Мудрый Экономист

Федеральный закон № 223-ФЗ: что нас ждет после 01.07.2018?

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 4

Бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о контрактной системе <1>, вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ <2>. 01.07.2018 вступают в силу многочисленные изменения данного Закона, внесенные Федеральным законом N 505-ФЗ <3>. Об этих изменениях расскажем в статье.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
<3> Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Конкурентные и неконкурентные закупки

Федеральным законом N 505-ФЗ в положения Федерального закона N 223-ФЗ вводятся понятия конкурентной и неконкурентной закупки.

Конкурентные закупки будут проводиться:

---------------------------------------------T----------------------------¬
¦ Конкурентные закупки ¦ Неконкурентные закупки ¦
L---------------------T----------------------+--------------T--------------
¦/ ¦/
----------------------+----------------------T--------------+-------------¬
¦Конкурентной будет считаться закупка, ¦Неконкурентной будет ¦
¦осуществляемая с одновременным соблюдением ¦являться закупка, условия ¦
¦следующих условий: ¦осуществления которой не ¦
¦- информация о конкурентной закупке ¦соответствуют условиям, ¦
¦сообщается заказчиком либо путем размещения ¦предусмотренным для ¦
¦в ЕИС извещения об осуществлении ¦конкурентной закупки. ¦
¦конкурентной закупки, доступного ¦Способы неконкурентной ¦
¦неограниченному кругу лиц, с приложением ¦закупки, в том числе закупки¦
¦документации о конкурентной закупке, либо ¦у единственного поставщика ¦
¦посредством направления приглашений принять ¦(исполнителя, подрядчика), ¦
¦участие в закрытой конкурентной закупке в ¦тоже должны быть установлены¦
¦случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 ¦в положении о закупке ¦
¦Федерального закона N 223-ФЗ, с приложением ¦ ¦
¦документации о конкурентной закупке не менее¦ ¦
¦чем двум лицам, которые способны осуществить¦ ¦
¦поставки товаров, выполнение работ, оказание¦ ¦
¦услуг, являющихся предметом такой закупки; ¦ ¦
¦- обеспечивается конкуренция между ¦ ¦
¦участниками закупки за право заключить ¦ ¦
¦договор с заказчиком на условиях, ¦ ¦
¦предлагаемых в заявках на участие в такой ¦ ¦
¦закупке, окончательных предложениях ¦ ¦
¦участников такой закупки; ¦ ¦
¦- описание предмета закупки осуществляется с¦ ¦
¦соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 ¦ ¦
¦Федерального закона N 223-ФЗ ¦ ¦
L--------------------------------------------+-----------------------------

Порядок осуществления конкурентных закупок

Федеральным законом N 505-ФЗ установлены:

Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает разъяснение в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил данный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Заметим, что учреждение вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Такое решение размещается в ЕИС в день принятия.

Обратите внимание! В силу ч. 8 и 9 ст. 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентных закупок бюджетному учреждению необходимо:

Необходимо отметить, что учреждение вправе установить требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой договора более 5 млн руб. В извещении и документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в извещении и документации о закупке осуществляется участником закупки.

Также отметим, что в ст. 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ установлены сроки размещения извещения о проведении закупки тем или иным способом. Например, в случае конкурса или аукциона документация размещается в ЕИС не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а при запросе котировок - не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие.

Исходя из ч. 11 ст. 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке должны представляться согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Законом и положением о закупке. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок на основании положения о закупке.

Федеральным законом N 505-ФЗ вводится требование о составлении заказчиком:

При этом протокол, составляемый в ходе конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

  1. дату подписания протокола;
  2. количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой заявки;
  3. результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
  1. результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки данных заявок (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка заявок);
  2. причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
  3. иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В свою очередь, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

  1. дату подписания протокола;
  2. количество поданных заявок на участие в закупке, а также дату и время регистрации каждой заявки;
  3. наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить договор (если по итогам закупки определен ее победитель), в том числе единственного участника закупки, с которым планируется заключить договор;
  4. порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. Если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
  5. результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
  1. результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок (если этапом закупки предусмотрена оценка заявок);
  2. причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
  3. иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Указанные протоколы, а также заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке должны храниться в учреждении не менее трех лет.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Конкурентные закупки должны осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должны осуществляться исключительно в электронной форме.

Требования к составлению документации о закупке

С 01.07.2018 вводятся требования к описанию в документации о конкурентной закупке предмета закупки. Так, согласно ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке заказчик обязан:

Использовать слова "(или эквивалент)" при указании в описании предмета закупки на товарный знак не нужно:

Отметим, что Федеральным законом N 505-ФЗ внесены изменения в перечень сведений, содержащихся в извещении о закупке и документации о закупке.

Типовое положение о закупке

Чтобы воспользоваться правом применения положений Федерального закона N 223-ФЗ, бюджетное учреждение должно разработать и утвердить положение о закупке. Напомним, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ). Следовательно, учреждение самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Однако мы не советуем торопиться и прямо сейчас вносить в положение о закупке изменения, о которых мы рассказали ранее. Бюджетным учреждениям нужно учесть тот факт, что начиная с 01.07.2018 учредителям бюджетных учреждений предоставлено право утвердить типовые положения о закупках и определить те бюджетные учреждения, для которых применение названного типового положения о закупке является обязательным. Иными словами, стоит подождать утверждения учредителем такого типового положения. Конечно, если ближе к середине июня данное положение не будет утверждено, вносить изменения все равно придется.

Отметим, что типовое положение должно содержать следующие сведения, не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными и автономными учреждениями положения о закупке:

При этом в типовом положении о закупке должна быть определена в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные и автономные учреждения обязаны внести изменения в свое положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке согласно типовому положению. Напомним, что в силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке должно утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Порядок утверждения и согласования положения о закупке устанавливает учредитель.

Федеральным законом N 505-ФЗ определено, что типовое положение о закупке должно быть размещено в ЕИС органом, его утвердившим, в течение 15 дней с даты его утверждения. В тот же срок размещаются изменения, вносимые в типовое положение. В последнем случае указывается срок, в течение которого бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. При этом названный срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.

Обратите внимание! Начиная с 01.07.2018 если в течение срока, предусмотренного Федеральным законом N 223-ФЗ, заказчик не разместит утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, то на такого заказчика до дня размещения им положения о закупке будут распространяться положения Закона о контрактной системе (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ).

Изменения в порядке представления отчетности

Начиная с 01.07.2018 изменяется перечень отчетности, составляемой по результатам закупок. Бюджетное учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должно будет размещать в ЕИС сведения:

Информация, не подлежащая размещению в ЕИС

С 01.07.2018 расширяется перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС, к которым будут относиться и сведения:

Кроме того, уточнено, что Правительство РФ будет вправе определить:

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

А. Репин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"