Мудрый Экономист

План по внедрению профстандартов: разбираемся в деталях реализации

"Руководитель автономного учреждения", 2017, N 6

Автономные учреждения еще в 2016 году начали поэтапно переходить на работу по профессиональным стандартам - утвердили соответствующие планы, составили списки внедряемых стандартов и приступили к реализации намеченного. Но при исполнении новых законодательных требований у учреждений возникают вопросы. Что учесть, чтобы облегчить себе работу по внедрению профстандартов?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 <1> государственным и муниципальным учреждениям дано 3,5 года на то, чтобы внедрить у себя профстандарты, - все мероприятия должны завершиться до 1 января 2020 года. При этом переводить сотрудников на работу по профстандартам можно поэтапно - главное указать в соответствующем плане, что именно и когда будет вводиться и в отношении какого количества сотрудников.

<1> "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - Постановление N 584).

Подготовительный этап - информирование персонала, составление списка внутренних документов, подлежащих корректировке, и списка применяемых профстандартов - учреждения в большинстве своем уже прошли, а многие даже внедрили у себя часть стандартов. Но впереди еще много работы. Остановимся на некоторых деталях рассматриваемого процесса и действиях, которые целесообразно совершить учреждению.

Определяем, обязательно ли применение стандарта

Хотя списки вводимых стандартов автономные учреждения уже утвердили, этим вопросом нелишне задаться еще раз. Ведь может оказаться, что какие-либо из стандартов, обязательных для применения, не включены в план (а значит, и не внедряются, что станет нарушением трудового законодательства), но в то же время в плане фигурируют "рекомендательные" стандарты, на которые можно было бы перейти позже. Кроме того, выборочный анализ планов, размещенных в открытом доступе, показывает, что некоторые учреждения трактуют обязательность применения так: все профстандарты, включенные в план по внедрению, считаются обязательными.

Между тем требования профстандартов должны выполняться только в той части, которая прописана в законодательных и иных нормативных актах, и только в отношении квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В остальных случаях стандарты используются в качестве основы для установления требований к квалификации работников, то есть носят рекомендательный характер. На это указано в ст. 195.3 ТК РФ.

В качестве иллюстрации назовем несколько стандартов.

Профстандарты, обязательные для применения

Наименование профстандарта

Реквизиты нормативного акта, которым утвержден стандарт

Норма законодательства, определяющая обязательность применения

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 N 613н

Статья 57 ТК РФ (предоставление по отдельным должностям и специальностям компенсаций и льгот либо наличие ограничений), список должностей работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 N 528н

Врач-стоматолог

Приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 N 227н

Статья 57 ТК РФ, список должностей работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный названным выше Постановлением

Эксперт в сфере закупок <*>

Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 626н

Часть 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) (работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок)

Специалист в сфере закупок <*>

Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н

<*> Данные стандарты применяются в отношении работников контрактной службы, если автономное учреждение проводит закупочную деятельность на основании Закона N 44-ФЗ либо, являясь исполнителем Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в инициативном порядке создало у себя контрактную службу.

Профстандарты, рекомендованные к применению

Наименование профстандарта

Реквизиты нормативного акта, которым утвержден стандарт

Бухгалтер

Приказ Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н

Специалист по управлению персоналом

Приказ Минтруда РФ от 06.10.2015 N 691н

Повар

Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 N 610н

Слесарь-электрик

Приказ Минтруда РФ от 17.09.2014 N 646н

Как видим, обязанность руководствоваться профстандартами прежде всего нужно соблюдать в отношении работников, занятых в основной деятельности учреждений, в то время как "рекомендательные" стандарты зачастую касаются вспомогательного персонала.

Впрочем, в настоящее время утверждены далеко не все стандарты, необходимость применения которых установлена ст. 195.3 ТК РФ. Например, для работников, осуществляющих творческую деятельность на сцене в театрах, профстандарты тоже внедряются в обязательном порядке, поскольку должности артиста балета, солиста музыкального театра, артиста профессионального хорового коллектива, кукловода и др. предусматривают предоставление льготы (ст. 57 ТК РФ, Постановление Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447). Но так как профстандартов по данным должностям нет, автономные учреждения соответствующего профиля пока не должны совершать никаких действий в отношении названных работников (до утверждения подходящего стандарта). Руководствоваться нужно действующими квалификационными справочниками.

Выбираем нужный стандарт

Анализ планов по внедрению профстандартов показывает, что у учреждений иногда возникают сложности с выбором стандарта. Если в штатном расписании есть должность системного администратора, к ней применяется стандарт "Программист" или "Администратор баз данных"? А может быть, подойдет "Системный администратор информационно-коммуникационных систем" <2>? При поиске ответа нужно ориентироваться не на название стандарта и даже не на наименование должности, а на трудовые функции, описанные в том или ином профстандарте.

<2> Стандарты утв. Приказами Минтруда РФ от 18.11.2013 N 679н, от 17.09.2014 N 647н и от 05.10.2015 N 684н соответственно.

В обязанности системного администратора вряд ли входят такие функции, как написание программного кода с использованием языков программирования, проверка работоспособности программного обеспечения и его проектирование, а значит, стандарт "Программист" в данном случае неприменим. А вот один из двух других документов может подойти, но какой именно - зависит от обязанностей конкретного системного администратора, работающего в учреждении.

Если специалист работает с базами данных (допустим, в учреждении налажен электронный документооборот или внедрена система управления взаимоотношениями с клиентами) и осуществляет такие функции, как управление доступом к базам данных, оптимизация их производительности, управление жизненным циклом хранящихся данных, предотвращение их потерь и повреждений, стандарт "Администратор баз данных" будет соответствовать деятельности этого специалиста. Если же работник выполняет "классические" функции - устанавливает прикладное программное обеспечение, персональные компьютеры, подключает периферийные и абонентские устройства, восстанавливает работоспособность системы или ее составляющих после сбоев, обслуживает периферийное оборудование - подойдет третий названный стандарт.

По такому же принципу должны выбираться и другие профстандарты. В частности, если в учреждении работают начальник отдела кадров и инспектор по кадрам, в их отношении нужно применять общий стандарт - "Специалист по управлению персоналом". А для преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов, работающих, предположим, в колледже, подойдет стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 N 608н).

Корректируем план

В процессе работы уполномоченные сотрудники АУ могут прийти к выводу, что ранее включенные в список стандарты не подходят к тем должностям, для которых выбраны, или к трудовым функциям, выполняемым конкретными работниками. Тогда в план по внедрению необходимо внести изменения.

Корректировка плана может потребоваться и при утверждении новых профстандартов - особенно в тех случаях, когда последние обязательны для применения. Например, автономным учреждениям нужно обратить внимание на такие новые документы:

--------------------------------------------¬------------------------------¬
¦ Сфера здравоохранения ¦¦ Сфера образования ¦
L---------------------T----------------------L--------------T---------------
¦/ ¦/
--------------------------------------------¬------------------------------¬
¦- стандарт "Врач-педиатр участковый" ¦¦Стандарт "Специалист в ¦
¦(утвержден Приказом Минтруда РФ от ¦¦области воспитания" ¦
¦27.03.2017 N 306н); ¦¦(утвержден Приказом ¦
¦- стандарт "Врач-лечебник (врач-терапевт ¦¦Минтруда РФ от 10.01.2017 ¦
¦участковый)" (утвержден Приказом ¦¦N 10н) ¦
¦Минтруда РФ от 21.03.2017 N 293н) ¦¦ ¦
L--------------------------------------------L------------------------------

Эти стандарты, относящиеся к обязательным, в прошлом году, конечно, не могли быть учтены при разработке планов по внедрению и списков вводимых профстандартов. Но сейчас учесть их необходимо. Перечень внедряемых стандартов целесообразно анализировать (и обновлять) ежеквартально.

Кроме того, профессиональные стандарты могут актуализироваться, а такие изменения тоже должны найти отражение в планах и локальных нормативных актах учреждений.

Приводим в соответствие наименования должностей

При переходе на работу по профстандартам учреждению следует сверить наименования должностей сотрудников с возможными наименованиями должностей из стандартов и квалификационных справочников. Впрочем, при возникновении расхождений переименовывать должность требуется далеко не всегда.

Строгое соответствие нужно в тех случаях, когда работа по должности (специальности) связана с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений (ст. 57 ТК РФ). Тогда название профессии или должности необходимо взять из квалификационного справочника или профстандарта. Отметим, что формулировка названной нормы не дает ясности относительно того, каким документом руководствоваться в первую очередь. Минтруд в Письме от 29.12.2016 N 15-2/ООГ-4698 (далее - Письмо N 15-2/ООГ-4698) указал на самостоятельность работодателя в решении обозначенного вопроса. Ведомство разъяснило: когда наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профстандартах, организация сама определяет, какой нормативный акт использовать (за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными актами РФ).

Если же компенсаций, льгот или ограничений по той или иной должности нет, учреждение может поступить по своему усмотрению: либо переименовать должность, либо оставить свой вариант.

В качестве примера разберем ситуацию, когда при сверке штатного расписания и внедряемого профстандарта обнаружено расхождение в наименованиях должности и учреждение решило привести ее в соответствие стандарту. Предположим, что в штатном расписании учреждения значится должность инженера по охране труда, а в соответствующем стандарте, утвержденном Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 N 524н, предлагается наименование "Специалист по охране труда". Кстати, из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих <3> позиция "Инженер по охране труда" исключена, так что сомнений в том, каким будет новое название должности, не остается.

<3> Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.

Руководителю АУ нужно исключить из штатного расписания старую должность и ввести в него новую. При этом с работником подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении наименования должности, а в трудовую книжку вносится надлежащая запись.

Проверяем соответствие квалификации работника требованиям стандарта

Квалификацию сотрудников, в отношении должностей которых вводятся профстандарты, тоже нужно сверить с требованиями стандартов. Но что именно входит в это понятие - полученное образование, опыт работы, что-то еще?

Примечание. Важно отслеживать изменения законодательства, касающиеся принятия новых профстандартов, и своевременно вносить корректировки в собственный план по внедрению.

Согласно ст. 195.1 ТК РФ под квалификацией понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профстандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. То есть требования, предъявляемые стандартом к образованию и обучению, знаниям и умениям, как раз и являются квалификационными.

В связи с этим учреждение может разделить работу на две части:

  1. проанализировать квалификацию сотрудников с точки зрения базовых требований, заданных профстандартом (образование и опыт работы);
  2. проверить знания и умения на соответствие требованиям стандарта.

В первом случае потребуется "бумажная" работа, во втором - аттестация сотрудников или другие оценочные процедуры. Отметим, что помимо аттестации сегодня предусмотрен механизм независимой оценки квалификации <4>. Но центры оценки квалификации, ориентированные на сферы образования, здравоохранения, соцобслуживания, культуры, физкультуры и спорта, в настоящее время не созданы. Хотя в некоторых регионах уже можно оценить работников сквозных профессий - офисных специалистов и вспомогательный административный персонал <5>.

<4> Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" вступил в силу 1 января 2017 года.
<5> Актуальная информация о центрах оценки квалификации размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций nok-nark.ru.

Если на каком-либо из этапов выяснится, что специалист не соответствует квалификационным требованиям профстандарта, внедряемого в учреждении, работник направляется на обучение. Включить в такой план-график необходимо прежде всего тех специалистов, в отношении должностей которых профстандарты носят обязательный характер. План-график по обучению важен еще и потому, что описывает конкретные действия работодателя по переходу на профстандарты и является основой для распределения средств на данную цель.

Напомним, что согласно п. 6 Постановления N 584 переход этот должен осуществляться в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности (то есть как средств субсидий, так и внебюджетных доходов). Названная норма распространяется на федеральные государственные учреждения, но, как показывает практика, субъекты РФ и муниципальные образования очень часто следуют федеральному примеру.

Приведем в схематичном виде алгоритм возможных действий учреждения при оценке квалификации работников.

---------------------------------------------------¬
¦ Квалификация работника ¦
L--------T--------------------------------T---------
¦/ ¦/
-----------------¬ ------------------¬
¦ Соответствует ¦ ¦ Не соответствует¦
¦ требованиям ¦ ¦ требованиям ¦
¦ профстандарта ¦<---¬ ¦ профстандарта ¦
L--------T-------- ¦ -----+---------T-------+------------¬
¦/ ¦ ¦/ ¦/ ¦/
--------------------¬-+-----------¬-----------------¬----------------------¬
¦Работник продолжает¦¦ Работник ¦¦ Работник ¦¦ Работника увольняют ¦
¦работать на прежне馦направляется¦¦ переводится на ¦¦ (только на основании¦
¦ должности ¦¦ на обучени妦другую должность¦¦ результатов ¦
L--------------------L-------------L-----------------¦ аттестации) ¦
L----------------------

На практике при несоответствии квалификации сотрудника требованиям профстандарта органы власти рекомендуют учреждениям использовать первый вариант - направлять специалистов на обучение. В частности, Минтруд в п. 10 Письма от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (далее - Письмо N 14-0/10/В-2253) сообщил, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

Укажем еще на три момента, важных с точки зрения реализации требований трудового законодательства.

  1. Если профстандарт обязателен для применения, на должности, которые он охватывает, принимаются только те кандидаты, которые соответствуют требованиям к квалификации, обозначенным в данном стандарте.
  2. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе стандарта "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж (п. 10 Письма N 14-0/10/В-2253).
  3. Если по конкретной должности квалификационный справочник и профстандарт содержат разные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует. Исключением здесь будут случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 5 Письма N 14-0/10/В-2253).

Уточняем должностные обязанности работника

При сверке трудовых функций профстандарта с обязанностями работника, отраженными в его должностной инструкции, может выясниться, что последние нуждаются в уточнении: охватывают только часть функций, прописанных в стандарте, или сразу два профстандарта.

Учреждение может формировать обязанности по конкретной должности, полностью или частично используя представленный в стандарте набор трудовых функций. Например, оно вправе распределить трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, между несколькими должностями, самостоятельно установив содержание и (или) объем выполняемой сотрудником работы. И наоборот: допустимо расширить перечень трудовых действий по отдельным должностям по сравнению с перечнем, предусмотренным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций из других обобщенных функций того же профстандарта или трудовых функций из других стандартов.

Второй вариант реализуется лишь с согласия сотрудника, не в одностороннем порядке. На это указал Минтруд в Письме N 14-0/10/В-2253: трудовая функция работника может изменяться в силу ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора. Более того, обязанности работника не могут трансформироваться автоматически на том основании, что в автономном учреждении внедряется профстандарт.

Заключение

На внедрение профстандартов у учреждений есть еще 2,5 года. За указанный срок нужно привести в соответствие новым требованиям внутренние документы и завершить обучение сотрудников. Разумеется, все это касается только тех должностей, по которым уже утверждены подходящие стандарты и которые включены в план учреждения по переходу на профстандарты. Кроме того, важно отслеживать изменения законодательства, связанные с принятием новых стандартов, и своевременно реагировать на них, внося корректировки в собственный план по внедрению.

М.Е. Смолева

Эксперт журнала

"Руководитель автономного учреждения"