Мудрый Экономист

Государственное задание для филиала

"Советник в сфере образования", 2018, N 3

Финансовое обеспечение выполнения бюджетными, автономными, а в некоторых случаях и казенными учреждениями государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидии. Об особенностях разделения между головным учреждением и его обособленными подразделениями государственного (муниципального) задания (далее - госзадание, ГЗ) и соответствующих сумм субсидий расскажем в статье.

Нормативное регулирование

Юридические лица, в том числе бюджетные, автономные и казенные учреждения, которые являются некоммерческими организациями (пп. 8 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ), вправе согласно нормам гражданского законодательства самостоятельно определять свою организационную структуру. В частности, учреждению предоставлено право создавать филиалы и представительства, которые не являются самостоятельными юридическими лицами и выступают в качестве обособленных подразделений учреждения (ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 55 ГК РФ). Разница между ними заключается в том, что представительство представляет и защищает интересы создавшего его лица, а филиал не только представляет и защищает, но и выполняет функции головной организации <1>.

<1> Далее в статье рассматриваются вопросы взаимодействия с обособленным подразделением, не являющимся юридическим лицом.

Порядок создания как филиалов и представительств, так и иных обособленных подразделений государственного (муниципального) учреждения законодательством не урегулирован, но в той же ст. 5 Закона N 7-ФЗ имеется указание, что филиалы и представительства некоммерческой организации действуют на основании утвержденного ею положения.

Таким образом, при открытии обособленного подразделения учреждению необходимо разработать и утвердить положение о филиале или представительстве, на основании которого он будет действовать. Отметим, что государственная регистрация подобных положений не предусмотрена. Положение о филиале (представительстве) является основным документом, регламентирующим цели его создания, задачи, сферу деятельности, объем его правомочий, а также права и обязанности учреждения по отношению к филиалу, вопросы управления филиалом, определяет правовой режим его имущества, финансов и отношений с создавшей его головной организацией. Учреждение обязано обеспечить открытость и доступность своего положения о филиалах, представительствах (п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

В рамках рассматриваемого вопроса очевидно, что обособленным подразделением, выполняющим госзадание, может быть только филиал, поэтому далее мы будем рассматривать отношения головного учреждения именно с филиалом.

Нормативным документом, который закрепляет порядок распределения филиалу объема государственных услуг и, соответственно, объема субсидии, является Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Постановление N 640), причем в названном документе это два разных основания - формирование государственного задания филиалу и доведение субсидии. В такой последовательности будут изложены и наши рекомендации.

Нашим читателям прекрасно известно, что нормы Постановления N 640 распространяются на бюджетные и автономные учреждения федерального уровня, но сам нормативный документ лег в основу порядков формирования государственного (муниципального) задания и расчета необходимого объема субсидии, принимаемых на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Поэтому при рассмотрении данного вопроса совершенно справедливо опираться на указанное Постановление.

Формирование государственного задания филиалу

Пункт 7 Постановления N 640 устанавливает, что доведение госзадания филиалу производится по тем же правилам, что и головному учреждению, по тем же документам, а именно по форме, установленной для государственного задания (ф. 0506001).

В этой краткости формулировок скрываются три составляющие, требующие уточнения на уровне учреждения и его филиала:

1. Документальное оформление решения о распределении показателей объема услуг госзадания. Типовая форма такого документа не предусмотрена, с учетом возможных изменений показателей объема от года к году решение целесообразно оформлять приказом. В его тексте следует указать период, на который доводится госзадание, а также сами объемные показатели распределения по перечню государственных услуг, оказываемых филиалом.

2. Постановление N 640 не содержит сроков доведения госзадания филиалу. Следовательно, в положении о филиале, о котором мы уже упоминали, регламент доведения должен быть зафиксирован и впоследствии соблюден. Вполне обоснованным решением будет привязка к срокам доведения госзадания до головного учреждения.

Согласно п. 5 Постановления N 640 государственное задание создается в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главными распорядителями бюджетных средств ГРБС лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.

3. Документом, которым госзадание доводится до филиала, является форма государственного задания 0506001, в которой гриф "Утверждаю" будет заполняться руководителем головного учреждения.

Доведение до филиала субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания

Финансовое обеспечение выполнения госзадания филиалом регулируется правовым актом учреждения, в котором указываются объем, периодичность перечисления средств в течение финансового года и порядок взаимодействия учреждения с обособленным подразделением (п. 40 Постановления N 640). Других, более подробных описаний того, что же это за правовой акт (его наименование, порядок принятия и утверждения, требования к содержанию), Постановление N 640 не содержит. Но наличие такого документа обязательно, что подтверждают, например, материалы проверок Счетной палаты РФ <2>.

<2> Представление Счетной палаты РФ от 25.05.2017 N ПР 10-57/10-01 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Р".

В порядках формирования государственного (муниципального) задания регионального и муниципального уровня вид правового акта может быть прямо поименован. Если же прямое указание отсутствует, то вполне возможно включить необходимую информацию в положение о филиале либо в приказ или распоряжение по учреждению. Но, на наш взгляд, документ, устанавливающий порядок доведения субсидии, должен содержать не только подписи руководителя головного учреждения, но и подпись руководителя филиала, закрепляющие полномочия и ответственность за надлежащее расходование средств. Тогда таким документом станет договор, соглашение, аналогичное заключенному между учреждением и учредителем.

Условия соглашения должны содержать:

Напомним, что правовой акт подлежит согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, создавшего обособленное подразделение, в случае, если таким органом будет принято соответствующее решение (п. 40 Постановления N 640).

План финансово-хозяйственной деятельности филиала

Для обособленных (структурных) подразделений (филиалов) без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бухгалтерского учета, так же, как и для головного учреждения, предусмотрено составление плана финансово-хозяйственной деятельности <3> (далее - план ФХД), который утверждается руководителем головного учреждения.

<3> Пункт 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Поступление субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания филиалам, а также перечисления головного учреждения необходимо отражать в таблице N 2 Плана ФХД.

При этом в рамках учетной политики головного учреждения необходимо закрепить порядок начисления доходов от получения субсидий. Согласно п. 142 Инструкции по бухгалтерскому учету для бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, п. 170 Инструкции по бухгалтерскому учету для автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, расчеты между головным учреждением и его филиалом производятся на счете 0 30404 000 "Внутриведомственные расчеты", в том числе по перечислению денежных средств на аналитических счетах:

Следовательно, плановые назначения по доходам от субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания, получение финансового обеспечения должно отражаться в учете головного учреждения и соответственно в разделе "Поступления от доходов" таблицы N 2 плана ФХД головного учреждения. Перечисление средств филиалу указывается в разделе "Выбытие финансовых активов", строка "Уменьшение остатков средств", код строки 410. У филиала же поступления средств субсидии будут отражаться в разделе "Поступления финансовых активов" по строке "Увеличение остатков средств", код строки 310 Плана ФХД филиала.

Начисление доходов от получения субсидий также будет отражаться в учете головного учреждения, в бухгалтерском учете филиала и в разделе "Выплаты по расходам" плана ФХД филиала будут отражаться показатели расходов.

Пример. План ФХД головного учреждения утвержден в объеме 100 млн руб. по средствам субсидии на выполнение государственного задания, из которых 10 млн подлежат перечислению филиалу в соответствии с распределением объема оказываемых государственных услуг.

Согласно графику перечисления субсидии учреждение получает 25 млн руб. в течение I квартала и перечисляет 10% от суммы поступлений на лицевой счет филиала.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

В учете головного учреждения

Отражение утвержденных плановых назначений по доходам в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

4 50710 131 <*>

4 50410 131

100 000 000

План финансово-хозяйственной деятельности

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного задания на основании соглашений, заключенных с учредителем

4 20531 560

4 40140 131

100 000 000

Соглашение

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного задания

4 40140 131

4 40110 131

25 000 000

График перечисления субсидии, бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Поступление суммы субсидии на лицевой счет учреждения в органе казначейства

4 20111 510 Забалансовый счет 17

4 20531660

25 000 000

Выписка из лицевого счета

Отражение полученного финансового обеспечения в виде субсидии на выполнение государственного задания

4 50810 131

4 50710131

25 000 000

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Перечисление суммы субсидии филиалу

4 30404 610

420111 610 Забалансовый счет 18

2 500 000

Выписка из лицевого счета

В учете филиала

Получение суммы субсидии от головного учреждения

4 20111 510 Забалансовый счет 17

4 30404 510

2 500 000

Выписка из лицевого счета

<*> В соответствии с Приказом Минфина России от 27.12.2017 N 255н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" для отражения доходов от оказания платных услуг (работ) с 1 января 2018 года применяется КОСГУ 131.

Отчет о выполнении государственного задания

Результаты своей деятельности в части оказания государственных (муниципальных) услуг филиал представляет своему головному учреждению в порядке, установленном последним. При этом необходимо учитывать, что головное учреждение будет представлять отчет с учетом показателей выполнения филиалом, поэтому сроки представления отчетности филиалом головному учреждению необходимо устанавливать сокращенные.

Форма отчета по ОКУД 0506501 установлена Постановлением N 640.

Е.П. Кравченко

Эксперт в области бухгалтерского

учета и отчетности

учреждений госсектора