЗ определяет требования к заявке - она должна содержать следующие документы и информацию:

документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. В случае если указанными актами предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара (стране производителя), такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. При отсутствии в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме указанных документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии) (в случае если указания на него нет или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от того, что указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме);

о соответствии участника запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1, 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Предоставление данной декларации в составе заявки на участие в запросе котировок ранее не было предусмотрено ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ;

о праве участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона N 44-ФЗ в случае, если участник запроса котировок в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ (при необходимости);

о принадлежности участника запроса котировок в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (при необходимости).

В соответствии с ч. 12 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе отозвать поданную им заявку до момент окончания срока их подачи. При этом в отличие от "письменного" запроса котировок это право участника закупки безусловно и не ограничено случаем внесения заказчиком изменений в извещение.

Первым этапом работы с поданными заявками является принятие оператором электронной площадки решения о принятии или возврате заявки.

В соответствии с ч. 6 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ оператор возвращает поданную заявку участнику закупки в случаях:

Заявки, принятые оператором электронной площадки, в течение часа с момента окончания срока их подачи на участие в запросе котировок в электронной форме, направляются заказчику.

Примечание. В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) не нужно включать информацию об ИНН публично-правовых образований, которые учредили юридические лица (п. 2 ч. 3 ст. 104 Законом N 44-ФЗ).

Одновременно заказчику предоставляется доступ к информации и документам о подавших заявки участниках запроса котировок в электронной форме, предусмотренным ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ.

В течение одного рабочего дня, следующего после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, котировочная комиссия рассматривает поданные заявки (ч. 1 ст. 82.4 Закона N 44-ФЗ). Как и раньше, рассмотрение означает проверку соответствия заявки и участника, подавшего такую заявку, требованиям извещения. По результатам рассмотрения заявок принимается решение о признании заявки соответствующей требованиям извещения либо решение о несоответствии заявки и (или) участника запроса котировок требованиям извещения и об отклонении заявки (при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 82.4 Закона N 44-ФЗ).

Результаты рассмотрения заявок фиксируются в соответствующем протоколе, который не позднее даты рассмотрения заявок подписывается всеми членами котировочной комиссии, присутствующими на заседании, и направляются оператору электронной площадки. Получив результаты рассмотрения заявок, оператор площадки оценивает заявки, присваивая каждой не отклоненной котировочной комиссией заявке порядковый номер по мере увеличения предложенной в такой заявке цены контракта (при равенстве предложений более высокое место присваивается заявке, поступившей ранее). Результаты такого ранжирования включаются оператором в протокол рассмотрения заявок, при этом формируется протокол рассмотрения и оценки заявок.

Статья 82.6 Закона N 44-ФЗ определяет запрос котировок в электронной форме несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок подано менее двух заявок (одна или ни одной) либо если по результатам их рассмотрения признано соответствующими требованиям извещения менее двух заявок (одна либо все заявки отклонены). В этих случаях заказчик продлевает срок подачи заявок на четыре рабочих дня. В отличие от статьи 79 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей последствия признания несостоявшимся "письменного" запроса котировок, в соответствии с ч. 1 ст. 82.6 Закона N 44-ФЗ:

а) продление срока подачи заявок на четыре рабочих дня осуществляется во всех случаях признания запроса котировок несостоявшимся, а не только если все заявки были отклонены на стадии рассмотрения и оценки (ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ);

б) участник запроса котировок, подавший заявку, которая была отклонена, вправе после продления срока их подачи снова подать заявку;

в) у заказчика отсутствует обязанность направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

Продление срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется заказчиком только один раз: если по результатам продления срока подачи заявок не поступило ни одной заявки либо все заявки отклонены, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить новую закупку. Если по результатам продления срока подачи заявок подана только одна заявка либо по результатам рассмотрения заявок признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме только одна заявка, заказчик заключает контракт с таким участником в соответствии с п. 25.2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Заключение

Отметим, что Закон N 504-ФЗ революции в правовом регулировании запроса котировок при переводе его в электронную форму не устроил. Большинство изменений обусловлены сутью и концепцией проведения электронных процедур (наличие электронной площадки, необходимость для участников закупок регистрироваться в единой информационной системе и получить аккредитацию на электронных площадках и т.д.).

Е.В. Баланцев

Старший преподаватель

Государственной академии

промышленного менеджмента

имени Н.П. Пастухова,

г. Ярославль