Мудрый Экономист

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 4

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ <1> негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают на нее негативное воздействие. За негативное воздействие на окружающую среду взимается плата.

<1> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Должно ли бюджетное учреждение платить за негативное воздействие на окружающую среду?

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается:

Положениями п. 1, 2 ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ определено:

Таким образом, исключение составляют только лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющее соответствующее свидетельство о постановке на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории. Такие лица не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ):

Отнесение объектов к соответствующей категории осуществляется на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии N 1029). Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, к объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, при следующих условиях:

  1. одновременное наличие таких критериев:
  1. осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии отсутствия сбросов загрязняющих веществ;
  2. использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).

Заметим, что объектом НВОС признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные одним назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ).

По мнению Росприроднадзора, высказанному в Письме от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054, к объектам НВОС IV категории могут быть отнесены офисные помещения, школы, детские сады и другое аналогичное имущество, не имеющее в своем составе стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух). Как мы уже отметили выше, с таких объектов плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. Значит, учреждение не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при наличии у него только объектов НВОС, отнесенных к IV категории.

При этом нужно учитывать следующее. В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды. Передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Согласно Письму Минприроды России от 18.09.2015 N 12-44/22962 "О нормировании выбросов" сами автомобили, открытые автомобильные стоянки и подобные территории не учитываются в проекте нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) и не нормируются.

При этом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, или дизель-генераторных установок, не являющихся самоходными агрегатами, транспортировка которых осуществляется на прицепах, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух признается труба вытяжной вентиляции.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ стационарных источников, для которых определены координаты места расположения, и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

С учетом вышеизложенного в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 N РН-04-03-27/2839 "О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет").

Отметим, что согласно пп. "е" п. 1 Критериев N 1029 к объектам I категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива). В соответствии с пп. "а" п. 2 Критериев N 1029 к объектам II категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива).

Таким образом, при наличии у учреждения котельной (на твердом или жидком топливе) оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В каком порядке исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду?

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).

Как мы отметили выше, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить учреждения, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением учреждений, осуществляющих деятельность исключительно на объектах НВОС IV категории.

Согласно п. 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду должна исчисляться бюджетным учреждением самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Перечень N 1316-р), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие Ставки платы, установленные Постановлением N 913 <2>, с применением коэффициентов, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, определенных Постановлениями N 913 и 1148 <3>, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также в их совокупности).

<2> Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
<3> Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".

Платежной базой являются объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Такая база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

При определении платежной базы необходимо учитывать:

Формулы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду приведены в п. 17 - 21 Правил N 255.

В силу п. 24 Правил N 255 при исчислении платы учреждения, обязанные ее вносить, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера. При этом из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные бюджетным учреждением, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов.

Исходя из положений п. 4 ст. 17 Федерального закона N 7-ФЗ в качестве таких затрат признаются документально подтвержденные расходы в отчетном периоде на финансирование следующих мероприятий:

  1. внедрение наилучших доступных технологий;
  2. проектирование, строительство, реконструкция:
  1. установка:

Иные затраты, в том числе затраты на капитальный ремонт, при корректировке платы на негативное воздействие на окружающую среду не учитываются.

Какова ответственность за нарушение сроков уплаты взносов?

В силу п. 31 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься бюджетным учреждением по месту нахождения стационарного источника. При этом плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) вносятся лицами, обязанными вносить плату, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы платы, уплаченной за предыдущий год.

Необходимо отметить, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.41 КоАП РФ. Совершение такого правонарушения может повлечь за собой наложение на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 3 000 до 6 000 руб., а на само учреждение - от 50 000 до 100 000 руб.

Кроме того, несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными ее вносить, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после окончания установленного срока (п. 33 Правил N 255). Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы РФ.

Исходя из п. 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления.

Что с отчетностью?

Бюджетные учреждения, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате. Форма декларации, а также Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок представления декларации).

Декларацию нужно представить посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. К декларации о плате должны быть приложены следующие документы:

Заметим, что декларация может быть подана на бумажном носителе, если у учреждения нет электронной подписи или технической возможности подключения к Интернету. Декларация может представляться на бумажном носителе, если годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее. При этом она должна быть продублирована декларацией на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов (п. 5, 6 Порядка представления декларации). Декларация, представляемая на бумажном носителе, должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью учреждения. Она может быть представлена лично уполномоченным работником учреждения либо направлена в виде почтового отправления.

Согласно п. 9 Порядка представления декларации датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Декларация состоит:

* * *

В заключение еще раз отметим, что бюджетные учреждения, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, должны вносить плату за НВОС. Освобождаются от такой платы лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории.

А. Павелин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"